Дело № 2а-1354/21
18RS0009-01-2021-002351-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 сентября 2021 года с.Шаркан, УР
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.П.,
при секретаре Волковой И.Н.,
с участием:
старшего помощника прокурора Шарканского района Удмуртской Республики Леконцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шарканского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
прокурор Шарканского района УР, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав следующее.
Прокуратурой Шарканского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в ходе мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации выявлены Интернет-сайты: https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917.
Данные Интернет-сайты содержат предложение продажи запрещенного орудия лова рыбы – электроудочек, для приобретения которых необходимо связаться с продавцом через сайт, либо по телефону.
В силу ч.1, ч. 4 ст.43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В силу п. 15.2 Правил рыболовства для Волжско-Каспийскогорыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России 18 ноября 2014 года № 453, при осуществлении рыболовства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 694 утвержден перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, к которым, в частности, отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Пунктом «б» ч. 1 ст. 256 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических курсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административных за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Таким образом, поскольку Интернет-страницы https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917 содержат публичное предложение продажи запрещенного на территории Российской Федерации орудия лова рыбы – электроудочек, т.е. информацию, распространение которой влечёт уголовную или административную ответственность, доступ к ней должен быть запрещен.
Признание информации о продаже электроудочек, размещенной на Интернет - страницах https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлено на защиту неопределенного круга лиц, законного использования водных биоресурсов, предупреждения совершения преступлений, и необходимо для включения данных Интернет-ресурсов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в названный выше Реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки Интернет-сайты с URL-адресами https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917 в данном реестре отсутствуют.
Установить лицо, действия которого послужили поводом для подачи настоящего административного искового заявления, не представляется возможным.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ст.ст.9, 10, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст.39, 265.1, 265.2, 265.3 КАС РФ, прокурор Шарканского района УР просил признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресами: https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Шарканского района УР Леконцева И.А. исковые требования о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресами: https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
В порядке, предусмотренном ч.1 ст. 265.3 КАС РФ, круг лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение, а равно администраторов сайтов с URL-адресами: https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917, установить не представилось возможным.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Исходя из закрепленного в ч.2 ст.46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в средствах массовой информации, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ), информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет», будучи технологической системой, предназначенной и используемой для передачи по линиям связи тех или иных сведений, сообщений, данных, доступ к которым осуществляется с использованием средств вычислительной техники, является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
В указанный выше реестр, согласно ч.2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 вышеназванной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).
Прокуратурой Шарканского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, в ходе мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, установлено, что на Интернет-сайтах https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация, содержащая публичное предложение продажи орудия лова рыбы - электроудочек.
Данные обстоятельства указаны административным истцом, подтверждены материалами дела: скриншотами информации, отраженной на Интернет-сайтах https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917, справкой о результатах мониторинга информации, размещаемой в сети «Интернет», составленной помощником прокурора Шарканского района УР Нестеревой А.В.
Между тем, в соответствии с п.15.2 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России oт 18 ноября 2014 года №453, при осуществлении рыболовства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.
Согласно ч.1, ч.4 ст.43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 694 утвержден перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, к которым, в частности, отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Пунктом «б» ч.1 ст.250 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность зa незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Статьей 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Статьей 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира.
Таким образом, Интернет-страницы https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917 содержат публичное предложение продажи запрещенного орудия лова рыбы – электроудочек, т.е. информацию, распространение которой побуждает к приобретению запрещенного орудия для лова рыбы – электроудочки и его дальнейшему использованию, что нарушает публичные интересы Российской Федерации, права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное влияние на правосознание граждан и способствует совершению преступлений, предусмотренных ст.250 Уголовного Кодекса РФ.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах, информация, размещенная на указанных административным истцом Интернет-ресурсах о продаже запрещенного орудия лова рыбы – электроудочек, подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайтов установить не представилось возможным.
На день рассмотрения настоящего административного искового заявления, сведения о внесении указанных в административном иске Интернет-ресурсов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.
В соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст.265.4 КАС РФ судебные расходы не подлежат распределению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Шарканского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещаемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» с URL-адресами: https://itebe.ru/ads-omsk/prodam/rybolovnuyu-set/elektroudochka-samus-elektroudochku_57125, http://mydoska.net/read/?id=508917, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи – Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья: Т.П.Макарова
Решение принято в окончательной форме 01 сентября 2021 года