Решение по делу № 33-4183/2024 от 23.07.2024

          Дело № 33-4183/2024

Номер в суде первой инстанции 2-774/2024

72RS0019-01-2024-000659-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Тюмень                                                                              12 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего         Чесноковой А.В.,

судей                          Фёдоровой И.И., Шараповой Н.Ф.,

    при секретаре                             Матвеевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.А.М. на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 17 апреля 2024 года, которым постановлено:

«С.А.М. <.......> в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения    г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области <.......> о включении в списки лиц, нуждающихся    в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, Правительству Тюменской области <.......> о возложении обязанности обеспечить предоставление благоустроенного    жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Тобольска, отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Фёдоровой И.И. об обстоятельствах дела, объяснения истицы, настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

С.А.М. обратилась с иском о возложении обязанности на:

- Управление социальной защиты населения г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области обязанности включить ее в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей;

- Правительство Тюменской области обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Тобольска.

Требования мотивированы тем, что она родилась <.......>.1975, фактически являлась сиротой в несовершеннолетнем возрасте, поскольку мать - С.Ф.Т. умерла <.......>1982 года,    отец – С.М.Х. умер <.......>.1992 года. До совершеннолетия находилась    на воспитании у бабушки – Т.А.Б. и дедушки – Т.Т.К. В настоящее время собственного    жилого помещения не имеет. Воспитывает 17 летнего ребенка, имеющего заболевание с установленной группой инвалидности. По состоянию на <.......>.2023 состоит на учете для получения жилого помещения как семья с низким уровнем дохода (малообеспеченная). В связи с тем, что статус истца, как лица, оставшегося    без попечения родителей, не был своевременно определен, обратилась в органы социальной защиты о включении в списки лиц на получение жилой площади в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На данное обращение получила отказ, поскольку не была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 23 лет. Не соглашаясь с данным отказом, в целях защиты нарушенного права, истец обратилась в суд с настоящим иском.

В суде первой инстанции:

истец С.А.М., ее представитель С.Н.В. настаивали на требованиях по доводам иска.

Представителем ответчиков Правительства Тюменской области и Управления социальной защиты населения г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области И.Р.Р. не согласился с требованиями С.А.М., поддержал письменные возражения на иск (л.д. 74-75).

Представитель третьего лица Администрации г. Тобольска не явился.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна истец С.А.М., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции нарушил нормы материального права, подлежащие применению, неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Отмечает, что судом не учтено, что она относилась к категории детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Обращает внимание, что суд не выяснил причины, по которым органы опеки и попечительства своевременно не выявили факт того, что истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и не включили ее в список, не принял во внимание положения п. 1-4 Федерального закона от 25.04.2008 № 49-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Сообщает, что она по достижении совершеннолетия неоднократно обращалась к органам государственной власти для защиты ее прав, как ребенка-сироты.

Указывает, что признана малоимущей, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Полагает, что органы опеки и местного самоуправления не приняли достаточных мер по включению ее в список детей-сирот.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представители ответчиков Правительства Тюменской области и Управления социальной защиты населения г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области, представитель третьего лица Администрации г. Тобольска, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С.А.М. родилась <.......> 1975 года, ее родителями являются С.М.Х., <.......> 1949 года рождения, С.Ф.Т., <.......> 1952 года рождения (л.д. 50, 119).

Копиями свидетельств о смерти подтверждается, что С.Ф.Т. умерла <.......> 1982 года (л.д. 100), С.М.Х. умер <.......> 1992 года (л.д. 16, 101). Таким образом, следует, что в несовершеннолетнем возрасте С.А.М. осталась без попечения родителей по причине смерти последних.

Сектором по опеке, попечительству и охране прав детства МУСЗН (Тобольский, Ярковский районы) Департамента социального развития Тюменской области от 02.03.2017 сообщается, что сведения об установлении опеки (попечительства) в отношении С.А.М. отсутствуют. В журнале первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (1975-1996гг.), реестре подопечных и усыновленных (1982-1996гг.) С.А.М. не значится, личного дела на С.А.М. в архиве нет. В списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Тобольского района она не состоит (л.д. 25, 110).

По информации УСЗН г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области в архивном фонде отдела сведения о С.А.М. как о ребенке, оставшемся без попечения родителей, отсутствуют. Сведения о С.А.М. в журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на территории города Тобольска не вносились (л.д. 60).

По информации Департамента социального развития Тюменской области семья С.А.М. состоит на учете как малоимущая, имеющая в составе семьи ребенка-инвалида. Меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с действующим законодательством (л.д. 24, 109).

Комитетом по жилью Администрации города Тобольска сообщением от 14 февраля 2018 года, Администрацией г. Тобольска сообщением от 19 января 2021 года, Управлением социальной защиты населения города Тобольска Департамента социального развития Тюменской области сообщением от 06.06.2024 подтверждается, что С.А.М. составом семьи два человека, в том числе С.А.Е. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда с 25.05.2017 по категории «малоимущие». В соответствии со ст.ст. 30.1, 30.2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 №137 детям (лицам), оставшимся без попечения    родителей, включенным в список детей-сирот, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений. Формирование списка осуществляется Управлением социальной защиты населения города Тобольска в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем на основании распоряжения администрации города от 01.02.2013 №93-р списки и учетные дела детей-сирот состоящих по состоянию на 01.02.2013 на учете в комитете по жилью администрации    города, переданы по акту приема-передачи в Департамент социального развития Тюменской области. С.А.М. в данном акте не значилась. На учете в отделе по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тобольска как лицо, оставшееся без попечения родителей С.А.М. не состояла. С заявлением и приложенными к нему документами, предусмотренными Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397 с целью включения в Список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в отдел по опеке, попечительству и охране прав детства Управления социальной защиты населения г. Тобольска не обращалась (л.д. 26, 27-28, 60, 111-112, 113-115).

Приказом Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства УСЗН г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области <.......>-оп от 20 декабря 2023 года С.А.М. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Тобольска, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ по причине    достижения 23 летнего возраста (л.д. 31, 61, 118).

Согласно Уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.02.2024, а так же Справки ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» от 04.03.2024, от 05.12.2023, от 11.03.2024, С.А.М. объектов недвижимого имущества на праве собственности не имеет (л.д. 51, 59, 62, 117).

По договору найма маневренного фонда С.А.М. предоставлено жилое помещение по адресу: <.......> (л.д. 72-73). По указанному адресу С.А.М. зарегистрирована по месту пребывания (л.д. 71, 95, 122, 123, 124).

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, исходил из того, что возраста 18 лет истец достигла 09 сентября 1993 года, до возраста 23 лет (до 09 сентября 1998 года) имела возможность обратиться за реализацией права на обеспечение жильем, обстоятельства, объективно не позволявшие до достижения возраста 23 лет обратиться с соответствующим заявлением в компетентные органы, не установлены, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения требований С.А.М., как о включении ее в списки лиц, нуждающихся    в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей,    так и о возложении обязанности обеспечить предоставление благоустроенного    жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Тобольска.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Оспаривая решение суда первой инстанции, истец ссылается на то, что действующим законодательством в сфере защиты жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено включение лиц из данной категории, достигших возраста 23 лет, в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, если они относились к данной категории лиц и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года, указывая на ненадлежащее исполнение обязанностей органами опеки и попечительства.

Между тем, указанные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению судебной коллегией по следующим основаниям.

Так, пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 1 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Под «лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на 1997 год) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лица, достигшие возраста 18 лет, должны были самостоятельно подать соответствующее письменное заявление.

Действие иных дополнительных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ: на образование (статья 6), на медицинское обеспечение (статья 7), на труд и социальную защиту от безработицы (статья 9), на бесплатную юридическую помощь (статья 10), имеет ограничение по возрасту лица.

Анализ указанных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод, что по общему правилу дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке и иными мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 18 лет, должны самостоятельно обратиться с заявлениями о получении соответствующих мер социальной поддержки.

Аналогично, Жилищный кодекс РСФСР предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 1229-О, от 29 января 2019 года № 185-О и от 30 января 2020 года № 89-О).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 года № ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого п. 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397 (далее - Правила № 397).

Так, согласно п. 3 Правил № 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными письмом от 23 июня 2020 года № ДГ-812/07, по общему правилу заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями по достижении несовершеннолетними 14 лет.

Вместе с тем, в случаях, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления, защита жилищных прав лиц, относящихся к данной категории осуществляется в судебном порядке.

Разрешая споры, связанные с предоставлением жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, суды проверяют, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия на время обращения в суд и другие обстоятельства.

Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.

Так, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

С учетом вышеизложенных норм права и актов их толкования, юридически значимым обстоятельством для разрешения требований лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшего возраста 23 лет, о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма, является установление причин, послуживших основанием пропуска установленного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ срока обращения с заявлением о постановке его на учет на получение жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований С.А.М., суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, исходил из того, что изложенные в представленных стороной истца документах жизненные обстоятельства и события, не свидетельствуют о том, что истец в течение всех юридически значимых периодов (по достижению совершеннолетия и до 23 лет и по достижении 23 лет) была объективно лишена возможности самостоятельно защищать свои права, в связи с чем, пропустила срок обращения для принятия на учет нуждающихся, каких-либо документов в подтверждение доводов об уважительности пропуска обращения для принятия на учет, истцом, вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено и судом не добыто.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем выполнении обязанностей органами опеки и попечительства по защите жилищных прав С.А.М., непринятию своевременных мер к постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в несовершеннолетнем возрасте, учитывая, что С.А.М. после достижения совершеннолетия и до 23 лет, самостоятельно не предпринимала мер по постановке на учет лиц нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и обратилась с таким заявлением только в 2023 году (по достижении возраста 48 лет) при отсутствии уважительных причин, препятствовавших обратиться с таким заявлением ранее, основанием к отмене решения суда не является.

По смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей-сирот со стороны государственных органов не установлено. Ответчик прав истца не нарушал, таких доказательств суду не представлено.

Отсутствие действий со стороны органов опеки и попечительства по постановке истца на учет, не препятствовало С.А.М., реализовать данное право самостоятельно, по достижению возраста 18 лет.

Таким образом, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, совокупности содержащихся в деле доказательств, правильными.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с произведенной судом оценкой доказательств, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии со ст. ст. 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.

Несовпадение результата оценки доказательств суда с мнением заявителя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.

Выводы суда соответствуют исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 17 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А.М. – без удовлетворения.

Определение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2024 года.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-4183/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сайфутдинова Алсу Маратовна
Ответчики
Правительство Тюменской области
Управление социальной защиты населения г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области
Другие
Старцева Наталья Валерьевна
Администрация г. Тобольска
Суд
Тюменский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
23.07.2024Передача дела судье
12.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024Передано в экспедицию
12.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее