Решение по делу № 2а-8/2020 от 23.09.2019

Дело №2а-8/2020 г.

                 Р Е Ш Е Н И Е

         Именем Российской Федерации

г. Лебедянь                         22 мая 2020 года

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Коленкиной Н.В.,

при секретаре Кислякове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Грибцовой Р.А., Грибцова М.И. к администрации городского поселения г.Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия администрации городского поселения г.Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области и возложении обязанности совершить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л

Грибцова Р.А., Грибцов М.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области, в котором просили признать незаконным бездействие администрации городского поселения города Лебедянь, выразившееся в непринятии мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 48:11:0470164:9 с изъятием жилых помещений многоквартирного жилого дома , признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: <адрес>, с целью дальнейшего выкупа недвижимости и обязании администрацию города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области в течение 30 дней осуществить действия по изъятию земельного участка с кадастровым номером 48:11:0470164:9 с изъятием жилого помещения – квартиры расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, , признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, с целью дальнейшего выкупа недвижимости.

Свои требования мотивируют тем, что им на праве общей долевой собственности принадлежит квартира , расположенная в <адрес>. Вышеуказанный жилой многоквартирный дом расположен на земельном участке, площадью 1679 кв.м., с кадастровым номером На основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительством РФ от 28.01.2006 г. №47, а так же на основании Заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №3 от 31.05.2019 г. многоквартирный дом расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Полагают, что в связи не включением многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в вышеуказанную программу их жилищные права, как собственников жилого помещения, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная позиция поддерживается разъяснениями Верховного Суда, утвержденными Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 года. Ответчик своим распоряжением №244/1-р от 28.06.2019 г. запретил снос спорного жилого дома и тем самым, по основаниям выше изложенным, обязал себя изъять земельный участок, на котором расположен аварийным дом, с изъятием жилых помещений этого дома. До настоящего времени ответчик не исполнил свои обязательства. Полагают, что бездействие ответчика по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст.32 ЖК РФ, нарушают их права как собственников, поскольку дальнейшее проживание в аварийном доме создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Определением Лебедянского районного суда Липецкой области от 30 октября 2019 года судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Лебедянского района Липецкой области и Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области.

Административный истец Грибцова Р.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Дополнила, что администрация города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области не предлагала ей и её мужу Грибцову М.И. другое жилое помещение взамен признанного в установленном законом порядке аварийным жильем и не предлагала провести реконструкцию спорной квартиры. Реконструкцию спорной квартиры она и Грибцов М.И., производить не намерены.

Представитель административных истцов Грибцовой Р.А. и Грибцова М.И., по доверенности Бабкин М.В., надлежаще извещённый о дне, времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием и о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Дополнил, что в 2015-2016 г.г. Грибцовы обращались в администрацию города Лебедянь с заявлением о признании спорного дома аварийным, а затем с заявлением о признании непригодной для проживания принадлежащей им на праве общей долевой собственности квартиры расположенной в <адрес>. В региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2015-2019 годы» данный жилой дом не был включен. Постановлением главы администрации города Лебедянь от 31 мая 2019 г. данный многоквартирный жилой дом признан аварийным. Иное жилое помещение взамен квартиры, признанной в установленном законом порядке, аварийной, администрация города Лебедянь представить административным истцам Грибцову М.И. и Грибцовой Р.А. не предлагала. Поскольку спорный дом является памятником архитектуры, он не может быть снесен, и в любой момент, с учётом его износа, который согласно заключению эксперта составляет более 90%, существует большая доля вероятности его обрушения, в связи с чем, административными истцами было заявлено требование в течение 30 дней соблюсти порядок, предусмотренный ч.10 ст.32 ЖК РФ об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, с изъятием жилого помещения – квартиры, принадлежащей Грибцову М.И. и Грибцовой Р.А.

Административный истец Грибцов М.И., заинтересованные лица Лавров П.П., Есакова Н.А., Чугунихина Г.А., Войнов А.П. Войнова Н.П., представители заинтересованных лиц – прокуратуры Лебедянского района Липецкой области, Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области, надлежаще извещённые о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела слушанием не просили. В адресованном суду заявлении административный истец Грибцов М.И. просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме. Заинтересованное лицо Есакова Н.А. в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие. Заинтересованные лица Войнов А.П., Войнова Н.П., Чугунихина Г.А. против удовлетворения заявленных требований возражают. Заместитель прокурора Лебедянского района Липецкой области Чумаченко Д.В. в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры Лебедянского района Липецкой области. Представитель заинтересованного лица – Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области – начальник управления Маленко И.Г. в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, в письменных возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указал, что согласно п.1 ст.33 ФЗ от 25 июля 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии с п.1 ст.40 вышеуказанного закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. На основании задания от 21.08.2019 года №46-МК о проведении мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия Управлением проведен осмотр выявленного объекта культурного наследия регионального значения, согласно приказу начальника Управления культуры и искусства Липецкой области №439 от 07.11.2007 г. «Дом жилой», II половина XIX в., расположенный по адресу: <адрес>. По результатам проведения осмотра был составлен акт технического состояния объекта культурного наследия от 22.08.2019 года №42, из которого следует, что объект культурного наследия является многоквартирным жилым домом и что общее состояние данного дома находится в удовлетворительном состоянии. В соответствии с п.10 ст.16.1 ФЗ от 25 июля 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» снос выявленного объекта культурного наследия запрещен, следовательно, данный дом, являющийся объектом культурного наследия, сносу не подлежит. Согласно заключению межведомственной комиссии города Лебедянь по вопросам признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 31.05.2019 г. №3 и акту обследования помещений от 31.05.2019 г. №3, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, что является нарушением действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Заинтересованное лицо Лавров П.П. о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель административного ответчика – администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области, надлежаще извещённый о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил. В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика – администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области по доверенности Дмитриева М.Н. исковые требования не признала. Объяснила, что в соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", на основании которого принимаются программы переселения граждан на уровне субъекта Российской Федерации. В настоящее время администрацией Липецкой области принято постановление №159 от 25.03.2019 г. «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы». В данную программу вошли многоквартирные жилые дома, признанные аварийными до 01.01.2017 года. Квартиры, принадлежащие Грибцовым и Есаковой Н.А., были признаны непригодными для проживания в 2017 году. Многоквартирный дом по <адрес> не включен в данную программу, поскольку признан аварийным 31 мая 2019 г. Эта программа составляется по сведениям, предоставленным администрацией города Лебедянь в Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, а оно, в свою очередь, предоставляет эти сведения в Фонд реформирования ЖКХ. Согласно распоряжению администрации города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области от 28.06.2019 г. №244/1-р переселение граждан из аварийного <адрес> необходимо осуществить не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный дом по <адрес> расположен на земельном участке, площадью 1679 кв.м, с кадастровым номером с разрешенным использованием: для размещения малоэтажного жилого дома. Только в том случае, если собственники не осуществили реконструкцию своего дома, орган местного самоуправления принимает решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и каждого жилого помещения в многоквартирном доме, с предоставлением собственникам иного жилого помещения, либо выплате денежной компенсации. Переселение собственников квартир в многоквартирном доме предполагается осуществить не позднее 4 квартала 2029 года, когда будет утверждена новая программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем, полагает, что настоящие исковые требования заявлены административными истцами преждевременно. Администрация города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области административным истцам иное жилое помещение взамен признанного аварийным не предлагала и предлагать не собирается, поскольку свободного жилья нет, на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы не состоят. В администрации г.Лебедянь стоят в очереди на получение жилья даже лица, которые имеют право на внеочередное получение жилья, это три или четыре семьи. Реконструкцию спорного дома собственникам квартир данного дома администрация произвести не предлагала. Считает, что администрацией города Лебедянь не допущено нарушений требований Жилищного кодекса РФ, законных прав и интересов истцов.

Заинтересованное лицо Акиньшин Ю.В., надлежаще извещённый о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил. В предыдущем судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что ему принадлежит на праве собственности нежилое помещение , расположенное в <адрес>. Дом является памятником культурного наследия, при проведении экспертизы специалисты дали оценку дома «удовлетворительно». Собственники квартир Грибцовы и Есакова Н.А. в данном доме намеренно приводят в негодность свои квартиры, заливая их водой, в связи с чем, он неоднократно обращался в городскую администрацию и в полицию.

Заинтересованное лицо Денисова В.П. надлежаще извещённая о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении дела слушанием не просила. В предыдущем судебном заседании дала суду объяснения, аналогичные объяснениям заинтересованного лица Акиньшина Ю.В., уточнив, что ей принадлежит на праве собственности квартира , расположенная в <адрес>.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание сторон.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 ст.35 Конституции РФ предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч.1 и 2 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктами 6,7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47 предусмотрено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47 основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

В соответствии с п.4 ч.10 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п.1, 8, 9 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 2 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу п.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно подп.4 п.1 ст.56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано, в частности, решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В силу п.2 ст.239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", на основании которого принимаются программы переселения граждан на уровне субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.10 ст.16.1 ФЗ от 25 июля 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» снос выявленного объекта культурного наследия запрещен.

В соответствии ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление ; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что Грибцову М.И. и Грибцовой Р.А. принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/2 доле каждому, квартира , расположенная в <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , , на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на земельный участок, площадью 1679 кв.м., с кадастровым номером 48:11:0470164:9, многоквартирный жилой дом, площадью 251,2 кв.м., с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.

В соответствии с перечнем выявленных объектов города Лебедянь жилой дом по <адрес>, на основании заключения ГУК «Государственная дирекция по охране культурного наследия» от ДД.ММ.ГГГГ, является объектом культурного наследия в соответствии с приказом управления культуры и искусства Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ .

Из акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области от 11.01.2018 года, созданной на основании постановления администрации города Лебедянь от 03.05.2017 года №236, следует, что квартиры , расположенные в многоквартирном жилом <адрес> признаны непригодными для проживания, поскольку техническое состояние фундаментов, стен, крыши в целом оценивается категорией «аварийное состояние».

Решением Лебедянского районного суда Липецкой области от 22.03.2019 года, вступившим в законную силу 12.08.2019 года, постановлено: «Признать незаконными акт обследования помещения №3 от 29.11.2018 г и заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №3 от 29.11.2018 г. по адресу: <адрес>, принятых администрацией города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области. Обязать администрацию города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Правительством РФ от 28.01.2006 г. №47».

Согласно акту обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области от 31.05.2019 года, созданной на основании постановления администрации города Лебедянь от 03.05.2017 года №236, заключения об оценке соответствия от 31.05.2019 года, многоквартирный жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, поскольку техническое состояние несущих и ограждающих конструкций помещений дома, фундаментов, стен, крыши в целом оценивается категорией «аварийное состояние».

На основании распоряжения администрации города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области от 28.06.2019 года -р многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, постановлено переселить граждан из данного дома не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с признанием указанного жилого дома вновь выявленным объектом культурного наследия города Лебедянь, снос многоквартирного дома не производить.

Постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019 года №159 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2019-2025 годы». Целью данной программы является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда путём расселения до 01.09.2025 года многоквартирных домов, признанных с 01.01.2012 года до 01.01.2017 года аварийными в процессе физического износа и подлежащими сносу. Участниками программы являются муниципальные образования Липецкой области, органы местного самоуправления, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные с 01.01.2012 года до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Судом достоверно установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", что следует из постановления администрации Липецкой области от 25.03.2019 года №159.

В соответствии с актом осмотра №43 от 27.08.2019 года Управления культуры и искусства Липецкой области жилой дом, расположенный по адресу: Липецкая область, г.Лебедянь, ул.Советская, д.36, является объектом культурного наследия, находится в удовлетворительном состоянии.

Согласно справкам администрации города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ и администрации Лебедянского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по <адрес> не значится в реестре муниципального имущества администрации города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области и администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области.

Решением Лебедянского районного суда Липецкой области от 26.12.2019 года, вступившим в законную силу 02.03.2020 года, постановлено: «Акиньшину Ю.В. в административном иске к администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области о признании незаконным акта и заключения межведомственной комиссии и распоряжения и.о. главы администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области отказать».

Апелляционным определением Липецкого областного суда от 02 марта 2020 года вышеуказанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Акиньшина Ю.В. – без удовлетворения.

Таким образом, судом достоверно установлено, что многоквартирный жилой дом , расположенный по <адрес>, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащем сносу, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы, переселение граждан из данного дома запланировано в срок не позднее 4 квартала 2029 года, в связи с признанием указанного жилого дома вновь выявленным объектом культурного наследия города Лебедянь, снос многоквартирного дома решено не производить.

Поскольку спорный многоквартирный дом в установленном законом порядке признан аварийным, но его снос решено не производить, в связи с признанием указанного жилого дома вновь выявленным объектом культурного наследия города Лебедянь, данный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", какая либо иная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, признанного аварийным после 01.01.2017 года в установленном законом порядке не принята, административный ответчик администрация города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области не предлагала истцам иное жилое помещение, взамен признанного аварийным, не предлагала провести его реконструкцию, которую они проводить не желают, ответчиком не предъявлены требования к собственникам помещений в спорном многоквартирном доме о его сносе или реконструкции в разумный срок, с изъятием земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд, переселение собственников квартир спорного жилого дома ответчиком предполагается осуществить не позднее 4 квартала 2029 года, когда будет утверждена новая программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2017 года, а когда точно она будет утверждена не известно, истцы проживают в доме, признанном аварийным, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований административных истцов о признании незаконным бездействия администрации городского поселения г.Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, с изъятием жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> обязании администрацию городского поселения г.Лебедянь Лебедянского муниципального района в течение 30 дней соблюсти порядок, предусмотренный ч.10 ст.32 ЖК РФ об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с изъятием жилого помещения - <адрес>, расположенной в <адрес>, с целью дальнейшего выкупа недвижимости.

Доводы представителя административного ответчика по доверенности Дмитриевой М.Н. о том, что переселение собственников квартир спорного жилого дома предполагается осуществить не позднее 4 квартала 2029 года, когда будет утверждена новая программа по переселению граждан из аварийного жилья, а также о том, что требования истцов заявлены преждевременно, не свидетельствуют о незаконности заявленных истцами исковых требований и не являются основанием отказа в их удовлетворении. Учитывая длительное бездействие администрации городского поселения города Лебедянь, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ч.10 ст.32 ЖК РФ, и то, что спорный аварийный дом, в котором находится спорное жилое помещение, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии в ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность. Кроме того, будет ли утверждена программа по переселению граждан из аварийного жилья, на которую ссылается представитель административного ответчика по доверенности Дмитриева М.Н. и когда она будет утверждена, не известно, иного жилого помещения взамен квартиры, признанной в установленном порядке аварийной администрацией г.Лебедянь, а также предложение произвести реконструкцию данного жилого помещения, ответчиком административным истцам не предлагалось и они её проводить не желают, проживая в аварийном доме, создающем угрозу их жизни и здоровью, а снос спорного жилого дома запрещен, поскольку он является объектом культурного наследия. Оспариваемое бездействие администрации противоречит установленным ст.40 Конституции РФ и ст.2 ЖК РФ обязанностям ответчика по созданию условий для осуществления права истцов на жилище, его безопасности, восстановления нарушенных жилищных прав.

Само по себе указание представителя административного ответчика по доверенности Дмитриевой М.Н. на то, что административные истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствие в администрации города Лебедянь свободных жилых помещений для расселения собственников квартир аварийного многоквартирного жилого дома, наличие в собственности Грибцова М.И. иного жилого помещения и то обстоятельство, что спорный жилой дом признан объектом культурного наследия, не освобождает административного ответчика от обязанности соблюсти в отношении истцов порядок, предусмотренный ч.10 ст.32 ЖК РФ, в части их жилищных прав и законных интересов.

Иные доводы представителя административного ответчика по доверенности Дмитриевой М.Н. сводятся к несогласию с заявленными требованиями и не могут служить основанием для отказа истцам в удовлетворении их требований.

Утверждения заинтересованных лиц Акиньшина В.В. и Денисовой В.П. о том, что собственники квартир Грибцовы и Есакова Н.А. в спорном доме намеренно приводят в негодность свои квартиры, заливая их водой, сами по себе не свидетельствуют о необоснованности заявленных истцами требований.

Согласно ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, с административного ответчика подлежат взысканию в пользу административных истцов Грибцова М.И. и Грибцовой Р.А., расходы по оплате государственной пошлине, уплаченные ими при подаче административного иска, в размере 150 рублей в пользу каждого.

Руководствуясь ст.ст.175 178-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с изъятием жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию городского поселения г.Лебедянь Лебедянского муниципального района в течение 30 дней соблюсти порядок, предусмотренный ч.10 ст.32 ЖК РФ об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с изъятием жилого помещения - <адрес>, расположенной в <адрес>, с целью дальнейшего выкупа недвижимости.

Взыскать с администрации городского поселения г.Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области в пользу Грибцова <данные изъяты> расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Взыскать с администрации городского поселения г.Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области в пользу Грибцовой <данные изъяты> расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Лебедянский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Н.В.Коленкина

Мотивированное решение изготовлено 26.05.2020 года.

2а-8/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Грибцов Михаил иванович
Грибцова Раиса Анатольевна
Ответчики
администрация городского поселения города Лебедянь
Другие
Акиньшин Юрий Викторович
Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области
Есакова Нина Анатольевна
Войнов Александр Петрович
Денисова Валентина Павловна
Чугунихина Галина Адреевна
Бабкин Максим Валентинович
прокуратура Лебедянского района Липецкой области
Войнова Валентина Павловна
Лавров Петр Павлович
Войнова Надежда Петровна
Суд
Лебедянский районный суд Липецкой области
Судья
Коленкина Надежда Витальевна
Дело на сайте суда
lebedsud.lpk.sudrf.ru
23.09.2019Регистрация административного искового заявления
24.09.2019Передача материалов судье
25.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2019Подготовка дела (собеседование)
30.10.2019Подготовка дела (собеседование)
30.10.2019Рассмотрение дела начато с начала
11.11.2019Подготовка дела (собеседование)
11.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2019Судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
21.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Судебное заседание
03.06.2020Регистрация административного искового заявления
03.06.2020Передача материалов судье
03.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2020Подготовка дела (собеседование)
03.06.2020Подготовка дела (собеседование)
03.06.2020Рассмотрение дела начато с начала
03.06.2020Подготовка дела (собеседование)
11.11.2019Судебное заседание
21.05.2020Производство по делу возобновлено
15.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Судебное заседание
22.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее