УИД 59RS0035-01-2021-000701-81
Дело № 2а-873/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск 22 апреля 2021 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Новиковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Вавилиной А.А.,
с участием
административного истца Токарева А.А.,
представителя административного истца Решетниковой О.Н.,
представителя административного ответчика Смирновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск административное дело по административному исковому заявлению Токарева А.А. к администрации Соликамского городского округа об оспаривании бездействий и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Токарев А.А. обратился в Соликамский городской суд Пермского края с вышеназванным административным иском, указав, что является собственником земельного участка и расположенного на нем индивидуального жилого дома по адресу: <...>
Несмотря на его неоднократные обращения администрацией города Соликамска его индивидуальный жилой дом не обеспечен подъездными путями, фактических действий по обеспечению дома подъездными путями администрацией не производится.
Считает, что административный ответчик устраняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законом. Бездействие администрации города Соликамска нарушает права и законные интересы административного истца и противоречит действующему законодательству.
Просил признать незаконными бездействия администрации Соликамского городского округа, выразившиеся в длительном непринятии мер по строительству подъездных путей (дороги) к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <...>; обязать администрацию Соликамского городского округа построить подъездной путь (дорогу с твердым покрытием) к указанному земельному участку.
Административный истец Токарев А.А. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме, пояснив, что в 2016 году приобрел земельный участок по <...>, получил разрешение на строительство индивидуального жилого дома. К настоящему времени дом построен, он с семьей намерен проживать в доме, однако отсутствие подъездных путей делает это невозможным, так как после таяния снега и во время дождей накатанная полоса земли размыта. Также пояснил, что зимой 2020-2021 гг подъездной путь к его дому административным ответчиком расчищался.
Представитель административного истца Решетникова О.Н., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании административный иск поддержала по доводам, приведенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Смирнова Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, считая его необоснованным, приводя следующие возражения. Законодательство Российской Федерации не содержит понятия «подъездные пути», не закрепляет обязанности органа местного самоуправления по организации таких путей. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 года № 226 земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к любой из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможность въезда на этот земельный участок. Согласно снимку публичной кадастровой карты доступ к земельному участку административного истца обеспечен. Заявляя требования о возложении обязанности построить к земельному участку административного истца подъездной путь (дорогу с твердым покрытием), административный истец не уточняет, в каком твердом исполнении должны быть построены подъездные пути (дорога). Вместе с тем, под твердым покрытием дорог понимается усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые, из грунтов и местных малопрочных материалов) (Приказы Росстата от 22.07.2019 года № 418 и от 29.12.2017 года № 887). Покрытие дороги зависит от её территориального расположения, класса дороги, указанного в техническом паспорте. В соответствии с письмом Управления имущественных отношений Соликамского городского округа от 09.04.2021 года внутрипоселковая дорога, расположенная по адресу: <...>, включена в Реестр бесхозяйных вещей Соликамского городского округа на основании распоряжения Управления имущественных отношений Соликамского городского округа от 18.09.2020 года. Проведение мероприятий по выполнению кадастровых работ и постановке на учет как бесхозяйного имущества в Управлении Росреестра в отношении указанной внутрипоселковой дороги запланировано на 3 квартал 2021 года. Согласно письму МБУ «<данные изъяты>» от 02.04.2021 года для выполнения работ по текущему содержанию автомобильных дорог в <...> заключен гражданско-правовой договор № от <дата> с ООО «<данные изъяты>», согласно приложению к которому <...> подлежит содержанию в зимний период. Работы по её содержанию производятся по заявке МБУ <данные изъяты> (заявки корректируются с учетом погодных условий). Итоговые слушания по утверждению Генерального плана согласно Постановлению Главы Соликамского городского округа от 19.02.2021 года № 16 были проведены 01.04.2021 года. По проекту Генерального плана Соликамского городского округа были проведены публичные слушания, однако обращения Токарева А.А. по строительству подъездных путей (дороги) к его земельному участку в период публичных слушаний в Комитет по архитектуре и градостроительству Соликамского городского округа не поступало. В проекте Генерального плана Соликамского городского округа предлагаемая Токаревым А.А. территория обозначена как улично-дорожная сеть сельского населенного пункта. После межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет он будет передан в безвозмездное пользование МБУ «<данные изъяты>», которое на основании Устава Соликамского городского округа будет производить содержание дороги в целях улучшения жилищных условий. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет администрация сможет обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Без признания права муниципальной собственности органа местного самоуправления на объект невозможно строительство внутрипоселковой дороги по <...>, требующее выделения бюджетных средств. Поскольку администрацией принимаются все необходимые действия для обеспечения административного истца подъездными путями (дорогой) к указанному земельному участку, считала, что отсутствуют основания для признания бездействия незаконным.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Токарева А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена, однако в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Заслушав административного истца и его представителя, а также представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, представленные сторонами доказательства, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания оспариваемого бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным необходима совокупность вышеперечисленных условий.
Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относится: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
В силу положений ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании судом установлено, что административный истец Токарев А.А. является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с придомовыми участками) площадью <данные изъяты>, кадастровый № и жилого дома, общей площадью <данные изъяты>, кадастровый № по адресу: <...> (л.д. 26-27, 47-48).
27.05.2020 года Токарев А.А. обратился в администрацию Соликамского городского округа Пермского края с заявлением об обеспечении принадлежащего ему вышеуказанного дома подъездными путями (л.д. 29).
25.06.2020 года на заявление административного истца администрацией Соликамского городского округа Пермского края был дан ответ о том, что для обеспечения организации подъездных путей к объекту индивидуальный жилой дом по адресу: <...> необходимо проведение землеустроительных работ, а именно: межевания участка, постановки на кадастровый учет планируемого для устройства подъездных путей земельного участка; в настоящий момент администрацией утверждается проект Генерального плана Соликамского городского округа, который позволит обеспечить выполнение данных работ (л.д. 31).
08.10.2020 года на заявление Токарева А.А. был дан ответ, в котором указано, что в срок до 31.10.2020 года участок автомобильной дороги по улице <...> включен в реестр бесхозяйного имущества Соликамского городского округа для возможности его дальнейшего содержания в зимний период времени; по прошествии 1 года автомобильная дорога будет включена в реестр объектов собственности Соликамского городского округа. Для включения в реестр объектов собственности Соликамского городского округа автомобильная дорога по <...> также включена в планы работ по межеванию с целью определения её границ и постановки на кадастровый учет. После постановки автомобильной дороги на кадастровый учет и включении в реестр объектов муниципальной собственности Соликамского городского округа будет произведен ремонт автомобильной дороги по <...> с организацией подъездных путей. Плановый период ремонта участка автомобильной дороги по <...> – 2022-2023 гг (л.д. 20-21).
Таким образом, судом установлено, что какими-либо вещными правами в отношении земельного участка по <...>, используемого как внутрипоселковая дорога, администрация Соликамского городского округа Пермского края не обладает.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на основании распоряжения <данные изъяты> № от <дата> внутрипоселковая дорога, расположенная по адресу: <...>, включена в Реестр бесхозяйных вещей Соликамского городского округа.
Проведение мероприятий по выполнению кадастровых работ и постановке на учет как бесхозяйного имущества в Управлении Росреестра по Пермскому краю в отношении указанной внутрипоселковой дороги запланировано на 3 квартал 2021 года.
Согласно письму МБУ «<данные изъяты>» от 02.04.2021 года для выполнения работ по текущему содержанию автомобильных дорог в <...> заключен гражданско-правовой договор № от <дата> с ООО «<данные изъяты>», согласно приложению к которому <...> подлежала содержанию в зимний период.
Из объяснений административного истца следует, что работы по содержанию <...> в зимний период 2020-2021 гг осуществлялись.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Судом установлено, что земельный участок по <...> в установленном порядке для строительства подъездной дороги не отводился.
01.04.2021 года были проведены итоги публичных слушаний по рассмотрению Генерального плана Соликамского городского округа Пермского края согласно Постановлению Главы Соликамского городского округа от 19.02.2021 года № 16. В проекте Генерального плана Соликамского городского округа предлагаемая административным истцом территория обозначена как улично-дорожная сеть сельского населенного пункта.
Вышеприведенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о принятии администрацией Соликамского городского округа Пермского края мер по обеспечению принадлежащего административному истцу Токареву А.А. земельного участка подъездной дорогой.
Несогласие административного истца с длительностью проведения мероприятий, необходимых для строительства подъездных путей, не свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии, поскольку вызвана объективными причинами, в том числе выделением средств из местного бюджета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным ответчиком незаконного бездействия допущено не было, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия административного ответчика и возложении обязанности построить подъездной путь к принадлежащему административному истцу земельному участку.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (30.04.2021 ░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░