Решение по делу № 2а-142/2021 от 12.11.2020

.

.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Богучаны    Красноярского края                      18 июня 2021 года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Аветян Г.Н., с участием:

представителя административного истца – помощника прокурора Богучанского района Буц А.А.,

представителя административного ответчика – и.о. начальника УМС Администрации Богучанского района Витюк О.В.,

при секретаре Терпуговой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Богучанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ангарского сельсовета, Администрации Богучанского района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов на земельном участке муниципального образования Ангарский сельсовет, расположенном на расстоянии расположенном на расстоянии 500 м. на запад от п. Ангарский в границах координат .

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Богучанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к к Администрации Ангарского сельсовета, Администрации Богучанского района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, на земельном участке площадью 5 га, расположенном на расстоянии 500 м. на запад от п. Ангарский . мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Богучанского района была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления соблюдения требований по охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на земельном участке муниципального образования Ангарский сельсовет размещена свалка твердых бытовых отходов. Просят обязать Администрацию Ангарского сельсовета и Администрацию Богучанского района ликвидировать данную свалку.

В дальнейшем прокурор Богучанского района уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию Ангарского сельсовета, Администрации Богучанского района ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов на земельном участке муниципального образования Ангарский сельсовет, расположенном на расстоянии расположенном на расстоянии 500 м. на запад от п. Ангарский в границах координат . на площади 14 097м2 в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

    Административный истец - помощник прокурора Богучанского района Буц А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.

Административный ответчик – Администрации Ангарского сельсовета, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания по рассмотрению дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представить административного ответчика – и.о. начальника УМС Администрации Богучанского района Витюк О.В. административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать, обязав администрацию Ангарского сельсовета ликвидировать свалку.

Заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью БГП «Земля» надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного заседания по рассмотрению дела, в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщили.

Заинтересованное лицо Министерство лесного хозяйства Красноярского края надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного заседания по рассмотрению дела, в судебное заседание не явился, в направленном отзыве пояснили, что земельный участок с точками координат, указанных в иске расположены вне земель лесного фонда.

На основании ч.2 ст.289 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся участников административного процесса.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципах: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Указанное требование также закреплено в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю;

соблюдать    при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ст. 1 Закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Богучанского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления соблюдения требований по охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на земельном участке муниципального образования Ангарский сельсовет размещена свалка твердых бытовых отходов.

В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Согласно ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется орланами местного самоуправления.

Размещение и захоронение отходов допускается на полигонах ТБО.

Своевременный вывоз отходов является важнейшим показателем санитарного благополучия населенного пункта, его экологической безопасности.

Актом осмотра от 07.02.2021 года установлено, что на земельном участке муниципального образования Ангарский сельсовет, расположенном на расстоянии 500 м. на запад от п. Ангарский в границах координат . на площади 14 097м2 расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (л.д.25).

Согласно ответа Министерства лесного хозяйства Красноярского края, точки координат . расположены вне земель лесного фонда (л.д.43).

Согласно выписке из ЕГРН, сведения об объекте - земельный участок 500 м. на запад от п. Ангарский общей площадью 14 097 кв.м., - отсутствуют (л.д.53).

Согласно ответа ООО БГП «Земля» земельный участок занятый несанкционированной свалкой в п.Ангарский находится за границами населенного пункта и его границы не определены в соответствии с земельным законодательством.

Названная несанкционированная свалка расположена на земельном участке, собственность на который не разграничена. Свалка находится на территории Ангарского сельсовета, входящего в границы Богучанского района Красноярского края. Соответственно, обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с охраной земельных участков, находящихся на территории сельских поселений, собственность на которые не разграничена, и входящих в состав соответствующего муниципального образования, возлагается на орган местного самоуправления района, а в рассматриваемом случае на администрацию Богучанского района Красноярского края.

Таким образом, вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, с учетом внесенных в них изменений, указывают на участие органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.

Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированной свалки на территории Ангарского сельсовета должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.

Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района (статья 3.3Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

На основании изложенного, так как представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Ангарского сельсовета, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжение которыми осуществляется администрацией муниципального образования Богучанский район Красноярского края, при этом в силу положений пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации Ангарского сельсовета и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Богучанский район Красноярского края по организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки.

В соответствии с положениям cт. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Учитывая изложенное, взыскание с Администрации Богучанского района Красноярского края государственной пошлины в доход местного бюджета не будет соответствовать вышеприведенной норме права и как следствие, ответчик подлежит освобождению от взыскания с него государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Богучанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ангарского сельсовета, Администрации Богучанского района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов на земельном участке муниципального образования Ангарский сельсовет, расположенном на расстоянии расположенном на расстоянии 500 м. на запад от п. Ангарский в границах координат . на площади 14 097м2 - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Богучанского района Красноярского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления, расположенную на расстоянии 500 м. на запад от п. Ангарский в границах координат . на площади 14 097м2.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Ангарского сельсовета Богучанского района Красноярского края – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Богучанский районный суд Красноярского края.

решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2021 года.

Председательствующий:                         Г.Н. Аветян

2а-142/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Богучанского района
Ответчики
Администрация Богучанского района
Администрация Ангарского сельсовета
Другие
Министерство лесного хозяйства
ООО "Земля"
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Судья
Аветян Галина Николаевна
Дело на странице суда
boguchan.krk.sudrf.ru
12.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2020Передача материалов судье
16.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.01.2021Предварительное судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
15.03.2021Судебное заседание
16.03.2021[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
21.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
18.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее