Решение по делу № 2-2234/2024 от 23.05.2024

Принято в окончательной форме 06.09.2024

Дело № 2-2234/2024

76RS0024-01-2023-001898-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 августа 2024 года                              г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Березиной Ю.А.,

при секретаре Жидковой Л.В.,

с участием представителя истца ФИО6,

представителей ответчика ТСЖ «1-я Тормозная, 60» -ФИО8, НАО «Управдом Фрунзенского района» - ФИО3, ТСЖ «1-я Тормозная, 58» - ФИО4, ТСЖ «1-я Тормозная, 59» - ФИО5

представителя третьего лица мэрии г. Ярославля – ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Фрунзенского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к НАО «Управдом Фрунзенского района», ТСЖ « 1-я Тормозная, 58», ТСЖ «1-я Тормозная, 60», ТСЖ «Тормозная-59» об обязании привести контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокуратура Фрунзенского района г. Ярославля, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском (с учетом уточненного л.д.64) к НАО «Управдом Фрунзенского района», ТСЖ « 1-я Тормозная, 58», ТСЖ «1-я Тормозная, 60», ТСЖ «Тормозная-59» об обязании в срок в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (географические координаты НОМЕР), в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства путем обустройства водонепроницаемого покрытия бетонного или асфальтового, путем обустройства ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах, а именно: НАО «Управдом Фрунзенского района» выполнить 29 % от общего объема работ, ТСЖ « 1-я Тормозная, 58» выполнить 18 % от общего объема работ, ТСЖ «1-я Тормозная, 60» выполнить 29 % от общего объема работ, ТСЖ «Тормозная-59» выполнить 24 % от общего объема работ.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлена данная контейнерная площадка, не соответствующая нормам СанПин 2.1.3684-21. В частности, площадка не имеет ограждения, обеспечивающего распространения отходов за ее пределы, а также асфальтового покрытия. Источником образования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) являются многоквартирные дома (далее – МКД) № <адрес> <адрес>. Таким образом, НАО «Управдом Фрунзенского района» ТСЖ « 1-я Тормозная, 58», ТСЖ «1-я Тормозная, 60», ТСЖ «Тормозная-59» обязаны выполнить мероприятия по приведению территории указанной контейнерной площадки в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Определением суда от 27.08.2024 прекращено производство по делу в части требований о возложении обязанности об обустройстве водонепроницаемого покрытия бетонного или асфальтового под контейнерной площадкой в связи с отказом в данной части от исковых требований.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик НАО «Управдом Фрунзенского района» по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала отзыв, согласно которому контейнерная площадка расположена вне придомовой территории. Настаивает, что создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления, не соблюдено минимальное расстояние до многоквартирного дома.

Представитель ТСЖ «1-я Тормозная, 58» - ФИО4 в судебном заседании поддержала отзыв на исковое заявление, согласно которому у ТСЖ нет дополнительных источников дохода.

Представитель ТСЖ «1-я Тормозная, 59» - ФИО5 в судебном заседании правовую позицию не сформулировала.

Представитель ТСЖ «1-я Тормозная, 60» - ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала отзыв на исковое заявление, согласно которому контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, создание мест накопления ТКО лежит на органах местного самоуправления.

Представитель третьего лица – мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО9 сочла исковые требования подлежащими удовлетворению. Оснований возлагать данную обязанность на органы местного самоуправления в данном случае не усматривает.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблений» к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранении биологического разнообразия.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Требования к содержанию и обустройству контейнерных площадок для накопления ТКО установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3).

В силу п. 3 Раздела II СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Из материалов дела следует, что по адресу: <адрес> располагается место накопления ТКО (контейнерная площадка). Согласно реестру мест накопления ТКО пользователями данной площадки являются жители многоквартирных домов <адрес> (л.д.22 т.1).

НАО «Управдом Фрунзенского района» осуществляет управление МКД <адрес>, в остальных многоквартирных домах созданы ТСЖ.

Согласно представленным в материалы дела фотоснимкам спорная контейнерная площадка для сбора ТКО не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что нарушает требования указанных нормативных актов.

Сторонами и третьими лицами указанные обстоятельства не оспариваются.

    Суд полагает, что обязанность по приведении данной контейнерной площадки в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства должна быть возложена на НАО «Управдом Фрунзенского района», ТСЖ « 1-я Тормозная, 58», ТСЖ «1-я Тормозная, 60», ТСЖ «Тормозная-59», исходя из следующего.

В силу п.п.1, 2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее- Правила № 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, а также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест площадок(накопления) ТКО, их технических характеристик, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТАКО и данные об источниках образования ТКО ( п. 4,5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ,пункты 3, 11,15-19 Правил № 1039).

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что создание мест (площадок) ТКО по общему правилу относится к полномочиям органов местного самоуправления путем принятия соответствующего решения, создания схемы и ведения реестра.

В силу п. 1 ст. 291 ГК РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).

В соответствии с п. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно пункту 11 указанных Правил содержание общего имущества включает в себя в числе прочего работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Следовательно, из системного толкования вышеприведенных норм следует, что содержание контейнерной площадки, определенной как место накопление ТКО для МКД, является составной частью содержания общего имущества МКД, что в свою очередь относится к обязанности управляющей организации или ТСЖ.

Данная обязанность направлена на обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния окружающей среды, достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и охватывается структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Доводы ответчика о том, что контейнерная площадка расположена вне придомовой территории, судом отклоняются, так как само по себе расположение контейнерной площадки на земле, находящейся в муниципальной собственности, то есть за пределами придомовой территории многоквартирного дома, не исключает несение обязанности по ее содержанию, поскольку действующее законодательство связывает наличие указанной обязанности с использованием объекта вне зависимости от места его нахождения, так как данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Доводы ответчика о том, что не соблюдено минимально расстояние до жилого дома, судом отклоняются.

Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.

В настоящее время площадка располагается на расстоянии на 17, 9 метров от жилого дома по <адрес>, от остальных домов на расстоянии более 25,1 м. (л.д.114 т.2).( то есть в пределах допустимого уменьшения на 25 %)

Доказательств того, что уменьшение размещения контейнерной площадки в пределах не более чем 25 %, нарушают ее соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам, ответчиком не приведено.

Кроме того, жители МКД в настоящее время пользуются площадкой для складирования ТКО, включены в реестр как источники накопления ТКО, площадка не исключена из реестра, соответствующих требований не заявлено, новые площадки не созданы, а, следовательно, в целях достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека должно быть обустроено соответствующее ограждение.

При этом суд учитывает, что в случае если место (площадка) накопления ТКО организовано для МКД (нескольких МКД) на земельном участке, находящимся в публичной собственности, ввиду невозможности его организации по санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям на земельном участке, находящимся в долевой собственности владельцев помещений МКД, расходы по содержанию такой контейнерной распределяются между УК и ТСЖ пропорциональной общей площади помещений в МКД.

    Таким образом, расходы по содержанию контейнерной площадки должны быть возложены пропорциональной общей площади помещений в МКД., а именно: на НАО «Управдом Фрунзенского района» - 29 % (7176,6 кв.м.), ТСЖ «1-я Тормозная, 60» - 29 % (7161,7 кв.м.), ТСЖ 1-я Тормозная, 58» -18 % (4586 кв.м.), ТСЖ «1-я Тормозная – 59» -24% ( 5919,2 кв.м.).

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, принимая во внимание объем необходимых работ, суд устанавливает срок их выполнения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования удовлетворить.

    Возложить на НАО «Управдом Фрунзенского района» (ИНН 7604228988), ТСЖ « 1-я Тормозная, 58», ТСЖ «1-я Тормозная, 60», ТСЖ «Тормозная-59» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (географические координаты НОМЕР), в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства путем обустройства ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, распределив несение расходов пропорционально общей площади помещений в многоквартирном доме (НАО «Управдом Фрунзенского района» - 29 %, ТСЖ «1-я Тормозная, 60» - 29 %, ТСЖ 1-я Тормозная, 58» -18 %, ТСЖ «1-я Тормозная – 59» -24%).

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                            Ю.А.Березина

2-2234/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Фрунзенского района г. Ярославля
Ответчики
ТСЖ "Тормозная-59"
ТСЖ "1-ая Тормозная, 60"
Непубличное акционерное общество "Управдом Фрунзенского района"
ТСЖ "1-я Тормозная, 58"
Другие
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля
Мэрия города Ярославля
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Судья
Березина Юлия Александровна
Дело на сайте суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
23.05.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
23.05.2024Передача материалов судье
24.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
08.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
06.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее