УИД 11RS0001-01-2022-002529-40 |
Дело № 2а-3526/2022 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,
при секретаре Вешняковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 30 марта 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми к Сбитневу Вячеславу Михайловичу о взыскании обязательных платежей и санкций;
у с т а н о в и л:
МИФНС России №8 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Сбитневу В.М. с учетом уточнений о взыскании задолженности перед бюджетом в размере 29095 рублей, в том числе: НДФЛ за 2019 год в размере 22181 рубль, пени в размере 1401 рубль 47 копеек за период с 16.07.2020 по 25.08.2021; пени за недоимку по НДФЛ за 2019 год в размере 108 рублей 44 копейки за период с 16.07.2021 по 25.03.2021; НДФЛ за 2020 год в размере 705 рублей; штраф по п.1 ст.119 НК РФ в размере 2481 рубль 45 копеек; штраф по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 2218 рублей 10 копеек и государственной пошлины.
В обоснование требований истец указал, что административный ответчик является адвокатом с 19.09.2002, 27.11.2020 административным ответчиком несвоевременно представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме №3-НДФЛ за 2019 год. Сумма налога к уплате составила 24433 рубля. Согласно данным карточки «Расчета с бюджетом» исчисленная сумма налога уплачена 30.11.2020. Административным ответчиком 05.03.2021 представлена первая уточненная декларация по налогу на доходы физических лиц по форме №3-НДФЛ за 2019 год. Сумма налога к уплате составила 27488 рублей. Административным истцом произведено доначисление сумм налога в размере 3015 рублей. Согласно данным карточки «Расчета с бюджетом» административным ответчиком произведен платеж в размере 3100 рублей 19.03.2021. По результатам камеральной проверки представленной декларации по налогу на доходы физических лиц по форме№3-НДФЛ за 2019 год установлено занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2019 год, в размере 22181 рубль. (49629 руб.-27448 руб.) в результате занижения налогооблагаемой базы. Административным истцом произведено начисление налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере 22181 рубль, пени в размере 1401 рубль 47 копеек. Согласно карточке «Расчета с бюджетом» административным ответчиком не произведены. По результатам камеральной проверки установлено, что административный ответчик не исполнил свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган, тем самым подлежит привлечению к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ. В результате занижения налогооблагаемой базы, налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ. Соответственно, сумма штрафа по ч.1 ст. 119 НК РФ составляет 2481 рубль 45 копеек; по п.1 ст. 122 НК РФ составляет 2218 рублей 10 копеек. Согласно данным карточки «Расчета с бюджетом» сумма штрафов административным ответчиком не оплачены. 01.09.2021 административным ответчиком представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме №3-НДФЛ в налоговый орган за отчетный период 2020 года. Согласно данным декларации исчислена сумма авансового платежа к уплате за первый квартал 2020 года в размере 2744 рубля со сроком уплаты 12.05.2020, за первое полугодие 2020 года в размере 4120 рублей со сроком уплаты 27.07.2020, за девять месяцев 2020 года в размере 19219 рублей. Сумма налога к уменьшению за налоговый период заявлена 4715 рублей. Общая сумма авансовых платежей, подлежащей уплате в бюджет составляет 21368 рублей. Административным ответчиком произведена оплата в размере 20663 рубля, в том числе 15281 рубль от 04.06.2021 и 5382 рубля от 10.09.2021. Произведено уменьшение налога по расчету в размере 4715 рублей. Таким образом, сумма авансовых платежей за полугодие 2020 года, подлежащей к уплате составляет 705 рублей. Сумма пени 119 рублей 08 копеек оплачена платежом 525 рублей 71 копейка. В адрес административного ответчика направлены требования: 28.10.2021 №32846 от 11.10.2021 со сроком уплаты 23.11.2021, 12.04.2021 №7962 от 26.03.2021 со сроком уплаты 05.05.2021, 19.10.2021 №32156 от 04.10.2021 со сроком уплаты 16.11.2021. Налогоплательщик в срок, установленный требованиях, суммы налога и штрафов не уплатил.
Административный ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании с административным иском не согласился, пояснив, что оно не соответствует действительности, налоги и штрафы оплачивал, при проведении проверки налоговый орган не запрашивал документы, подтверждающие его расходы, однако, были расходы на арендную плату около 90 тыс. руб., кредиты около 96 тыс.руб., что административным истцом не учтено.
В административном исковом заявлении истца содержится указание о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, обозрев материалы административного дела мирового судьи Первомайского судебного участка г.Сыктывкара №..., суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К числу таких плательщиков относятся, в том числе, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (пп.2 п.1 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1 ст.221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, но не более суммы таких доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации (п.1 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункт 5 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Постановлением правительства Российской Федерации №409 от 02.04.2020 срок предоставления налоговой декларации на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) за 2019 год установлен – не позднее 30.07.2020.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.
В соответствии с п.8 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.
Согласно п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В силу ч.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса предусмотрена ответственность, которая влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумма налога в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абз.2 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Согласно абз. 3 п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу абз. 2 п.3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из представленных материалов следует, что должником по требованиям административного истца является Сбитнев В.М., который является адвокатом с 19.09.2002.
27.11.2020 Сбитневым ВМ. в Инспекцию ФНС России по г. Сыктывкар была предоставлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 год.
Административным ответчиком 05.03.2021 предоставлена первая уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) за 2019 год, в которой отражены доходы в размере 628816 рублей и расходы – 417674 рубля.
Согласно представленной декларации, сумма налога к уплате составила 27488 рублей.
По результатам камеральной проверки установлено занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2019 год, в размере 22181 рубль, в результате занижения налогооблагаемой базы.
По сроку уплаты 15.07.2020 по лицевому счету налогоплательщика переплаты не числится.
Камеральной налоговой проверкой установлено несвоевременное предоставление декларации за 2019 год, о чем составлен Акт налоговой проверки №5462 от 29.06.2021. Акт проверки, а также извещение о рассмотрении налоговой проверки направлены налогоплательщику 24.04.2018.
На основании Акта налоговой проверки вынесено решение №6185 от 25.08.2021 с учетом смягчающих обстоятельств о привлечении Сбитнева В.М. к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в размере 2481 рубль 45 копеек; п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в размере 2218 рублей 10 копеек.
В адрес налогоплательщика направлены требования №32846 от 11.10.2021 об уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год в срок до 23.11.2021. Требование в адрес административного ответчика направлено 28.10.2021; №7962 от 26.03.2021 об уплате пени за недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в срок до 05.05.2021. Требование в адрес административного ответчика направлено 12.04.2021.
01.09.2021 Сбитневым ВМ. в Инспекцию ФНС России по г. Сыктывкар была предоставлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год. Согласно данным декларации исчислена сумма авансового платежа к уплате за первый квартал 2020 года в размере 2744 рубля со сроком уплаты 12.05.2020 и за полугодие 2020 года в размере 412 рублей со сроком уплаты 27.07.2020.
В адрес налогоплательщика направлено требование №32156 от 04.10.2021 об уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год, а также пени за период с 15.07.2021 по 03.10.2021 в срок до 16.11.2021. Требование в адрес административного ответчика направлено 19.10.2021.
Поскольку административным ответчиком требования выполнены не были, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье Первомайского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми.
Определением мирового судьи Первомайского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 25.01.2022 судебный приказ ... от 17.01.2022 был отменён в связи с поступившими возражениями должника.
Поскольку задолженность административным ответчиком не была оплачена после отмены судебного приказа, 02.02.2022 административный истец обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с настоящим административным иском.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный ответчик доказательств уплаты налогов, недоимки и штрафов в размере, указанном в заявлении об уточнении исковых требований, в нарушение требований ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представил.
Доводы административного ответчика об уплате налогов, пени, штрафов в полном объеме, о том, что налоговым органом при проведении проверки не запрашивались документы, подтверждающие его расходы, являются необоснованными, поскольку опровергаются материалами дела. Документов, подтверждающих затраты, произведенные административным ответчиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, которые могут быть признаны расходами при расчете налога на доходы физических лиц, Сбитневым В.М. суду не представлено.
Поскольку начисление административному ответчику налоговым органом недоимки, пени и штрафа произведено в соответствии с требованиями законодательства, порядок досудебного урегулирования спора налоговым органом соблюден, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в размере 1072 рубля 86 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми к Сбитневу Вячеславу Михайловичу о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать с Сбитнева Вячеслава Михайловича в пользу Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми задолженность перед бюджетом в размере 29095 рублей, в том числе: НДФЛ за 2019 год в размере 22181 рубль, пени в размере 1401 рубль 47 копеек за период с 16.07.2020 по 25.08.2021; пени за недоимку по НДФЛ за 2019 год в размере 108 рублей 44 копейки за период с 16.07.2021 по 25.03.2021; НДФЛ за 2020 год в размере 705 рублей; штраф по п.1 ст.119 НК РФ в размере 2481 рубль 45 копеек; штраф по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 2218 рублей 10 копеек.
Взыскать с Сбитнева Вячеслава Михайловича в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 1072 рубля 86 копеек.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Мосунова
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2022 года.