Производство № 2а-175/2021
УИД 28RS0012-01-2021-000408-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года п. Магдагачи
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Шаталовой О. Ю.,
при секретаре Губеевой Ю. А.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Амурской области Чуй – то – фа А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Магдагачинского района Амурской области к отделению судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация Магдагачинского района обратилась в Магдагачинский районный суд с административным исковым заявлением к отделению судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Административное исковое заявление обосновано следующим.
Исполнение требований исполнительного документа было невозможно вследствие следующих обстоятельств.
В целях выполнения требований в рамках закона Амурской области от 12.12.2019 № 449-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам», Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий, Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций, предусмотренных приложением № 26 к государственной программе «Развитие образования Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 448 между министерством образования и науки Амурской области и администрацией Магдагачинского района заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Магдагачинского района на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций (общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования).
МОБУ «Магдагачинская СОШ № 3» в целях исполнения решения суда профинансирована на следующие мероприятия: произведено оснащение школы системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; произведены следующие работы в объеме: установка и настройка системы передачи сообщений; регистрация радиокоммуникатора в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; проверка прохождения тестовых сигналов от радиокоммуникатора в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; описание объекта в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; проверка прохождения всех типов сигналов с контролируемого объекта.
Указанные мероприятия выполняются в рамках софинансирвоания мероприятий «Проведение мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций».
Заключены договоры: № 79 на поставку арочного металлодетектора; № 1049 на поставку кабеля, прибора управления системой речевого оповещения, извещателя пожарного, громкоговорителя, запись речевого сообщения.
Общая сумма расходов по выполнению требований по всем образовательным учреждениям составляет 61 млн. 290 т.р.
Получена субсидия из областного бюджета по всем образовательным учреждениям Магдагачинского района.
В связи с отсутствием достаточных средств в районном бюджете, администрация Магдагачинского района продолжит работу по взаимодействию с правительством Амурской области в рамках дальнейшего софинансирования мероприятий, указанных в решении. Умысла в злостном неисполнении решения суда у администрации Магдагачинского района нет.
На основании изложенного администрация Магдагачинского района просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.05.2021 года № 28011/21/928198.
Определением от 20.05.2021 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Магдагачинскому району Панова А.В., Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.
Представитель административного истца администрации Магдагачинского района, представители административных ответчиков ОСП по Магдагачинскому району УФССП России по Амурской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебный пристав – исполнитель ОСП по Магдагачинскому району Панова А.В., представитель заинтересованного лица МОБУ Магдагачинская СОШ № 3, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, причина неявки неизвестна.
Помощник прокурора Магдагачинского района Чуй – то – фа А.Н. в судебном заседании считает, что требование администрации Магдагачинского района является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Заявленным административным исковым требованием, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела, является административное исковое требование администрации Магдагачинского района Амурской области к отделению судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.11, ч.12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа серии ФС № 025046893, выданного 23 апреля 2021 года, судебным приставом-исполнителем ОСП по Магдагачинскому району 04 мая 2021 года возбуждено исполнительное производство № 163987/21/28011-ИП о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в отношении должника администрации Магдагачинского района. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 13 мая 2021 года с должника администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
В обоснование доводов об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора представитель административного истца указывает, что между министерством образования и науки Амурской области и администрацией Магдагачинского района заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Магдагачинского района на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций (общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования).
МОБУ «Магдагачинская СОШ № 3» в целях исполнения решения суда профинансирована на следующие мероприятия: произведено оснащение школы системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; произведены следующие работы в объеме: установка и настройка системы передачи сообщений; регистрация радиокоммуникатора в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; проверка прохождения тестовых сигналов от радиокоммуникатора в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; описание объекта в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; проверка прохождения всех типов сигналов с контролируемого объекта; заключены договоры: № 79 на поставку арочного металлодетектора; № 1049 на поставку кабеля, прибора управления системой речевого оповещения, извещателя пожарного, громкоговорителя, запись речевого сообщения.
Получена субсидия из областного бюджета по всем образовательным учреждениям Магдагачинского района.
В связи с отсутствием достаточных средств в районном бюджете, администрация Магдагачинского района продолжит работу по взаимодействию с правительством Амурской области в рамках дальнейшего софинансирования мероприятий, указанных в решении.
В подтверждение указанных доводов, административным истцом представлены договор поставки № 1049 от 26.03.2021, заключенный между ООО ЧОП «Коршун» и МОБУ Магдагачинская СОШ № 3 о передаче товара согласно заявки, счет № 1045 от 26.03.2021 на оплату товара на сумму 21 431,80 руб.; договор поставки № 1050, заключенный между ООО ЧОП «Коршун» и МОБУ Магдагачинская СОШ № 3 о передаче товара согласно заявки; счет № 1050 от 26.03.2021 на оплату товара на сумму 17028,40 руб., договор поставки № 79 от 29.01.2021, заключенный между ООО «Противопожарный сервис» и МОБУ Магдагачинская СОШ № 3; счет на оплату № 189 от 29.01.2021 товара на сумму 70 000 рублей; акт о приемке выполненных работ от 21 июля 2020 года; соглашение от 26 марта 2020 года между министерством образования и науки Амурской области и администрацией Магдагачинского района о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Магдагачинского района на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций (общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования) в рамках государственной программы Амурской области «Развитие образования Амурской области»; расходное расписание № 395 от 03.06.2020, согласно которому в 2020 году из областного бюджета выделено 1 160 500, 00 руб.
Оснований относиться с сомнением к указанным документам у суда не имеется.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
В судебном заседании установлено, что у административного истца отсутствовала объективная возможность своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 13 мая 2021 года по исполнительному производству № 163987/21/28011-ИП от 04.05.2021.
Согласно ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление администрации Магдагачинского района Амурской области к отделению судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить в полном объеме.
Освободить администрацию Магдагачинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 13 мая 2021 года по исполнительному производству № 163987/21/28011-ИП, возбужденному 04 мая 2021 года.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О. Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 25.05.2021