дело №2-492/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2015 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Рожковой В.Ю.,
с участием истца Константинова В.М.,
представителя ответчиков Одинцова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константинова В.М. к ОАО «Коми тепловая компания», Троицко-Печорскому филиалу ОАО «Коми тепловая компания» о признании незаконным начисления платы за тепловую энергию вне отопительного сезона, возложении обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию, признании незаконным установления тарифа за поставляемую тепловую энергию в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка за 1 Гкал., возложении обязанности по определению реальной себестоимости тепловой энергии в расчете на 1 кв.м., возложении обязанности заключить письменный договор на поставку тепловой энергии,
установил:
Константинов В.М. обратился в суд с иском к ОАО «Коми тепловая компания», Троицко-Печорскому филиалу ОАО «Коми тепловая компания» (далее ответчики) о признании незаконным начисления платы за тепловую энергию вне отопительного сезона, возложении обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию, признании незаконным установления тарифа за поставляемую тепловую энергию в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка за 1 Гкал., возложении обязанности по определению реальной себестоимости тепловой энергии в расчете на 1 кв.м., возложении обязанности заключить письменный договор на поставку тепловой энергии. Требования мотивировал тем, что жителями поселка Комсомольск-на-Печоре Троицко-Печорский филиал ОАО «Коми тепловая компания» не избирался в качестве компании, предоставляющей услуги жилищно-коммунального хозяйства. С середины ДД.ММ.ГГГГ у истца начал копиться долг по оплате за отопление, который к ДД.ММ.ГГГГ достиг <данные изъяты> рублей, взыскивался ответчиками в судебном порядке, в связи с чем, из пенсии истца удерживались денежные средства. По сравнению с периодом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время тарифы на отопление повысились в 77 раз. Поселок, в котором проживает истец, полностью газифицирован, но жители вынуждены платить ответчикам за услуги по отоплению, которые в несколько раз выше, чем те же услуги, предоставляемые газовой компании. Полагал, что ответчики неправомерно начисляют плату за отопление вне отопительного сезона, поскольку в летнее время года данная услуга истцу не предоставляется. Кроме того, указал, что до ДД.ММ.ГГГГ плата за отопление начислялась исходя из стоимости 1 кв.м., а после стали начислять по тарифу исходя из стоимости 1 Гкал., что, по мнению Константинова В.М. является не законным. До настоящего времени у истца с ответчиками не заключен письменный договор. Считает, что установленные на отопление тарифы не отвечают требованиям, предъявляемым к данной услуге по поселку <данные изъяты>, а разработаны они для пгт. <данные изъяты>, для благоустроенных домов.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, уточнив их в части периода перерасчета, просил обязать ответчиков произвести перерасчет тепловой энергии вне отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно за летние месяцы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Дополнительно пояснил, что котельную обслуживали отвратительно, поэтому часто нечем было топить, следовательно, отопление в домах было не нормализовано, из-за этого вынуждены били использовать обогреватели. Оборудование котельной было изношено: котлы, насосы, трубы, но тем не менее цены, за якобы услугу, в платежных документах присутствовали в полном объеме и повышались регулярно каждый год. Только в ДД.ММ.ГГГГ произошел сдвиг в этой сфере, т.к. заменили негодные трубы, но провели их поверх старых, заменили котлы и насосы, на каждый котел поставили насос, как и должно быть, подобрали смену надежных истопников. Сразу стал виден результат, батареи дома стали намного теплее. Полагал, что должностные лица не могли приехать из <адрес>, на месте анализировать и выводить формулы по нормативам потребления тепловой энергии, причем в Гкал, в домах поселка. В Постановлении Правительства РФ №354 предусмотрено, что плата за отопление, за конкретный месяц, привязана к фактическому отпуску объема тепловой энергии именно по месяцам отопительного сезона, а не так, что указано ответчиками в платежках на весь календарный год с одинаковыми ценами. Полагал, что поскольку весной и осенью идет минимальное потребление топлива, причем любого, особенно в поселках, цена услуги должна быть соответствующей. Указал, что в прихожей, по площади большей, чем кухня и детская, вообще нет никакого обогревательного элемента: трубы или секций радиатора, и также в предтуалетной комнате, но эти площади входят в общий метраж квартиры, а следовательно, на нее начисляется плата, за якобы, услугу и входит в общую сумму по оплате тепловой энергии. Недоумевал как могут распределить оплату на весь год, Гкал увеличиваются в расчетах, не понятно, как можно вывести средний показатель, не зная температурного режима и без учета того, что топят котельную дровами. Полагал, что расчеты сделаны для п.<данные изъяты>, а применяются к пст. <данные изъяты>. Подтвердил, что дом не оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, поскольку это не выгодно ответчикам.
В судебном заседании представитель ответчиков Одинцов А.В., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что плата за отопление взимается с граждан за 8 месяцев отопительного сезона, а ее размер равномерно распределяется на 12 месяцев, т.е. плата за услуги отопления в летние месяцы, когда она фактически не предоставляется, с потребителей не взимается. Услуги по отоплению предоставляются потребителям в соответствии с тарифами, разработанными и утвержденными Службой по тарифам РК. ОАО «Коми тепловая компания» лишь применяет утвержденные тарифы при расчете за предоставленную услугу по отоплению. Самостоятельно тарифы ответчиками не разрабатываются и не применяются. На протяжении длительного периода времени, с ДД.ММ.ГГГГ размер тарифов, установленный Постановлением администрации МР «Троицко-Печорский», не изменялся. При разработке тарифа норматив рассчитывается в зависимости от года постройки дома, этажности и материала стен. Указал, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. №354, договор содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг. Истец до настоящего времени не обращался к ответчикам с соответствующим заявлением о заключении письменного договора, вследствие чего, полагать, что ответчики уклоняются от его заключения оснований не имеется. При обращении истца в Троицко-Печорский филиал ОАО «Коми тепловая компания» такой договор будет с ним заключен.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Сторонами не оспаривается, что ОАО «Коми тепловая компания» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет снабжение тепловой энергией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором находится жилое помещение истца.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В силу положений ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В случаях, предусмотренных законодательством РФ, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Положения ч. 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных ч. 1 ст.157 настоящего Кодекса. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ (далее - индексы по субъектам РФ). Предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством РФ) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ (далее - основы формирования индексов).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций урегулированы нормами Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон №190-ФЗ).
В соответствии с п. 9, 11, 19 ст. 2 вышеуказанного Закона потребителем тепловой энергии признается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Теплоснабжающей организацией - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей). Органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения - уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта РФ, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения в силу положений пп. 5 п. 1 ст. 3 Закона являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
К полномочиям Правительства РФ согласно положениям п. 1 ст. 4 в сфере теплоснабжения относятся: 2) утверждение правил организации теплоснабжения; 6) утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, документов, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов.
Статьей 5 Закона №190-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере теплоснабжения относятся: 1) реализация предусмотренных ч. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 3) реализация предусмотренных ч. 5-7 ст. 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: 1) обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; 2) обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя. Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляет следующие полномочия: 1) утверждает методические указания по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; 2) устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также систему отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений, городских округов; 4) устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия: 1) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; 3) осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов) (ст. 7 Закона №190-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в ч. 2.1 - 2.3 настоящей статьи, следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: 2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; 5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям. Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; 4) метод сравнения аналогов. Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства РФ (ст. 9 Закона №190-ФЗ).
Статьей 11 Закона предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.
В силу положений п. 1 ст. 15 Закона потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правила №306).
В соответствии с п. 3 вышеуказанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ (далее - уполномоченные органы).
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем (пункт 5).
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса (пункт 6).
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: е) в отношении отопления в жилых помещениях - Гкал на 1 кв.м. общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (пункт 7).
Нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 10).
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 14).
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях: а) изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов; б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг; в) получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом (пункт 16).
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода (пункт 19).
В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. №857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в следующем порядке: а) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле 1:, где: - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения; - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306; К - коэффициент периодичности платежа, определенный в соответствии с п. 1 настоящих Правил; - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Этим же постановлением установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей: а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов РФ могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением
Органы государственной власти субъектов РФ вправе принять решение, указанное в пп. «а» п. 1 настоящего постановления, в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, принявшие решения, указанные в пп. «а» или «б» п. 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В развитие положений Постановления Правительства РФ №857 от 27.08.2012 г. Постановлением Правительства РК от 14.09.2012 г. №385/1 установлено, что при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах на территории РК применяется порядок расчета размера платы, регламентированный Правилами №307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012 г. (при отсутствии приборов учета).
В последующем, Постановлением Правительства РК от 16.12.2014 г. №518 продлен срок действия расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами №307 до 1.07.2016 г.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила №354).
В соответствии с п. 3, 4, 6, 7, 17 вышеуказанных Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством РФ момента, а именно: со дня заключения договора найма - нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам.
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения №1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п. 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям настоящих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами. Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в пп. «б» п. 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Решением Совета МР «Троицко-Печорский» от 16.07.2009 г. №29/267 утверждены и введены в действие с 1.09.2009 г. нормативы отопления, определенные с применением расчетного метода, для населения в т.ч. пст. <данные изъяты>, проживающего в многоквартирных домах и жилых домах. Таблицей №3 приложения к вышеуказанному решению установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление исходя из расчета на 1 кв.м. общей площади для 2-этажных жилых домов (материал стен - дерево) пст. <данные изъяты> в год – <данные изъяты> Гкал, в месяц – <данные изъяты> Гкал.
В ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Службой по тарифам РК для Троицко-Печорского филиала ОАО «Коми тепловая компания» были установлены следующие тарифы на тепловую энергию:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рубля/Гкал; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей/Гкал; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей/Гкал (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей/Гкал; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей/Гкал (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей/Гкал; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей/Гкал (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей/Гкал; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей/Гкал (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, системный анализ вышеуказанных норм права, регулирующий порядок предоставления коммунальной услуги по отоплению, расчет тарифа его предоставления свидетельствует о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории РК начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года, а не только в период отопительных сезонов. При этом, указанный порядок расчета соответствует требованиям Постановления Правительства РФ №857.
Поскольку как установлено судом в ходе рассмотрения дела по существу, многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение истца, не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, обоснованно применяется данный порядок начисления платы за отопление.
Доводы истца о том, что им якобы оплачиваются услуги по отоплению вне отопительных сезонов, основаны на неверном толковании норм права, т.к. не свидетельствуют о неверном начислении платы за отопление и предъявлении к оплате фактически не оказываемого объема услуг, поскольку начисление осуществляется ежемесячно и пропорционально установленному годовому тарифу. В противном случае, при применении иного порядка начисления платы за отопление (лишь в отопительный сезон) расходы истца были бы пропорционально увеличены, а итоговая сумма за год была бы сопоставима с суммой при ежемесячном начислении.
При таких обстоятельствах, суд вынужден констатировать отсутствие нарушения прав Константинова В.М. действиями ответчиков по предъявлению для оплаты услуг по отоплению в течение целого года, оснований к возложению на ответчиков обязанности по производству перерасчета за услуги по отоплению вне отопительных сезонов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным установления платы за поставляемую тепловую энергию в сумме <данные изъяты> рублей за 1 Гкал, поскольку указанный тариф установлен компетентным органом исполнительной власти субъекта РФ – Службой по тарифам РК, с пределах предоставленных данному органу полномочий и в полном соответствии с предусмотренной процедурой установления и утверждения тарифов на оплату коммунальных услуг. Доказательств того, что издаваемые в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Службой по тарифам РК приказы в части обоснованности установления тарифов на тепловую энергию признавались не законными, суду не представлено. Указанные тарифы являются действующими, подлежат применению ресурсоснабжающей организаций при определении взимаемой платы за услуги по отоплению.
Вопреки доводам истца, установленные и действующие в настоящее время тарифы на тепловую энергию не признаны в установленном законом порядке завышенными, а рост цен на данный вид услуг продиктован ростом цен на составляющие затраты ресурсоснабжающих организаций подлежащих учету при установлении тарифа.
При этом, на протяжении длительного периода времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время размер тарифа на тепловую энергию для жителей пст. <данные изъяты>, установленный в год <данные изъяты> Гкал, в месяц <данные изъяты> Гкал не изменялся.
Признаются не основанными на законе требования истца по установлению тарифа исходя из 1 кв.м. жилого помещения без использования в качестве единицы измерения 1 Гкал, поскольку указанное обстоятельство прямо противоречит требованиям пп. «е» п. 7 Правил №307, в соответствии с которым при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления в жилых помещениях используется 1 Гкал на 1 кв.м. общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.
Также не обоснованными признаются требования истца о возложении на ответчиков обязанности по заключению договора поставки тепловой энергии, поскольку фактически такой договор между сторонами существует, однако, в письменной форме он не заключен. Данное обстоятельство, применительно к положениям Правил №354 не свидетельствует о неправомерности действий ответчиков, поскольку предусматривает, что такой договор может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Исходя из существующих между сторонами спора правоотношений по потреблению тепловой энергии, суд приходит к выводу, что указанный договор заключен по Правилам №354, т.е. путем совершения истцом конклюдентных действий (фактического потребления предоставленной услуги и ее оплате).
Суд не усматривает нарушений прав истца действиями ответчиков, поскольку доказательств обращения Константинова В.М. к ответчикам с заявлениями о заключении договора на поставку тепловой энергии в письменной форме, не представлено. Из пояснений истца следует, что с такими заявлениями он не обращался, а представитель ответчиков подтвердил, что при наличии такого обращения, в т.ч. направленного посредством почтовой связи, договор с истцом будет заключен, оснований к отказу в этом не имеется.
Доводы истца о наличии альтернативных источников отопления в поселке (газа) и начисление потребителям, пользующимся данным видом тепловой энергии, платы в несоизмеримо меньшем размере, чем потребителям, использующим услуги по отоплению, предоставляемыми ответчиками, правового значения для рассмотрения дела не имеют, поскольку доказательств отказа Константинова В.М. от услуг по отоплению, предоставляемых ответчиками, а также действий, свидетельствующих о таком отказе, суду не представлено. Данные обстоятельства не могут свидетельствовать о нарушении прав истца.
Иные доводы истца правового значения для рассмотрения заявленных Константиновым В.М. требований не имеют, в связи с чем, во внимание судом не принимаются.
Совокупность исследованных судом доказательств свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца действиями ответчиков, в связи с чем, правовых основания для удовлетворения исковых требований Константинова В.М. в полном объеме не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Константинова В.М. к ОАО «Коми тепловая компания», Троицко-Печорскому филиалу ОАО «Коми тепловая компания» о признании незаконным начисления платы за тепловую энергию вне отопительного сезона, возложении обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию, признании незаконным установления тарифа за поставляемую тепловую энергию в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка за 1 Гкал., возложении обязанности по определению реальной себестоимости тепловой энергии в расчете на 1 кв.м., возложении обязанности заключить письменный договор на поставку тепловой энергии оставить без удовлетворения.
Резолютивная часть решения изготовлена судьей на компьютере и подписана в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 3 ноября 2015 года.
Судья Р.В.Чулков