Решение по делу № 33а-339/2019 от 01.02.2019

Судья Конышев К.Е.                        дело № 33а-339/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Йошкар-Ола                         26 февраля 2019 года

    Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

    председательствующего Попова Г.В.,

    судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,

    при секретаре Демаковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 ноября 2018 года, которым

административный иск Михальского В. А. удовлетворен.

За Михальским В.А. признано право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Постановление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 21 сентября 2018 года № 1030 в части отказа в постановке Михальского В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях признано незаконным.

На администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность поставить Михальского В.А. на учет нуждающихся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «жилище» на 2015-2020 годы».

С администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу Михальского В.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размер 300 рублей.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Михальский В.А., относящийся к гражданам из подразделений особого риска, не обеспеченный жилым помещением, обратился в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – администрация ГО «Город Йошкар-Ола») с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Письмом от 24 сентября 2018 года (исх. № 018-26/2011) административный ответчик сообщил, что оснований для постановки на учет административного истца не имеется, ввиду того, что заявитель не может быть отнесен к категории малоимущих граждан.

Не согласившись с принятым решением, Михальский В.А. обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил признать решение незаконным и восстановить его нарушенные права, указав в обоснование требований, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (далее – Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1) гражданам из подразделений особого риска гарантируется обеспечение жилой площадью на основании пункта 2 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1), для реализации которого необходима постановка на учет нуждающихся в жилом помещении. При этом в силу пункта 19 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», признания указанных лиц малоимущими не требуется.

Судом постановлено указанные выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация ГО «Город Йошкар-Ола», ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права.

В судебное заседание представитель администрации ГО «Город Йошкар-Ола», извещенный надлежащим образом, не явился.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав объяснения Михальского В.А. и его представителя адвоката Архипова А.А., просивших решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Судом установлено, что Михальский В.А. относится к категории лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в пункте «в» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 (удостоверение серия ОРЭ № 002335).

    С 26 июля 2017 года Михальский В.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, собственником либо нанимателем жилого помещения в г. Йошкар-Оле не является.

    6 сентября 2018 года Михальский В.А. обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    Постановлением администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 21 сентября 2018 года № 1030 (пункт 18) административному истцу в признании нуждающимся в жилом помещении отказано, о чем сообщено письмом от 24 сентября 2018 года (исх. № 018-26/2011).

    Удовлетворяя заявленные требований административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановка Михальского В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является обязательной для реализации предоставленного Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 права на обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение препятствует заявителю в реализации его прав и законных интересов, а также противоречит действующему законодательству.

    Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.

Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на непосредственных участников ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах (подпункт «в»).

Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что лицам, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 указанным гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1 здесь и далее в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 893).

Указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (пункт 2).

На основании подпункта «е» пункта 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Пункт 19 данных Правил устанавливает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1(1) с приложением выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).

Таким образом, для реализации права на получение жилого помещения гражданин из подразделений особого риска должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Поскольку других оснований отказа в постановке Михальского В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях не имелось, суд первой инстанции обоснованно признал решение администрации ГО «Город Йошкар-Ола» незаконными и удовлетворил требования административного иска.

Доводы административного ответчика о том, что для постановки на учет указанной категории граждан необходимо признание в установленном порядке малоимущим, нельзя признать обоснованными в связи со следующим.

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, жилищное законодательство не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях непосредственно с признанием их малоимущими (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации) и предусматривает постановку на учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признанных в установленном порядке малоимущими, а также граждан, не признанным малоимущими, при наличии специального правового регулирования, устанавливающего право на получение жилья.

Следовательно, разрешая дело, суд правильно истолковал нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о том, что действующее законодательство относит административного истца к иным категориям граждан, определенным федеральным законом, для которых критерий нуждаемости в жилом помещении не связан с обязательным признанием малоимущим.

Кроме того, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П положения пункта 2 части 1 статьи 14 и пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

Указанная правовая позиция распространяется и на категорию граждан, к которой отнесен административный истец.

    Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Председательствующий                    Г.В. Попов

Судьи                                И.А. Медведева

                                    Э.И. Салихова

33а-339/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Михальский ВА
Ответчики
Администрация ГО Город Йошкар-Ола
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Медведева Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
04.02.2019[Адм.] Передача дела судье
26.02.2019[Адм.] Судебное заседание
26.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2019[Адм.] Передано в экспедицию
24.08.2020Передача дела судье
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Передано в экспедицию
26.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее