РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2024 года г.Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Романовой Т.А., при секретаре судебного заседания Шаучунайте Е.Ю., с участием представителя истца – помощника прокурора г.Шелехова Перфилевой К.Т., представителя ответчиков Администрации Олхинского сельского поселения и МКУ Олхинского муниципального образования «Олхинский центр культуры и благоустройства» Кудаевой С.А., действующей на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1229/2024 по исковому заявлению Прокурора г.Шелехова к Администрации Олхинского сельского поселения и Муниципальному казенному учреждению Олхинский центр культуры и благоустройства» о возложении обязанности провести техническое обследование зданий
установил:
обращаясь с настоящим иском, прокурор в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Шелехов проведен анализ состояния законности в сфере градостроительного законодательства на территории Шелеховского района, в том числе деятельности администрации Олхинского сельского поселения, МКУ «Олхинский ЦБК».
По результатам анализа следует, что администрация, является собственником недвижимого имущества:
- здание дома культуры, по адресу: *адрес скрыт* – 1968 года постройки;
- здание гаража, по адресу: *адрес скрыт* - 1985 года постройки;
- здание гаража, по адресу: *адрес скрыт* - 1985 года постройки.
Установлено, что обследование объектов с использованием современных средств технической диагностики и привлечением специализированных организаций вопреки п.п.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 п.п. 4.1, 4.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее – ГОСТ 31937-2011, ГОСТ 31937-2024), не проведено.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права объекты находятся в собственности администрации Олхинского сельского поселения, переданы в оперативное управление МКУ ОМО «Олхинский центр культуры и благоустройства».
В нарушение норм закона эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий не осуществляется, обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено, что подтверждается информацией администрации.
Прокурор г. Шелехова просил суд возложить обязанность на администрацию Олхинского сельского поселения, Муниципальное казенное учреждение Олхинского муниципального образования «Олхинский центр культуры и благоустройства» провести в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» техническое обследование состояния здания дома культуры *адрес скрыт*, в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Олхинского сельского поселения, Муниципальное казенное учреждение Олхинского муниципального образования «Олхинский центр культуры и благоустройства» в срок до 01.08.2024 провести в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» техническое обследование состояния здания гаража, расположенного по *адрес скрыт* – 1985 год постройки, в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Олхинского сельского поселения, Муниципальное казенное учреждение Олхинского муниципального образования «Олхинский центр культуры и благоустройства» в срок до *дата скрыта* провести в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» техническое обследование состояния здания гаража, расположенного по *адрес скрыт* – 1985 год постройки, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Шелехов Перфильева К.Т. требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчиков администрации Олхинского сельского поселения и МКУ ОМО «Олхинский центр культуры и благоустройства» Кудаева С.А. исковые требования в не признала, сославшись на неопределенность при исполнении решения суда, указала что лицои ответственным за эксплуатацию объектов является МКУ ОМО «Олхинский центр культуры и благоустройства», на него и следует возложить обязанность обследовать здания, требования о возложении обязанности на администрацию не признала.
Дополнительно пояснила, что объекты недвижимости находятся в оперативной собственности МКУ ОМО «Олхинский центр культуры и благоустройства», что подтверждается договором оперативного управления *номер скрыт* от *дата скрыта*, таким образом, администрация является ненадлежащим ответчиком.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В силу п. 4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу ст. 2, 20 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст. ст. 38, 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья. Государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан.
Статьями 45, 46 Конституции РФ установлено, каждому гражданину в РФ гарантированы государственная и судебная защита его прав и свобод.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой г. Шелехов проведен анализ состояния законности в сфере градостроительного законодательства на территории Шелеховского района, в том числе деятельности администрации Подкаменского сельского поселения, МКУК «КДЦ п. Подкаменная».
По результатам анализа следует, что администрация Олхинского сельского поселения, является собственником недвижимого имущества:
- здание дома культуры, по адресу: *адрес скрыт* – 1968 года постройки;
- здание гаража, по адресу: *адрес скрыт* - 1985 года постройки;
- здание гаража, по адресу: *адрес скрыт* - 1985 года постройки.
Обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН: регистрационная запись *номер скрыт* от *дата скрыта*; регистрационная запись *номер скрыт* от *дата скрыта*; *номер скрыт* от *дата скрыта*.
Кроме того, вышеназванные объекты переданы администрацией в оперативное управление МКУ «Олхинский ЦБК», что подтверждается договором оперативного управления недвижимым имуществом *номер скрыт* от *дата скрыта* ( пп. 1.15, 5.2 Устава).
В соответствии с техническими паспортами объектов:
здание дома культуры, по адресу: *адрес скрыт*» – 1968 года постройки;
здание гаража, по адресу: *адрес скрыт* - 1985 года постройки;
здание гаража, по адресу: *адрес скрыт* - 1985 года постройки.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права Объекты находятся в собственности Олхинского муниципального образования и переданы в оперативное управление МКУ «Олхинский ЦБК».
Судом установлено, что обследование с использованием современных средств технической диагностики и привлечением специализированных организаций вопреки п.п.4.1 и 4.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», не проводилось, что подтверждается ответом Администрации Олхинского сельского поселения №459 от 14.06.2024
Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч.6 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений, (ч. 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями ч.9 ст. 55.24 указанного Кодекса эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов, и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.Статьей 7 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далёе - Федеральный закон № 384-ФЗ) установлено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона №384-ФЗ).
Согласно пунктам 4.1-4.4 ГОСТ 31937-2024 Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации. Первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию.
В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) проводят не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).
По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования. Для уникальных зданий (сооружений) устанавливают постоянный режим мониторинга при соответствующих требованиях национальных стандартов.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий (сооружений) проводят в соответствии с техническим заданием и, при необходимости, в соответствии с предварительно разработанной на его основе программой работ, в которой определяют состав и объем работ. Программу работ согласовывают с заказчиком.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (5.1.3 ГОСТ 31937-2024).
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, его элементов не осуществляется, обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.
Суд признает обоснованным довод прокурора г.Шелехова, что неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации может повлечь существенное нарушение прав граждан, обращающихся в администрацию, причинить вред их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами, права.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что факт неисполнения обязанности учреждений по проведению технического обследования состояния зданий нашел свое подтверждение. Кроме того, выявленные нарушения носят длящийся характер и продолжают иметь место в настоящее время, ответчиком не устранены.
Обсуждая возражения представителя ответчика суд исходит из следующего.
Согласно условиям договора оперативного управления *номер скрыт* от *дата скрыта* Администрацией Олхинского сельского поселения МКУ «Олхинский ЦБК» переданы в оперативное управление:
- здание дома культуры, по адресу: *адрес скрыт* – 1968 года постройки;
- здание гаража, по адресу: *адрес скрыт* - 1985 года постройки;
- здание гаража, по адресу: *адрес скрыт* - 1985 года постройки.
В соответствие с п.2.2.1, 2.2.3 и 2.2.4 договора учреждение принимает имущество на баланс, организовывать за свой счет текущий и капитальный ремонт и несет все расходы по его содержанию.
Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ст55.24 ГрК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 55.24 Кодекса эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния.
В соответствии с частью 8 статьи 55.24 Кодекса техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
В соответствии с частью 9 статьи 55.24 Кодекса эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
В соответствии с частью 1 статьи 55.25 Кодекса в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании, в том числе на праве оперативного управления.
В соответствии с частью 5 статьи 55.25 Кодекса лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Таким образом, в силу прямого указания закона эксплуатационный контроль осуществляет лицо ответственное за эксплуатацию здания.
Как установлено судом лицом ответственным за эксплуатацию объектов является МКУ «Олхинский ЦБК» владеющее зданиями на праве оперативного управления, непосредственно эксплуатирует имущество, несет расходы по его содержанию, на основании бессрочного договора.
При таком положении дела, возложение обязанности провести техническое обследование зданий на администрацию Олхинского сельского поселения и МКУ «Олхинский ЦБК» влечен неопредленность.
В целях достижения определенности судебного акта и в силу прямого указания закона обязанность провести техническое обследование зданий следует возложить на МКУ «Олхинский ЦБК» как лицо ответственное за эксплуатацию объектов.
Требования о возложении обязанности провести техническое обследование зданий на администрацию Олхинского сельского поселения удовлетворению не подлежат.
Срок исполнения обязанностей по устранению ответчиком нарушений указанный истцом, суд считает разумным.
Доводов о том, что требование прокурора в части срока исполнения являются неисполнимыми стороной ответчика не приведено.
Каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов о том, что указанный срок является недостаточным для устранения нарушений, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, ответчик не лишен возможности, обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г.Шелехова к Администрации Олхинского сельского поселения и Муниципальному казенному учреждению «Олхинский центр культуры и благоустройства» о возложении обязанности провести техническое обследование зданий, удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Олхинский центр культуры и благоустройства» в течение года со дня вступления в законную силу решения суда провести в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» техническое обследование здания Дома культыры, расположенного поадресу: *адрес скрыт*, зданий гаражей, расположенных по адресам: *адрес скрыт*
Требование прокурора г. Шелехова о возложении обязанности провести техническое обследование зданий к администрации Олхинского сельского поселения оставить без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Олхинский центр культуры и благоустройства» в бюджет Шелеховского муниципального района государственную пошлину в размере 300,00рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, 03.10.2024.
Судья Романова Т.А.