УИД 03RS0004-01-2021-006802-50
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-26428/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
23 ноября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.,
судей Улановой Е.С., Кириченко А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года по гражданскому делу № 2-1382/2023 по иску Тихонова А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Тихоновой Р. и Тихонова В.А. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тихонов А.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании незаконным решения Комиссии Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан № 211 от 2 ноября 2021 г. о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его и членов его семьи, о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 5 человек, мотивируя тем, что истец обратился в Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К данному рапорту были приложены все необходимые документы. На момент постановки на учет 23 января 2013 г. семья Тихонова А. А. в составе четырех человек (он, его жена и двое сыновей) были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес> кв. 8, общей площадью 46,3 кв.м, принадлежащей на праве собственности Тихонову А. А. и его жене.
10 октября 2019 г. в учетное дело Тихонова А. А. внесены изменения в связи с рождением третьего сына – Н.. Истец по состоянию на сегодняшний день имеет общую продолжительность службы 20 лет 8 месяцев 29 дней в календарном исчислении. Согласно Правилам предоставления сотрудникам ОВД единовременной субсидии Тихонов А. А. подпадает под круг лиц, которым предоставляется субсидия. В настоящее время истец и его семья в количестве 5 человек зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес> кв. 102.
2 ноября 2021 г. решением Комиссии Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам Тихонов А. А. и его семья в составе 5 человек сняты с учета на получение ЕСВ на основании п.п. «б» п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации № 1223 от 30 декабря 2011 г. Данное решение обосновано тем, что истец и его семья при постановке на учет проживали в двухкомнатной квартире общей площадью 46,3 кв. м в <адрес> Республики Башкортостан, принадлежащей на праве собственности истцу и его жене. В 2016 г. истец и его супруга произвели отчуждение данной квартиры и позднее, в 2021 г., приобрели в г. Уфе, где фактически проживали, однокомнатную квартиру большей площади, чем была ранее в собственности, а именно 52,8 кв.м, в которой проживают в настоящее время. Данное решение было принято супругами в связи с необходимостью, в связи с тем, что истец работал в г. Уфе, они снимали квартиру. Дети росли, необходимо было учиться. После продажи квартиры, проживали в съемной квартире по адресу: г. Уфа, <адрес> кв. 86.
Полагает действия комиссии по снятию его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным и необоснованным. Никаких действий, которые влекут снятие с учета на получение ЕСВ, они не совершали. Истцом не были ухудшены жилищные условия, а, напротив, улучшены. Отчуждение жилья произошло с целью улучшить жилищные условия. Истец не обращался в Комиссию с тем, чтобы субсидия была увеличена в связи с отчуждением квартиры в <адрес>.
Истец просил суд признать незаконным решение Комиссии Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан от 2 ноября 2021 г. о снятии с учета очередника на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения в отношении Тихонова А.А. и его семьи; восстановить Тихонова А.А. и его семью в составе пять человек на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2023 года, которое было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года, исковые требования Тихонова А.А. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании незаконным решения Комиссии Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан от 2 ноября 2021 г. о снятии с учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истца и членов его семьи, восстановления истца и членов его семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 5 человек удовлетворены.
Суд признал незаконным решение комиссии Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан от 21 ноября 2021 г. в части снятия с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Тихонова А.А. с семьей в составе пяти человек (жена Тихонова Э.А., сын Тихонов В.А., сын М., сын Ш.).
Возложил обязанность на Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан восстановить на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Тихонова А.А. с семьей в составе пяти человек (жена Тихонова Э.А., сын Тихонов В.А., сын М., сын Ш.).
В кассационной жалобе ответчик Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан просит отменить судебные акты по делу и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец и представитель ответчика не присутствовали, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Тихонов А.А. состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с семьей в составе 5 человек.
Согласно справке о регистрации МУП ЕРКЦ городского округа г. Уфы от 30 августа 2021 г. №, с 8 июня 2021 г. Тихонов А.А. с женой и сыновьями зарегистрированы по месту жительства и проживают в однокомнатной квартире общей площадью 52,80 кв.м., расположенной по адресу: г. Уфа, <адрес> кв. 102. Квартира принадлежит на праве собственности Тихонову А.А., на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 28 мая 2021 г. №, запись государственной регистрации права от 31 мая 2021 г.
Ранее, при принятии на учет, Тихонов А.А. с женой и сыновьями были зарегистрированы по месту жительства в двухкомнатной квартире общей площадью 46,30 кв.м., жилой площадью 28,30 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кв. 8. Квартира принадлежала на праве общей долевой собственности заявителю и жене по 1/2 доли в праве на каждого, на основании дополнительного соглашения от 20 сентября 2006 г. №, договора о долевом участии в строительстве жилья от 5 сентября 2006 г. №, акта о приема - передачи от 24 января 2008 г. №, запись государственной регистрации права от 10 июня 2008 г. №. 20 сентября 2016 г. Тихонов А.А. с женой произвели отчуждение данной квартиры.
Согласно справке о регистрации МУП ЕРКЦ городского округа г. Уфы Тихонов А.А. с женой и сыновьями зарегистрированы по месту жительства в квартире общей площадью 37,90 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кв. 86, принадлежащей на праве собственности Д. (не родственник).
10 октября 2019 г. в учетное дело Тихонова А. А. внесены изменения в связи с рождением третьего сына – Ш..
2 ноября 2021 г. решением Комиссии Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам Тихонов А. А. и его семья в составе 5 человек сняты с учета на получение ЕСВ на основании п.п. «б» п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации № 1223 от 30 декабря 2011 г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 2,5,7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223, оценив представленные доказательства по правилам статьи 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что совершенные Тихоновым А.А. действия по отчуждению жилого помещения не являются ухудшением жилищных условий семьи, поскольку семья истца, как на момент постановки на учет, так и на момент отчуждения жилого помещения не утрачивала своих прав, позволяющих Тихонову А.А. и членам его семьи претендовать на единовременную социальную выплату; каких-либо изменений в плане улучшения жилищных условий за период с даты постановки на учет по настоящее время у истца не произошло, доказательства, свидетельствующие о намеренных действиях истца, члена его семьи (супруги) по ухудшению жилищных условий, отсутствуют, действия по отчуждению супругой истца жилого помещения на получение единовременной выплаты в большем размере не направлены.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что само по себе ухудшение жилищных условий характеризуется не любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение.
Суд кассационной инстанции с приведенными выводами судов соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Право сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения урегулировано Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Следовательно, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при наличии условий, предусмотренных законом, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и его право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Вместе с тем, сами по себе названные положения закона не запрещают сотруднику органа внутренних дел производить отчуждение жилых помещений или их частей, в том числе после постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В случае выявления таких действий, необходимо устанавливать намеренный характер таких действий сотрудника или членов его семьи, повлекли ли они ухудшение жилищных условий, искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Названных обстоятельств, связанных с намерением приобретения права на получение социальной выплаты в отсутствие законных оснований, судами не установлено и по доводам жалобы не усматривается.
Учитывая, установленные по делу обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что оснований для получения единовременной выплаты истец не утратил, в связи с чем принятие ответчиком решения о его снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с пунктом «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 является неправомерным и нарушает права истца.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с оспариваемыми судебными постановлениями и направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали оспариваемые выводы суда, в связи с чем, признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Оценка доказательств является задачей судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с установленными судом обстоятельствами дела, сами по себе не могут служить основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в силу судебных постановлений, поскольку оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанции, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты отвечают требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включают в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены вышеуказанных судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.С. Уланова
А.Д. Кириченко