Решение по делу № 2-698/2014 от 20.01.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2014 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Сисиной Н.В.,

при секретаре Галишниковой А.С.,

с участием представителя истца – Незнамова В.П.,

представителя ответчика – Евсеевой М.Л.,

представителя третьего лица Государственного автономного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» Министерства социального развития Саратовской области – Даниловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Незнамова П.И. к Министерству социального развития Саратовской области, третьи лица - Государственное автономное учреждение Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» Министерства социального развития Саратовской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, о признании действий незаконными, компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

    истец обратился в суд с требованиями к ответчику о признании незаконными действий ответчика по ненадлежащему обеспечению его техническими средствами реабилитации (подгузниками) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда, связанного с надлежащим обеспечением его техническими средствами реабилитации (подгузниками) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 000 руб., а также просил взыскать в его пользу расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 рублей. (л.д. 4-6, 60)

Требования мотивировал тем, что он является инвалидом <данные изъяты>. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, ему были бессрочно назначены технические средства реабилитации (ТСР): подгузники для взрослых.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он состоял на учете в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» по обеспечению техническими средствами реабилитации (ТСР): категория изделия «Абсорбирующее белье», «Подгузники для взрослых», шифр изделия: «Р.М. (объем талии не менее 70-110 см), впитываемость не менее 900 мл», 3 шт. – регистрационный номер по постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ

Истец указывает, что обязанность обеспечивать его техническими средствами реабилитации возложена законодательством на Министерство социального развития Саратовской области. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ его должны были обеспечить ТСР «Подгузники для взрослых» в количестве 396 штуки (132 дня Х 3 шт.). Данное обеспечение в количестве 396 шт. было произведено лишь ДД.ММ.ГГГГ

Компенсацию морального вреда обосновывает тем, что в связи с отказом в своевременном обеспечении техническими средствами реабилитации, фактически ему отказано в конституционном праве на социальное обеспечение. Вследствие незаконных действий ответчика, который не обеспечивал его техническими средствами реабилитации, он испытывал серьезные нравственные переживания.

В судебное заседание истец Незнамов П.И. не явился, извещен надлежащим образом, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель истца по доверенности – Незнамов В.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дав суду пояснения, аналогичные тем, которые содержатся в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика – Евсеева М.Л. исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении исковых требований отказать. (л.д. 78-80). В пояснениях о несогласии с требованиями указала, что Министерство социального развития Саратовской области осуществляет организацию приобретения технических средств реабилитации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на каждый финансовый год, недостаточность которых для удовлетворения всех граждан, нуждающихся в технических средствах реабилитации, не может быть поставлена в вину Министерству. Незнамов П.И., ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» с ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с индивидуальными программами реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ он нуждается в обеспечении подгузниками в количестве 862 штуки в год. Однако, ДД.ММ.ГГГГ представителем инвалида получено 466 шт. подгузников, а ДД.ММ.ГГГГ выдано направление на получение 396 подгузников. Министерство социального развития Саратовской области осуществляет организацию приобретения технических средств реабилитации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на каждый финансовый год, недостаточность, которых для удовлетворения заявлений граждан, нуждающихся в технических средствах реабилитации, не может быть поставлена в вину министерству. В 2013 году министерством были заключены контракты на поставку технических средств реабилитации, в связи с чем, министерство выполнило свои обязательства в полном объеме. Кроме того, истец мог воспользоваться альтернативным правом и самостоятельно приобрести необходимее средства реабилитации, с последующей компенсацией расходов. Требование истца о компенсации морального вреда представитель Министерства социального развития Саратовской области считает не подлежащим удовлетворению, поскольку из правоотношений сторон усматривается нарушение имущественных прав истца, доказательств причинения Незнамову П.И. действиями (бездействием) ответчика нравственных или физических страданий, а также наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненными Незнамову П.И. нравственными страданиями не имеется. Также просила отказать в удовлетворении требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей, поскольку требуемая сумма чрезмерно завышена.

    Представитель третьего лица Государственного автономного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» Министерства социального развития Саратовской области – Данилова О.В. в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика, просила в удовлетворении иска отказать.

    Третье лицо - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя министерства (л.д. 23-24), а также представило письменные пояснения по исковому заявлению, в которых указано, что обязанность по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации возложена на Министерство социального развития Саратовской области, и в случае признания судом действий ответчика по ненадлежащему обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными, взыскание компенсации морального вреда будет производиться за счет средств областного бюджета.(л.д. 16-21)

Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах их неявки суду не сообщило.

    Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно Индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР) от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, Незнамову П.И., ДД.ММ.ГГГГ являющемуся инвалидом <данные изъяты>, были с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно назначены технические средства реабилитации (ТСР): подгузники для взрослых. Также судом установлено, что подгузники в количестве 396 штук Незнамову П.И. были выданы ответчиком лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приема – передачи.

Таким образом, суд установил, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ истец подгузниками не обеспечивался, хотя и состоял на учете в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 вышеназванного Федерального закона индивидуальная программа инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

В силу статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

специальные средства для самообслуживания;

специальные средства для ухода;

специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;

специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников устанавливается в размере 17 420 рублей.

Размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличивается (индексируется) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) указанной ежегодной денежной компенсации принимается Правительством Российской Федерации.

Порядок выплаты ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 распоряжения Правительства Саратовской области РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», подгузники отнесены к техническим средствам реабилитации.

Постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. № 29-П «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» были утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями согласно приложению N 1.

Согласно Приложению №1 к вышеуказанному постановлению Правительства Саратовской области были утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 указанных Правил заявление о предоставлении технического средства (кроме протезов и протезно-ортопедических изделий) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в УСПН по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида и программы реабилитации.

УСПН рассматривает заявление и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством в течение 15 рабочих дней со дня его поступления. Одновременно с уведомлением УСПН высылает (выдает) инвалиду направление на получение технического средства в отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (далее - организации, в которые выдано направление).

Заявление о предоставлении протезов и протезно-ортопедических изделий подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в министерство с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).

Министерство рассматривает заявление и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению протезом, протезно-ортопедическим изделием в течение 15 рабочих дней со дня его поступления. Одновременно с уведомлением министерство высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление протеза, протезно-ортопедического изделия в отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие протезами и протезно-ортопедическими изделиями.

В этой связи, поскольку Министерство социального развития Саратовской области не исполнило свою обязанность по обеспечению истца техническими средствами реабилитации (подгузниками) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает возможным удовлетворить требование истца о признании незаконными действий ответчика по ненадлежащему обеспечению Незнамова П.И. техническими средствами реабилитации (подгузниками) за спорный период.

Довод ответчика, что истец имел возможность приобрести необходимые ему технические средства реабилитации с последующим получением денежной компенсации, суд считает неосновательным, поскольку закон действительно допускает приобретение инвалидом соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией, однако это является правом, а не обязанностью инвалида.

Согласно статье 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Истец просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. Моральный вред обосновывает незаконными действиями ответчика, который не предоставлял своевременно за спорный период времени ему средства реабилитации, предоставление которых положено ему по закону, отчего он испытывал нравственные страдания и переживания.

Суд полагает, что длительное необеспечение Незнамова П.И. техническими средствами реабилитации необходимыми ему по состоянию здоровья (по роду его заболевания), с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.

Вместе с тем, суд отказывает истцу в удовлетворении требования о компенсации морального вреда с Министерства социального развития Саратовской области, по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями 9или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

Возложение данной статьей Конституции Российской Федерации ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (должностных лиц), непосредственно на государство следует рассматривать как укрепление гарантий прав и свобод граждан. Одновременно эта норма имеет и превентивное значение, поскольку направлена на укрепление законности во взаимоотношениях органов государственной власти и их должностных лиц с гражданами.

В развитие указанного конституционного положения ГК РФ, устанавливая в качестве общего правила возмещение вреда. Причиненного личности или имуществу гражданина в полном объеме его причинителем (пункт 1 статьи 1064), одновременно предусматривает, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, принадлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069).

От имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на основании статьи 1071 ГК РФ выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или граждан.

Таким образом, компенсация морального вреда может быть возложена на соответствующий финансовый орган за счет соответствующей казны. Однако финансовый орган, ответственный за незаконные действия Министерства социального развития Саратовской области - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области по данному делу было привлечено в качестве третьего лица, в ходе рассмотрения дела представитель истца просил рассмотреть дело в рамках заявленных требований к ответчику Министерству социального развития Саратовской области, требования о компенсации морального вреда к Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области не заявлял.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что возложение обязанности о компенсации морального вреда на Министерство социального развития Саратовской области противоречит нормам материального права.

Отказ в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда с Министерства социального развития Саратовской области не лишает истца права обратиться с соответствующим требованием к финансовому органу - Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области.

На основании ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно положениям ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в частности расходы на оплату услуг представителей.

    В силу положений ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 настоящего Кодекса.

    Исходя из содержания ст.ст. 88, 94-100, ч.5 ст.198 ГПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются судом, которым рассмотрено дело по существу, одновременно при вынесении решения.

Факт оплаты расходов истца на оплату услуг представителя при рассмотрении гражданского дела подтверждается договором поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61), квитанцией об оплате услуг за представительские расходы в размере 8000 рублей (л.д. 62).

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При определении размера расходов, связанных с оплатой услуг представителя, оказанных истцу при рассмотрении гражданского дела, суд, принимая во внимание, участие представителя Незнамова В.П. в судебном разбирательстве, количество судебных заседаний, сложность категории дела, характер и конкретные обстоятельства судебного спора, исходя из степени разумности, соразмерности и справедливости, считает возможным удовлетворить требования истца частично, взыскав с ответчика в пользу истца денежную сумму в размере 5 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконными действия Министерства социального развития Саратовской области по ненадлежащему обеспечению Незнамова П.И. средствами реабилитации (подгузниками) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Министерства социального развития Саратовской области в пользу Незнамова П.И. расходы на представителя в размере 5000 рублей.

В остальной части иска истцу - отказать

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении месяца со дня изготовления в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья

2-698/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Незнамов Петр Иванович
Ответчики
Министерство социального развития Саратовской области
Другие
Незнамов Владимир Петрович
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Сисина Наталия Валерьевна
Дело на сайте суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
20.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2014Передача материалов судье
22.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.02.2014Предварительное судебное заседание
12.03.2014Судебное заседание
01.04.2014Судебное заседание
07.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2014Дело оформлено
12.09.2014Дело передано в архив
01.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее