производство № 2-34/2024
УИД № 67RS0003-01-2022-005191-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 02 апреля 2024 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Калинина А.В.
при секретаре Демидове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарова Сергея Борисовича к Управлению Росреестра по Смоленской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Смоленской области, ТСН «ТСЖ «Соседи» о понуждении к постановке здания на кадастровый учет,
установил:
Назаров С.Б. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Смоленской области о понуждении к постановке здания на кадастровый учет, в обоснование требований указав, что является собственником квартиры <адрес>, приобретенной на основании договора долевого участия. Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано в 2005 году. Из сведений, полученных из ЕГРН, истцу стало известно, что его права нарушены, так как объект капитального строительства, а именно, многоквартирный дом с квартирами с № по № не зарегистрирован в кадастровом учете, не имеет кадастрового номера. Ссылаясь на нарушение своих прав, положения ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», просит суд обязать Управление Росреестра по Смоленской области поставить на кадастровый учет здание, расположенное по адресу: <адрес>-а, в котором расположены квартиры с № по №.
Уточнив требования, указали, что п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Земельные участки, выделенные под строительство МКД до 2004, автоматически переходят в безвозмездную долевую собственность участников долевого строительства жилья без каких-либо дополнительных заявлений со стороны собственников. При этом, исходя з сведений, представленных Администрацией г. Смоленска дом, в котором проживает истец, был введен в эксплуатацию в 2005 году, однако сведений о сдаче его в эксплуатацию в ЕГРН не внесены, а земельный участок под МКД не сформирован. Дом в координатах к земельному участку также не привязан. Квартиры на поэтажном плане не указаны в полном объеме. Порядок постановки на кадастровый учет дома по итогам прокурорской проверки также нарушен.
В судебное заседание истец Назаров С.Б. не явились, по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. В ранее состоявшихся судебных заседаниях истец и его представитель Рыбкина Н.В. требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнения обоснования таковых. Полагали, что дом поставлен на кадастровый учет с нарушениями. Так, заявление о постановке на кадастровый учет подписано неизвестным лицом. Указывали, что, в нарушение законодательства, не имеется привязки дома к земельному участку. Полагали, что здание, расположенное по адресу: <адрес>-а, в котором расположены квартиры с № по №, является отдельным многоквартирным домом. Считают, что отсутствие в ЕГРН координат объекта лишает, истца, как собственника прав на общее имущество МКД. Полагали об отсутствии регистрации у ответчика ТСН «ТСЖ Соседи» и полномочий на представительство в суде присутствовавшего в заседаниях представителя. Просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Смоленской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных суду возражениях указали, что в настоящее время в ЕГРН внесены сведения об объекте недвижимости № – многоквартирный жилой дом (с 73 по 142 кв), площадью 6642,9 кв.м., в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Представитель ответчика ППК «Роскадастр» в лице филиала по Смоленской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее состоявшихся судебных заседаниях требования не признавал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что в настоящее время спорный объект недвижимости стоит на кадастровом учете. При этом, истцом действительно получена выписка об отсутствии данных сведений, поскольку запрос был составлен некорректно в части указания площади объекта. Отметил, что ППК «Роскадастр» не обладает полномочиями по постановке объектов недвижимости на кадастровый учет. Просили в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика ТСН «ТСЖ «Соседи» Лыткин В.И. требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, поскольку о нарушении своего права ему стало известно с момента получения выписки 01.06.2006, то есть срок исковой давности по заявленным требованиям истек 01.06.2009. Дополнительно пояснил, что дом является единым объектом недвижимости, вводился в эксплуатацию поэтапно, указанные обстоятельства установлены вступившим в силу решением суда. Полагал, что права истца не нарушены, поскольку в настоящее время дом стоит на кадастровом учете, имеет кадастровый номер. Просил в удовлетворении требований отказать.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц Администрации г. Смоленска, прокуратуры Промышленного района г. Смоленска, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска, Управления администрации г. Смоленска по Промышленному району, третье лицо Стафеева Т.С. в судебное заседание не явились, по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав позицию представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ч. 2 ст. 1 названного ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 7 ст.1 ФЗ № 218 ФЗ определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как установлено в судебном заседании, Назаров С.Б. является собственником <адрес>.
Инициируя настоящий иск, истец указывает, что при запросе сведений в ЕГРН, ему стало известно, что многоквартирный дом с квартирами с № по № на кадастровом учете не стоит, кадастрового номера не имеет.
В обоснование требование, истцом в материалы дела представлено уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений (т.2 л.д. 6).
При этом, из указанного уведомления следует, что истцом были запрошены сведения в отношении секции с 3 по 4 <адрес>, площадью 5 988, 8 кв.м.
В свою очередь, Управлением Росреестра по Смоленской области, Филиалом ППК «Роскадастр» по Смоленской области представлены сведения, что в настоящее время в ЕГРН в отношении объекта недвижимости – многоквартирного жилого дома (<адрес>.), общей площадью 6642,9 кв.м, имеются сведения о постановке на кадастровый учет 05.04.2022, присвоен кадастровый №.
Также указано, что жилое помещение – <адрес>, общей площадью 111,3 кв.м расположена в здании с кадастровым номером № (т.1, л.д. 16-18, 92-94).
Таким образом, ввиду неверного указания истцом в запросе от 23.05.2022 сведений из ЕГРН характеристик объекта недвижимости в части площади, заявитель был уведомлен об отсутствии в ЕГРН соответствующих сведений.
В дальнейшем, не оспаривая факт постановки жилого дома на кадастровый учет, истец указывает на нарушение процедуры, а также на отсутствие привязки дома к земельному участку, на котором он расположен, чем нарушаются его права, как долевого собственника данного земельного участка.
Разрешая указанные доводы, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 14 ФЗ № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 16 ст. 70 названного ФЗ, государственный кадастровый учет такого многоквартирного дома осуществляется на основании заявления и необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов (разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и соответствующего технического плана), представленных органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на ввод такого многоквартирного дома в эксплуатацию, застройщиком, собственником жилого помещения или машино-места либо представителем собственников, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, или участником долевого строительства.
Как установлено в судебном заседании, по обращению Рыбкиной Н.В. в части несоответствия сведений, внесенных в ЕГРН фактически существующему объекту в отношении МКД <адрес> была проведена прокурорская проверка, в ходе которой было выявлено отсутствие в ЕГРН сведений о блок-секциях, в которых расположены квартиры с 73 по 142.
По результатам проверки в адрес руководителя Управления Росреестра по Смоленской области направлено сообщение о необходимости актуализировать сведения о жилом <адрес>, как едином объекте недвижимости, с последующим внесением актуальной информации в ЕГРН.
Впоследствии, постановка спорного объекта недвижимости на кадастровый учет была осуществлена на основании протокола № 10 от 24.03.2022 совещания региональной рабочей группы по вопросам организации взаимодействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области и предоставленным техническим документом, подтверждающих ранее осуществленный кадастровый учет указанного объекта недвижимости, что подтверждается копией реестрового дела в отношении жилого <адрес>.
Также суд отмечает, что как установлено вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 07.09.2023 по гражданскому делу № 2-421/2023, многоквартирный дом по адресу: <адрес> управляется Товариществом собственников жилья ТСН «ТСЖ «Соседи»», состоит из шести секций, которые вводились в эксплуатацию поэтапно. Все секции являются частью единого дома по единому проекту, с одним адресом, на едином земельном участка, и общим инженерно-техническим оборудованием, входящими в состав общего имущества МКД, которое на основании статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на праве общей долевой собственности принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В письме Администрации г. Смоленска исх. от 24.08.2022 №24.08.2022 указано, что в соответствии с проектной документацией было запланировано строительство 213- квартирного дома по ул. 25 сентября г. Смоленска. Действующим законодательством допускается поэтапное строительство объектов. Объект расположен на едином земельном участке с кадастровым номером №. Кадастровый учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления.
По данным ОГБУ «Смоленское областное БТИ» исх. от 11.08.2022 №ИС-634 объект замерялся и сформирован отдельными блок-секциями:
-инвентарный №13516, с 1 по 72 кв. (первичный замер 09.07.2002);
-инвентарный №14304, с 73 по 142 кв.(первичный замер 11.10.2004;
-инвентарный №15743, с 143 по 213 кв.(первичный замер 29.01.2007;
При этом необходимо учесть следующие фактические обстоятельства дела.
Пунктом 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Положение № 1301).
Согласно абзацу 3 пункта 3 Положения № 1301 технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
На основании пункта 4 Положения № 1301 БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
Согласно пункту 17 Положения № 1301, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также должностные лица БТИ несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения.
В силу ранее действующей части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона № 221-ФЗ) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 7 Закона № 221-ФЗ (в редакции до 01.01.2017) было предусмотрено, что в ГКН вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства).
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 28.07.2012 года), сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 28.07.2012 года), в государственный кадастр недвижимости подлежали передаче сведения о ранее учтенных объектах недвижимости об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о кадастровом номере здания или сооружения, в которых расположено помещение, номере этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является здание или помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона № 221-ФЗ (в редакции до 01.01.2017), кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Анализируя представленные доказательства в совокупности с вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что на момент ввода спорного жилого дома в эксплуатацию, таковой был поставлен застройщиком на кадастровый учет в соответствии с действующим на тот период законодательством, впоследствии был поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект с внесением необходимых сведений в ЕГРН.
В отсутствие иного, актуализация данных ЕГРН с применением ранее действующего порядка существенно законодательству не противоречит.
Изложенное не противоречит вышеприведенному правовому регулированию, в связи с чем, нарушений прав истца в данной части судом не усматривается.
При этом, согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ технический план является основанием для осуществления государственного кадастрового учета помещения в здании, сооружении.
Однако, как установлено по делу, истец или другие собственники спорной секции МКД не обращались с заявлением о ее постановке на государственный кадастровый учет, технический план не предоставлялся.
Представленные материалы инвентаризационного дела, воспроизведенного в настоящее время при заполнении соответствующих разделов ЕГРН также не содержат координат МКД и входящих в его состав объекта недвижимости, как не предусмотренные ранее существовавшим порядком ведения таких документов.
В этой связи у регистрирующего органа и производно у филиала Роскадастра отсутствует обязанность, как и фактическая возможность, постановки на кадастровый учет секции многоквартирного дома с отражением координат составляющих ее помещений, в том числе помещений общего пользования, на что указывает истец.
При этом, в силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, приводимой ниже, право общей долевой собственности на это имущество возникает у истца в силу закона с момента приобретения квартиры.
Доводы о том, что объект по адресу <адрес> квартиры с 73 по 142 является самостоятельным жилым домом противоречат вышеприведенному решению Промышленного районного суда г. Смоленска, обстоятельств установленные которым в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательны для суда не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица в частности истец, ответчик ТСН «ТСЖ Соседи», третье лицо Стафеева Т.С., филиала ППК «Роскадастра» по Смоленской области, ГУ Госжилинспекция Смоленской области, Управление Росреестра по Смоленской области, Администрация г. Смоленска.
ТСН «ТСЖ Соседи» по заявленным требованиям также не может быть признано надлежащим ответчиком, поскольку с учетом приведенного пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ, не является собственником многоквартирного дома, при этом сведений о том, чтобы собственниками было принято решение с определением источника финансирования, возлагающего на ТСН соответствующую обязанность не имеется. При этом, собственники МКД не лишены возможности уточнить данные ЕГРН, в части кадастрового учета, приняв соответствующее решение о проведении необходимых кадастровых работ и после получения технического плана обратившись за внесением сведений.
Далее, истец указывает на отсутствие привязки спорного жилого дома с земельным участком, на котором он расположен, чем нарушаются материальные права истца, как собственника жилого помещения в МКД.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как указано в п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (п. 4 ст. 16).
Согласно п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», положения частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации - как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 16 названного ФЗ, со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как установлено в судебном заседании, в ЕГРН имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 11313 кв.м., с видом разрешенного использования – «для строительства I очереди многоэтажного жилого дома», расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Согласно сведениям, указанным в разделе «Особые отметки» выписки из ЕГРН, данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указал в своем сообщении начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска от 24.08.2022 № 24.08.2022, постановлением Администрации г. Смоленска от 07.04.2014 № 610-адм утвержден проект планировки и межевания застроенной территории в г. Смоленске в границах улицы 25 Сентября – Маршала Соколовского.
Согласно данному проекту планировки вид разрешенного использования и площадь земельного участка соответствуют сведениям, внесенным в единой государственный реестр недвижимости, в связи с чем, необходимо внести изменения в указанный проект планировки, в части корректировки вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, в связи с чем, рекомендовано обратиться в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска для получения координат земельного участка.
Судом стороне истца неоднократно предлагалось уточнить требования в части требований о постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, однако в указанной части требования истцом не уточнялись, истец настаивал на рассмотрении дела по заявленным требованиям.
Вместе с тем, суд учитывает, что в контексте заявленных требований и вышеприведенных норм права, ответчики не наделены полномочиями по самостоятельному выполнению работ, связанных с постановкой на кадастровый учет земельных участков, расположенных под МКД.
Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона «О государственной регистрации недвижимости», пп. 1 п. 16 Устава, ППК «Роскадастр» принимает заявления о кадастровом учете и (или) госрегистрации прав и прилагаемые к ним документы на бумажном носителе при личном обращении заявителя, в том числе в рамках выездного приема, а также выполнением кадастровых работ, землеустроительных работ, а также работ, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, указанных в пункте 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2021 № 448-ФЗ, п. 17 Устава ППК «Роскадастр»).
При этом, выполнение кадастровых работ также носит заявительный характер, вместе с тем, сведений об обращении истца в компетентные органы с целью постановки земельного участка, расположенного под спорным жилым домом, на кадастровый учет, материалы дела не содержат, указанное обстоятельство стороной истца не оспаривалось.
Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 08.02.2024) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») к полномочиям Службы относится государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Данная государственная услуга оказывается участникам отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - государственный кадастровый учет) и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная регистрация прав), которые являются собственниками недвижимого имущества и обладателями иных подлежащих государственной регистрации прав на него, а также иным лицам в случаях, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Аналогично указанному выше, решение собственников МКД, возлагающее соответствующую обязанность на ТСН «ТСЖ Соседи» отсутсвует.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае заявленными ответчиками (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ) не допущено нарушений прав истца.
В свою очередь применительно ко всему вышеизложенному, о чем просит истец, является результатом проведения кадастровых работ.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ, правом осуществления кадастровой деятельности, обладает только кадастровый инженер, при этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 01.01.2013 (п. 4 ст. 1, п. 8 ст. 47 Федерального закона от дата № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Поэтому приводимые доводы, о несогласии с объемом внесенных в ЕГРН сведений отклоняются, ввиду отсутствия составленных кадастровым инженером технических планов задания и межевого плана земельного участка под ним.
Также суд отмечает, что право собственности на земельный участок, расположенный под МКД возникает у собственников жилых помещений, расположенных в МКД в силу закона, в связи с чем, препятствий к реализации прав истца не имеется.
При таких обстоятельствах, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, в совокупности с вышеприведенными нормами права, установив, что жилой <адрес> стоит на кадастровом учете, постановка на кадастровый учет была проведена в соответствии с действующим на момент введения жилого дома в эксплуатацию законодательством, при этом, истец не лишен права обратиться в соответствующие органы для решения вопроса о постановке земельного участка, на котором расположен МКД, на кадастровый учет, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Приводившие истцами инвентарные номера объектов внесенные в ЕГРН проверены судом, разночтений по данным учета спорной секции в документах технической инвентаризации и данных ЕГРН не установлено.
Доводы стороны ответчика ТСН «ТСЖ «Соседи» о пропуске истцом срока исковой давности судом отклоняются, поскольку в силу положений ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Иные доводы стороны истца об оспаривании законности деятельности ТСН «ТСЖ «Соседи» и его органов управления находятся за пределами заявленного спора, а действительность соответствующих записей подтверждена публично сведениями ЕГРЮЛ, распечатанными с официального сайта ФНС России, подписанными электронной подписью регистрирующего органа и приобщенной к материалам дела. Равным образом находятся за пределами спора иные суждения стороны истца касающиеся использования иными лицами здания и земельного участка в тех характеристиках, что фактически внесены в ЕГРН.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Назарова Сергея Борисовича к Управлению Росреестра по Смоленской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Смоленской области, ТСН «ТСЖ «Соседи» о понуждении к постановке здания на кадастровый учет отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Калинин
мотивированное решение изготовлено 09.04.2024