Судья Кулаков К.Г.
Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-3659/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2023 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Губаревич И.И.,
судей Сальниковой Н.А., Черемных Н.К.,
при секретаре Богомоевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-10/2022 (38RS0014-01-2020-000077-83) по исковому заявлению прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Карпачёвой С.Л. к ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Карпачёвой С.Л. на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 27 января 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований прокурор указал, что в период с 1 января 2018 года по 1 марта 2019 года в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» действовало Положение об оплате труда работников, утверждённое приказом от 29 декабря 2017 года. Указанное Положение включало в себя, в том числе, выплаты компенсационного характера в размере 15% оклада для среднего персонала. Данный размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен был по результатам проведённой специальной оценки условий труда. Более мероприятий по специальной оценке условий труда в больнице не проводилось. Приказом от 26 ноября 2018 года №(данные изъяты) утверждено новое Положение об оплате труда работников, введенное в действие с 1 марта 2019 года. В соответствии с Приложением № 3 к данному Положению, установленные ранее компенсационные выплаты медицинским работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижены до 4% к окладу. Данные действия работодателя не соответствуют действующему законодательству, произведены без проведения специальной оценки условий труда. Размер заработной платы остался на прежнем уровне.
Карпачёва С.Л. работает в должности медицинской сестры палатной инфекционного отделения. В соответствии с новым Положением об оплате труда работников её оклад установлен в размере 7 750 руб., но снижена компенсационная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до 4%, а за период с марта по август 2019 года ей выплачена заработная плата из оклада 4 891руб.
В связи с чем, заработная плата Карпачёвой С.Л. за период март-ноябрь 2019 года должна быть пересчитана с учётом нового оклада и незаконно сниженной компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% и новым размером оклада.
В нарушение требований ст. 152 ТК РФ Карпачёвой С.Л. не оплачена сверхурочная работа.
Прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области просил взыскать в пользу Карпачёвой С.Л. недоначисленную заработную плату за период с марта по ноябрь 2019 года в размере 100 298, 41 коп руб. и компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 декабря 2020 года принят отказ прокурора Казачинско-Ленского района от апелляционного представления на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 года, производство по апелляционному представлению прекращено, решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 года по данному делу оставлено без изменения.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 года решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 декабря 2020 года отменены, дело на новое рассмотрение направлено в суд первой инстанции.
Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 27 января 2022 года исковые требования удовлетворить частично: с ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» в пользу Карпачёвой С.Л. взыскана компенсация морального вреда в сумме 4 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Карпачёва С.Л. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда основано на неправильном толковании и применении норм материального права, и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Так, принимая решение, суд руководствовался нормами, регулирующие выплаты стимулирующего характера, что не допустимо, поскольку выплата за вредные и опасные условия труда носит компенсационный характер.
Указывает, что суд не оценил невозможность самопроизвольного снижения ответчиком надбавки за вредные и опасные условия труда с 15% до 4%, отсутствие оснований для заключения дополнительных соглашений с работниками об изменении компенсационной выплаты с 15% до 4%. Полагает, что в материалы дела предоставлены в полном объеме документы, указывающие на самовольное уменьшение вышеуказанной компенсационной выплаты в нарушение норм законодательства и отсутствие оснований для снижения компенсационной выплаты с 15% до 4%.
В письменных возражениях главный врач ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» Карих Т.К. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу ст. 167 ГПК РФ судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствии истца Карпачёвой С.Л., представителя ответчика ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница», представителя третьего лица министерства здравоохранения Иркутской области, извещенных надлежащим образом.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Губаревич И.И., прокурора Альбрехт О.А., не поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца Карпачёвой С.Л., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Карпачёва С.Л. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности медицинской сестры палатной инфекционного отделения, отнесенной к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с условиями трудового договора от 1 ноября 2016 года за выполнение трудовых обязанностей Карпачёвой С.Л. установлены заработная плата в размере: базового оклада по профессиональному квалификационному уровню, повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности 30%, выплаты компенсационного характера: за вредные и опасные условия труда 15%, районный коэффициент 70%, процентная надбавка 50%, выплата стимулирующего характера: выплата за стаж непрерывной работы 30%, выплата за интенсивность и высокие результаты труда до 50 баллов.
Из действующего на 2018 года Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница», утвержденного приказом № (данные изъяты) от 29 декабря 2017 года должностной оклад (данные изъяты) составлял 4 891 руб., также производилась выплата за вредные и опасные условия труда в размере 15%.
Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 22 ноября 2018 года № 92-мпр внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 года № 119-мпр, в том числе, в части рекомендуемого размера оклада работников, в части рекомендуемого порядка исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях, и в части рекомендуемых размеров повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
С учетом указанных изменений ответчиком разработано новое Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница», которое утверждено главным врачом ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» 26 ноября 2018 года.
Согласно приказу главного врача ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» от 26 ноября 2018 года № (данные изъяты), расчет заработной платы в соответствии с новым Положением об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» производится с 1 марта 2019 года.
В соответствии с новым Положением об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» размер оклада истца Карпачёвой С.Л. увеличен до 7 750 руб., при этом надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижена с 15% до 4%.
25 октября 2018 года Карпачёва С.Л. уведомлена работодателем об изменении с 1 января 2019 года существенных условий трудового договора в части оплаты труда.
26 февраля 2019 года Карпачёвой С.Л. предложено подписать дополнительное соглашение № (данные изъяты) к трудовому договору, согласно которому ей установлена заработная плата с повышением оклада до 7 750 рублей с одновременным снижением выплаты за вредные и (или) опасные) условия труда до 4%, которое истец не подписала, указав, что администрация ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» не вправе снижать размер компенсационной выплаты за вредные условия труда в одностороннем порядке, но продолжила работать.
В период с марта по август 2019 года заработная плата Карпачёвой С.Л. исчислялась и выплачивалась, исходя из прежнего оклада 4 891 руб., компенсационной выплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях в размере 15%, за период с сентября по ноябрь расчет заработной платы работодателем производился из расчета: оклад 7 750 руб. и выплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях в размере 4%.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по заработной плате с учетом ранее установленной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что за период с марта по август 2019 года работодателем произведен перерасчет заработной платы, исходя из новой системы оплаты труда, заработная плата за указанный период перечислена на банковский счет истца, что подтверждается письменными доказательствами. Между тем, суд взыскал с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 4 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что изменение размера выплаты за работу с вредными условиями труда с 15% до 4% оклада произведено в связи с введением новой системы оплаты труда, прав истца не нарушает.
Как установлено судом, приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 22 ноября 2018 года № 92-мпр «О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 года № 119-мпр» произведено перераспределение средств в структуре заработной платы должностных окладов, которые в свою очередь устанавливаются с учетом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей. Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате компенсационной части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, в связи с чем, введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
В соответствии с частями первой – третьей ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В силу части пятой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья ст. 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 года, протокол № 12 (далее - Единые рекомендации), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Пунктом 6 Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 указанных Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются в том числе, с учетом: а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг; в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики); г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с подпунктами «б» и «ж» пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Утвержденным приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 года № 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 года № 73-мпр, Примерным положением об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, произведено перераспределение средств в структуре заработной платы на увеличение (за счет оптимизации иных видов доплат и надбавок) должностных окладов, которые в свою очередь, устанавливаются с учетом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей. Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате стимулирующей части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, в связи с чем, с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
При этом, несмотря на уменьшение процентного выражения выплаты за работу во вредных условиях труда с 15% до 4% при изменении с 1 марта 2019 года системы оплаты труда в учреждении, с учетом произведенного увеличения размеров окладов, размер оплаты труда истца снижен не был.
В соответствии с абзацем 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Абзац шестой ч. 2 ст. 22 ТК РФ, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также ст. 132 ТК РФ, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда (ст. ст. 2 и 3 ТК РФ), учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года №1605-О-О).
Поскольку Положением об оплате труда, действующим у ответчика, предусмотрено увеличение должностных окладов с 1 марта 2019 года, то с указанной даты заработная плата Карпачёвой С.Л. должна была выплачиваться исходя из нового размера должностного оклада 7 750 руб.
Между тем, из материалов дела следует, что в период с 1 марта 2019 года по август 2019 года заработная плата начислялась и выплачивалась истцу Карпачёвой С.Л., исходя из оклада 4 891 руб. и компенсационной выплаты за работу во вредных условиях 15% оклада.
Приказом главного врача ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» от (данные изъяты) № (данные изъяты) Карпачёвой С.Л. произведен перерасчет заработной платы за период с 1 марта по 31 августа 2019 года, исходя из оклада 7 750 руб. и компенсационной выплаты за работу во вредных условиях 4%, истцу доначислена заработная плата за указанный период времени в размере 12 717,85 руб., в том числе, за март 2019 года – 675,76 руб., за апрель 2019 года – 1 064,04 руб., за май 2019 года – 3 187,15 руб., за июнь 2019 года - 3817,56 руб., за июль 2019 года - 2 149,36 руб., за август 2019 года – 1 823,98 руб. Указанная сумма выплачена истцу в мае 2020 года, что подтверждается письменными доказательствами, представленными ответчиком как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции. Истцом данное обстоятельство не опровергнуто. То обстоятельство, что в расчетном листе за май 2020 года указанная сумма указана как «оплата простоя по независящим от работодателя причинам», не опровергает установленные судом обстоятельства, факт простоя судом не установлен.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика в пользу истца за спорный период заработной платы, исходя из оклада 7 750 руб. и компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда 15%, у суда первой инстанции не имелось.
Установив, что ответчиком были нарушены права истца на своевременное и полное получение заработной платы за период с марта по август 2019 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании компенсации морального с ответчика в пользу истца, определив ее размер в 4 000 руб. Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Проверенное по доводам апелляционной жалобы истца решение суда первой инстанции не подлежит отмене, так как выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и имеющихся в деле доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 27 января 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.И. Губаревич
Судьи Н.А. Сальникова
Н.К. Черемных
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 апреля 2023 г.