Решение по делу № 12-22/2019 от 13.06.2019

Дело № 12-22/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

р.п. Мордово 16 июля 2019 года.

Судья Мордовского районного суда Тамбовской области Ефимкина О.А.,

с участием представителя административной комиссии Мордовского района Тамбовской области Митиной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Саталкина Владимира Алексеевича на постановление административной комиссии Мордовского района Тамбовской области № 89 от 29 мая 2019 года о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8 Закона Тамбовской области от 29 октября 2003 года № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссии Мордовского района Тамбовской области № 89 от 29 мая 2019г. Саталкин Владимир Алексеевич привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8 Закона Тамбовской области от 29 октября 2003г. № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» (нарушение правил благоустройства и содержания территорий городов и других населенных пунктов области, установленных на данной территории органами местного самоуправления), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

В вину Саталкину В.А. вменено, что он совершил правонарушение, связанное с нарушением пункта 11.10.12 Правил благоустройства и содержания территории Мордовского поссовета, утвержденных решением Мордовского поселкового Совета народных депутатов от 28.09.2017г. № 286, а именно: не произвел в срок до 17.05.2019г. уборку песка, строительного отсева с муниципальной территории Мордовского поссовета, прилегающей к домовладению Саталкина В.А., расположенному по адресу: <адрес>. По состоянию на 27.05.2019г. мер по уборке территории принято не было.

Считая постановление административной комиссии Мордовского района Тамбовской области № 89 от 29 мая 2019г. незаконным, Саталкин В.А. подал на него жалобу, в которой указал, что никакого уведомления о необходимости в срок до 17 мая 2019г. произвести уборку песка и строительного отсева с муниципальной территории, прилегающей к его дому, он не получал. О том, что в отношении него 22 мая 2019г. составлен протокол об административном правонарушении, он не знал. На заседание административной комиссии его никто не вызывал.

13 июня 2019г. жалоба Саталкина В.А. на постановление административной комиссии Мордовского района Тамбовской области № 89 от 29 мая 2019г. поступила в Мордовский районный суд Тамбовской области.

Определением судьи Мордовского районного суда от 18 июня 2019г. жалоба Саталкина В.А. назначена к рассмотрению на 16 июля 2019г.

В судебное заседание 16 июля 2019г. Саталкин В.А., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился. Уведомление о вручении Саталкину В.А. судебной повестки возвращено в адрес суда с распиской в получении.

Учитывая надлежащее извещение Саталкина В.А. о времени и месте судебного заседания, руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе право личного участия в рассмотрении дела. Распоряжение правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Саталкин В.А. знал о времени и месте рассмотрения жалобы, однако в силу личного волеизъявления не воспользовался своим правом присутствовать в суде и участвовать в рассмотрении дела.

Представитель административной комиссии Мордовского района Тамбовской области Митина Е.Л., действующая на основании доверенности от 10.07.2019г., выданной сроком на один год без права передоверия, в судебном заседании с жалобой Саталкина В.А. не согласилась и пояснила, что решением Мордовского поселкового Совета народных депутатов от 28 сентября 2017г. № 286 утверждены Правила благоустройства и содержания территории Мордовского поссовета. Согласно пункту 11.10.12 данных Правил на территории общего пользования Мордовского поссовета запрещено складирование отходов и другого мусора, образовавшихся у жителей во время ремонта. 25 апреля 2019г. административной комиссией Мордовского района была проведена проверка исполнения законодательства о благоустройстве населенных пунктов в летний период жителями <адрес>. В ходе проверки было установлено, что у <адрес>, принадлежащем Саталкину В.А., находятся кучи щебня, песка, строительного отсева, большие металлические конструкции, которые находились на муниципальной территории Мордовского поссовета. По <адрес> проходит въездная дорога в р.п.Мордово. 06 мая 2019г. в адрес Саталкина В.А. было вынесено предупреждение, в котором Саталкину В.А. предлагалось в срок до 17 мая 2019г. произвести уборку указанного мусора с муниципальной территории Мордовского поссовета, и указывалось на то, что если Саталкин В.А. не уберет свой мусор с муниципальной территории Мордовского поссовета, прилегающей к его домовладению, то он будет привлечен к административной ответственности путем наложения штрафа. Мусор Саталкин В.А. не убрал и 27 мая 2019г. Саталкину В.А. было направлено извещение о вызове его на заседание административной комиссии, которое было назначено на 29 мая 2019г. Извещение от 27 мая, как и предупреждение от 06 мая, было вложено в почтовый ящик Саталкина В.А. Денежные средства на заказную почту административной комиссии не выделяются. На заседание административной комиссии Саталкин В.А. не явился. Так как Саталкин В.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8 Закона Тамбовской области от 29 октября 2003 года № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», то он правомерно был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Она просит отказать Саталкину В.А. в удовлетворении его жалобы. В данный момент у дома Саталкина В.А. всё убрано.

Выслушав пояснения представителя административной комиссии Мордовского района Тамбовской области Митиной Е.Л., изучив доводы Саталкина В.А., изложенные в его жалобе, изучив материалы дела об административном правонарушении, изучив представленное наобозрение судье административное дело в отношении Саталкина В.А., нахожу жалобу подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.1 ст.8 Закона Тамбовской области от 29 октября 2003г. № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» нарушение правил благоустройства и содержания территорий городов и других населенных пунктов области, установленных на данной территории органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п.11.10.12 Правил благоустройства и содержания территории Мордовского поссовета, утвержденных Решением Мордовского поселкового Совета народных депутатов от 28 сентября 2017г. № 286, на территории общего пользования Мордовского поссовета запрещено складирование отходов и другого мусора, образовавшихся у жителей во время ремонта.

Как следует их материалов дела, по состоянию на 17 мая и на 27 мая 2019г. Саталкин В.А. не принял своевременные меры по уборке щебня, строительного песка и отсева, строительных материалов с муниципальной территории Мордовского поссовета, прилегающей к домовладению Саталкина В.А., расположенному по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Саталкина В.А. 29 мая 2019г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8 Закона Тамбовской области от 29 октября 2003г. № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области».

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8 Закона Тамбовской области от 29 октября 2003г. № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», являются граждане, должностные и юридические лица.

В силу положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу положений ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.3 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В силу ч.4 и ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения физических лиц, привлеченных к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении. Поскольку цель извещения состоит в предоставлении лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, возможности реализовать предоставленные ему КоАП РФ процессуальные права.

Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Закон требует известить привлекаемое к ответственности лицо о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и допускает осуществление административным органом соответствующих процессуальных действий в отсутствие лица только при наличии у него информации о получении адресатом данного уведомления, в том числе о фиктивном, то есть предполагаемом получении, которое может иметь место в том случае, когда соответствующее извещение при строгом соблюдении органом почтовой связи всех правил доставки почтовой корреспонденции не было вручено адресату и возвращено отправителю с надлежащими отметками на конверте.

Как следует из ст.25.4 и 28.2 КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу составления протокола административный орган располагает сведениями о получении адресатом направленного ему извещения.

Таким образом, о соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения лицом, в отношении которого имеются основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, соответствующего уведомления. При этом возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления данному лицу такого уведомления не свидетельствует о соблюдении процессуальных требований.

Между тем, из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 22 мая 2019г. составлен в отсутствии Саталкина В.А., при этом данных о том, что последний извещался о времени и месте составления протокола материалы дела не содержат.

В своей жалобе Саталкин В.А. указал, что никаких извещений от административной комиссии он не получал.

Из протокола об административном правонарушении следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Саталкина В.А. составлен 22 мая 2019г.

Согласно извещению о вызове на заседание административной комиссии данное извещение было изготовлено и датировано 27 мая 2019г. В данном извещении от 27 мая 2019г. указано, что административная комиссия вызывает Саталкина В.А. для составления административного протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении на 29 мая 2019г. в 10 часов.

Таким образом, извещение о вызове Саталкина В.А. для составления административного протокола было изготовлено через 5 дней после того, как протокол об административном правонарушении уже был составлен.

В протоколе об административном правонарушении от 22 мая 2019г. объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, то есть объяснение Саталкина В.А., отсутствует, как и отсутствуют сведения об ознакомлении Саталкина В.А. с материалами и данным протоколом.

Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника.

Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при совершении отдельных процессуальных действий, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Положения ст.28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ, в силу ст.26.2 КоАП РФ не может быть признан надлежащим доказательством по делу.

Таким образом, из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 22 мая 2019г. составлен в отсутствие Саталкина В.А., и что Саталкин В.А. не извещался о времени и месте составления протокола.

Не содержат материалы дела и сведений о том, что предупреждение администрации Мордовского поссовета от 06.05.2019г. о необходимости произвести уборку мусора в срок до 17.05.2019г. Саталкин В.А. получил.

Сведения о том, что Саталкин В.А. извещен о заседании административной комиссии, заседание которой назначено на 29 мая 2019г. в 10 часов, материалы дела также не содержат.

Пояснения представителя административной комиссии Мордовского района Тамбовской области Митиной Е.Л. о том, что предупреждение от 06.05.2019г. о необходимости произвести уборку мусора в срок до 17.05.2019г., и извещение от 27.05.2019г. о вызове на заседание административной комиссии, были вложены в почтовый ящик Саталкина В.А., нельзя признать надлежащим извещением Саталкина В.А., так как на момент составления протокола об административном правонарушении (22.05.2019г.) должностное лицо административного органа не обладало и не могло обладать сведениями о получении или неполучении Саталкиным В.А. уведомления о необходимости явки для участия в совершении процессуального действия, что исключает возможность считать лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещенным о времени и месте составления протокола. Сам по себе факт, что письмо о необходимости произвести уборку мусора и извещение были положены членами административной комиссии в почтовый ящик, не может свидетельствовать о надлежащем уведомлении Саталкина В.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, и изучив представленное наобозрение судье административное дело в отношении Саталкина В.А., прихожу к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее извещение Саталкина В.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела.

Таким образом, при рассмотрении дела административным органом допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, необходимые условия для реализации лицом, привлекаемым к административной ответственности, предусмотренных законом прав не созданы.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.

В этой связи доводы жалобы Саталкина В.А. о ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и незаконности рассмотрения дела в его отсутствие следует признать обоснованными.

В связи с вышеизложенным, постановление административной комиссии Мордовского района № 89 от 29 мая 2019г. по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Саталкина Владимира Алексеевича на постановление административной комиссии Мордовского района Тамбовской области № 89 от 29 мая 2019 года о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8 Закона Тамбовской области от 29 октября 2003 года № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», удовлетворить.

Постановление административной комиссии Мордовского района Тамбовской области № 89 от 29 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8 Закона Тамбовской области от 29 октября 2003 года № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области», в отношении Саталкина Владимира Алексеевича отменить.

Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Тамбовский областной суд путем подачи жалобы в Мордовский районный суд.

Судья Ефимкина О.А.

12-22/2019

Категория:
Административные
Ответчики
Саталкин Владимир Алексеевич
Суд
Мордовский районный суд Тамбовской области
Судья
Ефимкина О.А.
Дело на сайте суда
mordovsky.tmb.sudrf.ru
25.01.2020Материалы переданы в производство судье
25.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.01.2020Вступило в законную силу
21.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее