дело № 2-211/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 января 2019 года город Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимовой Э.Ф.,
при секретаре Ахметовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фаррахова Л.Г. к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка (в редакции уточненных исковых требований),
У С Т А Н О В И Л:
Фаррахов Л.Г. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (в редакции уточненных исковых требований) в вышеприведенной формулировке, в обоснование указав, что на основании договора аренды №-н от ДД.ММ.ГГГГ пользуется земельным участком с кадастровым номером №, площадью 100 кв.м категории: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, на котором построил жилой дом, площадью 12,6 кв.м., право собственности на жилой дом им зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок огорожен, имеются и иные объекты капитального строительства. Еще в 2014 году обращался к ответчику с заявлением о переоформлении земельного участка в собственность, однако в удовлетворении заявления ему было отказано. Просит обязать Исполком заключить с ним договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, <адрес>, дом. 42.
В судебном заседании истец Фаррахов Л. Г. поддержал заявленные исковые требования по указанным в иске основаниям.
Представитель Исполкома Митрофанова Е.И. иск не признала.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В силу положений части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды №-н от ДД.ММ.ГГГГ Фаррахов Л.Г. пользуется земельным участком с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., категория: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес> (л.д. 10-20).
Истец построил на данном земельном участке жилой дом, 1 этажный, общей площадью 12,6 кв.м., право собственности на дом было зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, запись № (л.д. 21).
Распоряжением исполнительного комитета Биклянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, земельному участку с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., присвоен адрес: <адрес> (л.д.23).
В подп. 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Признание права - один из предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты прав граждан, в том числе прав на недвижимое имущество. Признание права на недвижимое имущество реализуется только в судебном порядке. В результате признания права судом признается наличие или отсутствие у одной из спорящих сторон права на конкретное недвижимое имущество и таким образом ликвидируется возникшая неопределенность.
Согласно части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса.
Пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Анализ вышеприведенных норм земельного законодательства позволяет сделать вывод о том, что для предоставления земельного участка в собственность по основаниям пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации существенным является установление не только нахождения на нем принадлежащего истцу недвижимого имущества, но и то, что земельный участок необходим для использования этого объекта и используется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства согласно разрешенному использованию земельного участка.
Таким образом, гражданин, владеющий земельным участком для ведения садоводства и дачного строительства на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе только при определенных законом обстоятельствах; законом не предусмотрено право на приобретение за плату земельного участка арендатором, имеющим на праве собственности строения, не соответствующие целевому назначению земельного участка.
Такое ограничение прав арендаторов отвечает задачам стимулирования освоения земельных участков в соответствии с их целевым назначением, а также целям защиты государственной и муниципальной собственности от злоупотреблений со стороны арендаторов.
Согласно договору аренды и выписке из ЕГРН спорный земельный участок предоставлен истцу для индивидуального жилищного строительства, площадь земельного участка и находящегося на нем зарегистрированного строения соразмерна площади занимаемого строением земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, судом не установлено. Возведенное на земельном участке здание соответствуют виду разрешенного использования и отвечают критериям пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, что не оспаривалось лицами, участвующим в деле при рассмотрении настоящего дела по существу.
Таким образом, Фаррахову Л.Г. принадлежит исключительное право на приобретение в собственность земельного участка под жилым домом, а Исполком препятствует в реализации его права - предусмотренные частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации действия не совершает.
В судебном заседании ответчиком не представлено доказательств ненадлежащего использования земельного участка, тогда как доказательства целевого использования земельного участка истцом представлены, судом установлены обстоятельства, дающие Фаррахову Л.Г. право получить участок в собственность за плату без проведения торгов.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению, на Исполком подлежит возложению обязанность заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом.
Резолютивную часть решения суд считает необходимым изложить исходя из положений подпункта 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Фаррахова Л.Г. к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка (в редакции уточненных исковых требований),– удовлетворить.
Возложить на исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан обязанность осуществить подготовку проекта договора о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., категории: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, в трех экземплярах, его подписание и направление в адрес Фаррахова Л.Г. в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца, с момента изготовления решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Тукаевский районный суд Республики Татарстан.
Судья: «подпись»
Копия верна
Судья: