Дело № 2а-399/2021
УИД 61RS0020-01-2020-005087-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2021 года сл. Родионово-Несветайская
Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Федченко В.И., при секретаре Гайденко Е.Н., с участием представителя истца – помощника прокурора Родионово-Несветайского района Красюкова А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Родионово-Несветайского района Ростовской области в интересах граждан и неопределенного круга лиц к Администрации Родионово-Несветайского района Ростовской области, о признании бездействия незаконным и обобязании оборудовать контейнерные площадки сбора ТКО согласно требованиям действующего законодательства, -
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с настоящим иском в суд, указав, что прокуратурой Родионово-Несветайского района Ростовской области во исполнение п. 2, 14 протокола межведомственного совещания при заместителе полномочного представителя Президента РФ в ЮФО от 16.07.2020 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Родионово-Несветайского района.
Проведенной проверкой установлено, что места (площадки) накопления ТКО, расположенные на территории Большекрепинского сельского поселения, внесенные в реестр, по адресам:- <адрес>;- <адрес> не соответствуют требованиям установленным Постановлением Правительства Ростовской области № 276 от 12.04.2017: отсутствует твердое покрытие контейнерной площадки, ограждение с 3 сторон, отсутствует крыша над контейнерной площадкой, информация о собственнике площадки, отсутствуют емкости для складирования отходов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии административного ответчика, не соблюдение им положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц органа местного самоуправления, поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 125 КАС РФ и
ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» административный истец просил суд признать бездействие Администрации Родионово-Несветайского района Ростовской области незаконным. Обязать Администрацию Родионово-Несветайского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать контейнерные площадки по адресу: - пер. Звездный, <адрес>;- <адрес> в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора Родионово-Несветайского района Красюков А.О. в судебное заседание явился, просил суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации Родионово-Несветайского района Ростовской области в судебное заседание не явился, в адрес суда представил заявление, в котором просит рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав административного истца. Исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Статьей 1 ФЗ № 89-ФЗ установлено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Этой же статьей раскрыто понятие накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Частью 3 ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные ч.1 1 ст. 8, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ.
Согласно ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005
№ 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом
№ 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – ФЗ № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения также относится вопрос, предусмотренный пунктом 18 ФЗ № 131-ФЗ (участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов).
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ к полномочиям муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Полномочия, закрепленные в п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ, сельским поселениям Родионово-Несветайского района не передавались.
Таким образом, полномочия касающиеся обращения с ТКО являются обязанностью органов местного самоуправления района в силу ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ.
Статьей 13.4 ФЗ № 89-ФЗ установлено органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение требований действующего законодательства, постановлением главы администрации Родионово-Несветайского района № 465 от 28.05.2020 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории сельских поселений Родионово-Несветайского района (Приложение к постановлению).
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила № 1039) п. 3 Правил № 1039 возлагает обязанность по созданию мест накопления ТКО на органы местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Постановлением Правительства Ростовской области № 276 от 12.04.2017 утвержден Порядок накопления ТКО на территории Ростовской области.
Согласно п. 1.3 Порядка накопление твердых коммунальных отходов осуществляется с учетом экологического законодательства РФ, законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Складирование потребителями твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с договором об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом обеспечения раздельного накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости.
В соответствии с п. 5.2 Порядка контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, и таким образом, чтобы на ней не скапливались поверхностные воды.
Контейнерная площадка должна регулярно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и подвергаться уборке (санитарной обработке) (п. 5.3 Порядка).
Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой (п. 5.4 Порядка).
Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон
(п. 5.5 Порядка).
Бремя содержания контейнерных площадок, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ (п. 5.7 Порядка)
Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (п. 5.9 Порядка).
Судом установлено, что прокуратурой Родионово-Несветайского района Ростовской области во исполнение п. 2, 14 протокола межведомственного совещания при заместителе полномочного представителя Президента РФ в ЮФО от 16.07.2020 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Родионово-Несветайского района.
Проведенной проверкой установлено, что места (площадки) накопления ТКО, расположенные на территории Большекрепинского сельского поселения, внесенные в реестр, по адресам:- пер. Звездный, <адрес>;- <адрес>, не соответствуют требованиям установленным Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ: отсутствует твердое покрытие контейнерной площадки, ограждение с 3 сторон, отсутствует крыша над контейнерной площадкой, информация о собственнике площадки, отсутствуют емкости для складирования отходов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии административного ответчика, не соблюдение им положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300,00 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд -
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие Администрации Родионово-Несветайского района Ростовской области незаконным.
Обязать Администрацию Родионово-Несветайского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать контейнерные площадки по адресу:
-пер. Звездный, <адрес>;
- <адрес> в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Ростовской области №276 от 12.04.2017 года.
Взыскать с Администрации Родионово-Несветайского района Ростовской области в доход местного бюджета государственную пошлину по делу в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Федченко В.И.