Дело № 2а-3398/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
21 ноября 2018 года г. Копейск Челябинской области
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Муратова С.М.
при секретаре Мустафиной Н.К.
с участием:
административного истца Поклад Р.Рќ.
административного ответчика судебного пристава-исполнителя Копейского городского отдела судебных приставов Ковалевой М.В.
представителя Управления федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мещеряковой Н.С.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Поклад Р.Рќ. Рє судебному приставу исполнителю Копейского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ отдела судебных приставов Челябинской области Ковалевой Рњ.Р’., старшему судебному приставу Копейского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ отдела судебных приставов Гадееву Р.Р“. Рѕ признании незаконным постановления РѕР± удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства),
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Поклад Р.Рќ. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј, РіРґРµ обжалует законность постановления судебного пристава-исполнителя Копейского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ отдела судебных приставов Челябинской области Ковалевой Рњ.Р’., действия старшего судебного пристава Копейского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ отдела судебных приставов Гадеева Р.Р“. Рѕ признании незаконным постановления РѕР± удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства) РѕС‚ 05 октября 2018 РіРѕРґР°.
Р’ обосновании исковых требований административный истец указала, что РІ производстве Копейского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ отдела судебных приставов Челябинской области РЅР° исполнение находится исполнительное производство, возбужденное 24 октября 2014 РіРѕРґР° РІ отношении должника Поклад Р.Рќ., РіРґРµ предметом исполнения является задолженность РїРѕ кредитным платежам, РІ размере 219973,54 СЂСѓР±.
Р’ С…РѕРґРµ совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем производилось удержание РІ размере 50 % заработной платы должника, РїСЂРё этом средний размер заработной платы Поклад Р.Рќ. составляет 11436 СЂСѓР±. Рё после удержаний размер заработной платы административного истца составляет 4663 СЂСѓР±.
Согласно Постановлению Губернатора Челябинской области № 163 от 24 июля 2018 года величина прожиточного минимума для трудоспособного населения установлена в размере 10344 руб.
Поклад Р.Рќ. 17 сентября 2018 РіРѕРґР° обратилась Рє административному ответчику СЃ заявлением, РіРґРµ просила после взыскания оставлять РЅРµ менее 10344 СЂСѓР±. Указанное заявление было удовлетворено частично, процент удержания РёР· заработной платы должника снижен РґРѕ 25 %.
РЎ действиями судебного пристава исполнителя административный истец РЅРµ согласна, поскольку нарушается неприкосновенность РјРёРЅРёРјСѓРјР° имущества, необходимого для существования должника, соответственно действия судебного пристава исполнителя нарушают права Поклад Р.Рќ.
Административный истец Поклад Р.Рќ., участвующая РІ судебном заседании, РЅР° РёСЃРєРµ настаивала.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Копейского ГОСП Ковалева М.В. административный иск не признала.
Представитель Управления федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мещерякова Н.С., участвующая в судебном заседании, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Заинтересованное лицо ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» о дне, времени и месте судебного заседания извещен, представитель в судебное заседание не явился.
Суд на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебного пристава-исполнителя.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.
Р’ судебном заседании установлено, что 24 октября 2014 РіРѕРґР° РІ отношении должника Поклад Р.Рќ. возбуждено исполнительное производство, предметом которого является взыскание задолженности РїРѕ кредитным платежам РІ размере 219973,54 СЂСѓР±.
Как РІРёРґРЅРѕ РёР· материалов дела, Сѓ должника Поклад Р.Рќ. отсутствует какое-либо имущество, РЅР° которое РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ обратить взыскание РІ целях исполнения требований исполнительного документа. РћРЅР° имеет ежемесячный РґРѕС…РѕРґ РІ РІРёРґРµ заработной платы, средний размер, которой составляет 12955,64 рублей.
РџСЂРё таких обстоятельствах обращение взыскание РЅР° РґРѕС…РѕРґ Поклад Р.Рќ. РІ РІРёРґРµ заработной платы соответствует требованиям пункта 3 части 1 статьи 98 Закона РѕР± исполнительном производстве.
Порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, которые могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства, определяется статьей 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 5 и 7 указанной статьи закона).
Согласно оспариваемому постановлению судебного пристава-исполнителя Ковалевой Рњ.Р’. РѕС‚ 05 октября 2018 РіРѕРґР° размер удержаний РёР· заработной платы должника Поклад Р.Рќ. снижен СЃ 50% РґРѕ 25%.
Оценивая законность указанного постановления, суд приходит к выводу, что судебный пристав-исполнитель при вынесении оспариваемого постановления, действовал в пределах своих полномочий. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», нарушение прав административного истца отсутствует.
Доводы административного истца оналичии нарушенного права ввиду несоответствия размера заработной платы после произведенных удержаний по исполнительному производству и величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного Постановлением Губернатора Челябинской области от 02.11.2018 № 237 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Челябинской области в III квартале 2018 года», суд отклоняет.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Согласно части 2 этой статьи при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
При этом Федеральный закон «Об исполнительном производстве» прямо не предусматривает минимальный размер дохода, подлежащей сохранению за должником-гражданином при обращении на него взыскания в порядке принудительного исполнения судебных актов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Вместе с тем, судебный пристав-исполнитель обязан установить такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника и обеспечивал ему необходимый уровень существования.
Таким образом, положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» позволяют судебному приставу-исполнителю обратить взыскание на заработную плату и иные доходы должника, за исключением указанных в статье 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» видов, с производством удержаний в размере до 50% заработной платы и иных доходов.
Поскольку Поклад Р.Рќ. требования исполнительного документа РґРѕ настоящего времени РЅРµ исполнила, учитывая размер оставшейся задолженности, подлежащей взысканию СЃ должника, Р° также то, что положения частей 2 Рё 3 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривают лишь максимально возможный размер удержания РёР· заработной платы Рё иных РґРѕС…РѕРґРѕРІ должника, РІ том числе РёР· пенсии должника, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что оснований для большего снижения размера удержаний РІ данном случае Сѓ судебного пристава-исполнителя РЅРµ имелось. РџСЂРё этом установленная величина удержания действительно может быть уменьшена судебным приставом-исполнителем (снижена СЃСѓРґРѕРј) СЃ учетом конкретных обстоятельств дела, имущественного положения должника. Между тем, таких доказательств, обосновывающих имущественное положение должника, свидетельствующих Рѕ наличии оснований для снижения РІ большем размере удержания должником представлено РЅРµ было. Сведений Рѕ наличии РґСЂСѓРіРѕРіРѕ имущества, РЅР° которое могло быть обращено взыскание, достаточного для удовлетворения требований взыскателя, Сѓ судебного пристава-исполнителя также отсутствовали, Рё РІ рамках настоящего административного дела Поклад Р.Рќ. приведены РЅРµ были.
Более того, снижение размера удержаний еще в большем размере в данном конкретном случае не отвечает требованиям справедливости, нарушит права взыскателей на полное и своевременное исполнение судебных актов и погашение задолженности, а каких-либо исключительных обстоятельств, при том, что размер заработной платы должника, не является безусловным доказательством его тяжелого материального положения, не представлено.
Учитывая размер задолженности, который составляет более 200000 рублей, снижение размера удержания РёР· заработной платы должника Поклад Р.Рќ. отдалит реальную защиту нарушенных прав Рё законных интересов взыскателей, поскольку исполнение судебного акта будет производиться РІ нарушение статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» РІ течение длительного времени, что РЅРµ отвечает принципам Рё задачам судопроизводства, ведет Рє нарушению прав взыскателей, который вправе рассчитывать РЅР° восстановление своего нарушенного права РІ разумные СЃСЂРѕРєРё.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого постановления, действий судебного пристава-исполнителя требованиям закона и нарушение этим постановлением, действиями судебного пристава-исполнителя прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 177-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Поклад Р.Рќ. Рѕ признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Копейского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ отдела судебных приставов Челябинской области Ковалевой Рњ.Р’. РѕС‚ 05 октября 2018 РіРѕРґР°, РІ соответствии СЃ которым размер удержаний РёР· заработной платы должника снижен СЃ 50% РґРѕ 25% - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд.
Апелляционные жалоба, представление подаются через Копейский городской суд Челябинской области.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Муратов С.М.