Дело № 2а-2367/2020
55RS0005-01-2020-003809-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.
при секретаре Слабодцкой В.В., помощнике Благовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 10 сентября 2020 года
дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 России по Центральному административному округу г. Омска к Почепко Ю. Н. о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска обратился в суд с иском к Почепко Ю.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени.
В обоснование требований указал, что Почепко Ю.Н. является владельцем катера (водного транспорта) №, в связи с чем административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога с физических лиц за 2016 год в размере 27 000 руб., которое не исполнено, поэтому выставлено налоговое требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в <адрес> мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с ответчика налога и пени отменен.
На основании изложенного просит взыскать с Почепко Ю.Н. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 27 000 руб. и пени в размере 55 руб. 80 коп.
В дополнительных доводах указал, что согласно данным ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», которое состоит на учете в ИФНС 5504, принадлежащий катер Почепко Ю.Н. был отнесен к маломерным судам, расчет налога в размере 27 000 руб. был произведен ИФНС России по ОАО <адрес>, которая и направила налогоплательщику сводное налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем выяснилось, что водное транспортное средство <адрес> относится к немаломерным судам, ИФНС 5504 произведено сторнирование транспортного налога за 2016 год в рамках налогового уведомления №, данным налоговым органом сформировано новое налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанная задолженность была признана погашенной, однако она образовалась на основании налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ о начислении налога за другое транспортное средство, следовательно, двойное налогообложение не усматривается.
В связи с неисполнением административным ответчиком налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 27 000 руб. и пени в размере 55 руб. 80 коп.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Кимстачёв Р.Ю., действующий на основании доверенности (л.д.54), в судебном заседании возражал против требований, ссылаясь на необоснованность доводов налогового органа.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании п.п. 1, 2 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных названной главой.
Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Как указано в п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
Транспортный налог введен на территории Омской области Законом Омской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ. С 01 января 2015 года налог на транспортное средство уплачивается налогоплательщиками в срок, установленный НК РФ постольку, поскольку Законом Омской области от 28 июля 2014 года № 1652-ОЗ исключена ч. 3 ст. 4 Закона Омской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ, предусматривавшая срок уплаты налога на уровне субъекта РФ.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. ст. 360 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
В соответствии с п. 2 ст. 52, п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Пунктом 2 ст. 15 Кодекса водного транспорта РФ предусмотрено, что право собственности на судно возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
местом нахождения водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) является место государственной регистрации транспортного средства. В свою очередь для маломерных судов таким местом является место нахождения организации (ее обособленного подразделения), за которой в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство (подп. 1 и 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).
В силу ст. 39 Кодекса торгового мореплавания РФ государственная регистрация судов осуществляется в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов на имя собственника.
Государственная регистрация немаломерных судов в г. Омске осуществляется в Федеральном бюджетном учреждении «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», которая состоит на учете в ИФНС России №2 по ЦАО г. Омска.
В судебном заседании установлено, что Почепко Ю.Н. в заявленный истцом период на праве собственности принадлежало судно «РТ-14», тип и назначение судна: самоходное, теплоход, буксир-толкач, идентификационный номер ОИ-09-2497, год постройки 1963, в Государственном судовом реестре числится за номером 38-542 (л.д.30).
Таким образом, у Почепко Ю.Н. имеется установленная законодательством обязанность по уплате транспортного налога.
Согласно п.п. 2,4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как усматривается из пояснений представителя истца, в связи с ошибочным присвоением судну ОИ-2497 признака «маломерное» транспортный налог за 2016 год был начислен ИФНС России по САО г. Омска.
При анализе поступивших сведений из регистрирующих органов транспортное средство признано немаломерным, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по ОАО г. Омска транспортный налог за 2016 год в рамках налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ был сторнирован.
Через личный кабинет налогоплательщика административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 27 000 руб., сформированное ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска (л.д.10)
В связи с неуплатой налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок Почепко Ю.Н. были начислены пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 55 руб. 80 коп.
Согласно положениям п. 1 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Пунктом 1 ст. 70 НК РФ регламентировано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 НК РФ обеспечивается начислением пени.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неисполнением административным ответчиком налогового уведомления в ее адрес направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени в размере 27 055 руб. 80 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Однако доказательств направления указанного требования налоговым органом в материалы дела не представлено.
Судебным приказом исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в <адрес> мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Почепко Ю.Н. в пользу налогового органа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 27 000 руб. и пени в размере 55 руб. 80 коп. (л.д.35).
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в <адрес> мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (л.д.37).
Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
При предъявлении налоговым органом требования № со сроком исполнения до 22 мая 2019 года общая сумма налога и пени превысила 3 000 руб. и составила 27 055 руб. 80 коп.
Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться до 08 января 2020 года, т.е. в течение шести месяцев со дня превышения 3 000 рублей (л.д.12).
Заявление от налогового органа поступило к мировому судье своевременно - 19 августа 2019 года (л.д.32-34).
Вместе с тем после отмены судебного приказа налоговый орган обратился в Первомайский районный суд г. Омска 20 августа 2020 года. т.е. с пропускам срока подачи заявления о взыскании налога (л.д.2,24).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
При этом обязанность подтверждения, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
В заявлении о восстановлении процессуального срока налоговый орган ссылается на то обстоятельство, что указанная недоимка переходила из одного подразделения налогового органа в другой в связи с изменением статуса объекта налогообложения.
В определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В данном случае налоговый орган обратился в районный суд с административным иском с пропуском установленного законом срока, следовательно, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика налогов. Приведенные в ходатайстве обстоятельства не являются основанием для восстановления срока подачи заявления о взыскании задолженности по налогу и пени, т.к. уважительность причины пропуска такого срока судом не установлена.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ 27 000 ░░░.00 ░░░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 55 ░░░. 80 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░