УИД: 91RS0013-01-2023-001489-55
Дело № 2-1127/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2023 года <адрес>
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Микитюк О.А.
при секретаре С.Э.Д.
с участием истца С.А.А.
представителя ответчика Б.А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.А.А. к Министерству внутренних дел по <адрес> Республики Крым, Министерству внутренних дел по Республики Крым о взыскании денежной компенсации и морального вреда,
-
УСТАНОВИЛ:
Истец С.А.А. обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ОМВД по <адрес> Республики Крым в его пользу денежную компенсацию за несение службы сверх установленную нормальной продолжительности служебного времени за 2021 год в количестве 31 часа указанного в табеле учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации подразделения ДПС ГИБДД ОМВД России по <адрес> за 2021 год.; проценты в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок суммы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, моральный вред в размере 75 000 руб., а также судебные расходы.
Требования мотивированы тем, что он проходил службу в отделе Министерства внутренних дел России по <адрес> в должности инспектора дорожно-патрульной службы. ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом на имя начальника ОМВД России по <адрес> подполковника полиции С.С.Н., зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, в котором попросил произвести выплату денежной компенсации за несение службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, вместо предоставления дополнительных дней отдыха по итогу 2021 года в количестве 31 часа, однако ему ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ, в котором указано, что выплата денежной компенсации за несение службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени невозможна в связи с тем, что при расчете денежного довольствия на текущий финансовый год не предусмотрены ассигнования на дополнительное стимулирования сотрудников органов внутренних дел, что явилось нарушением статьи 37 Конституции Российской Федерации. Считает, что ему был причинен моральный вред в виде нравственного страдания, заключавшегося в следующем: систематическое отсутствие дома, невозможность осуществлять уход и воспитание малолетних детей, отсутствие на семейных праздниках и торжествах, что влекло за собой постоянные ссоры и скандалы в семье. В марте 2023 года был осуществлен звонок в бухгалтерию ОМВ России по <адрес> с просьбой выплатить денежную компенсацию в связи с переработкой и был получен вновь отказ. В связи с чем, что он вынужден обратиться с иском в суд.
В судебном заседании истец свои требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, суду пояснил, что с 02.08.2023 года он уволен из органов МВД, однако расчет за 31 час с ним не произвели. Также, указал, что старший сын учился в школе в <адрес>, младший числился в детском саду <адрес>, однако проживали с истцом в <адрес>. Супруга работала дистанционно из <адрес> в <адрес>. Документы подтверждающие, аренду жилья имеются у ответчиков, поскольку он предоставлял весь необходимый пакет в личное дело.
Представитель ОМВД России по <адрес> Б.А.Н. просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил применить срок исковой давности 3 месяца, а также, указал, что переработка в 31 час была произведена в 2021 году, оплата таких часов предусмотрена либо в текущем году (2021) либо на следующий год - 2022. Истец обратился в суд в 2023 году, в котором денежные расходы на такую статью за 2021 год уже не предусмотрены.
Представитель МВД РФ по <адрес> представили суду письменные возражения, в которых также просили в удовлетворении иска отказать, поскольку они не являются надлежащими ответчика и просил применить срок исковой давности.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суду оказательства, считает необходимым требования удовлетворить исходя из следующего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОМВД РФ по <адрес> и С.А.А. заключен бессрочный контракт, в соответствии с которым последний обязуется выполнять обязанности по должности инспектора дорожно-патрульной службы отделения ДПС ГИБДД ОМВД по <адрес> (л.д.6-7).
На основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ С.А.А. увел с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ. С ним произведен расчет, однако оплата 31 часа не произведена. Указанное обстоятельство ответчиками не оспаривалось и доказательств обратного суду не представлено. Как и не оспаривалось наличие указанной переработки за 2021 год.
Из материалов дела усматривается, что С.А.А. является отцом несовершеннолетних: С.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справки ОРЛС ОМВД России по <адрес>, в 2022 и 2023 годах истцом полностью реализовано право на отпуска в следующие периоды:
- основной отпуск за 2022 год (24 дня) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, с 12 января по ДД.ММ.ГГГГ включительно, увеличенный на 6 дней в связи с выездом к месту проведения отпуска в <адрес> автомобильным транспортом, дополнительный отпуск за стаж службы за 2022 год (7 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно-(приказ ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с);
- основной отпуск за 2023 год (30 дней) с 23 апреля по ДД.ММ.ГГГГ включительно, увеличенный на 6 дней в связи с выездом в <адрес>; дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за 2023 год (10 дней) с 8 июня по ДД.ММ.ГГГГ включительно; неиспользованный основной отпуск за 2022 (6 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за 2022 год (3 дня) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; дополнительные дни отдыха в соответствии с п. 285 Порядка организации прохождения службы в ОВД РФ, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № равного 37 дням за 2022 год с присоединением к основному отпуску за 2023 год с 27 июня по ДД.ММ.ГГГГ включительно (приказ ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с).
В 2021 году истец в течение 31 часа выполнял служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Доказательств, что истцу компенсированы или оплачены сверхурочные часы за 2021 год в размере 31 час суду не представлено.
Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации ( ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
В силу части 1 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служебное время - это период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
На основании части 1 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Вместе с тем частью 5 статьи 53 указанного Федерального закона предусмотрено, что ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителей федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудниками, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Исходя из положений части 1 статьи 66 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, выплачиваемого, в том числе, за время основных, дополнительных, а также других видов отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 раздела 1 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N 181 (действующего с 10 мая 2021 г.), денежное довольствие сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Пунктом 11 названного Порядка предусмотрено, что денежное довольствие, причитающееся сотруднику и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого сотрудник имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.
Частью 4 статьи 72 указанного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 50 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", зарегистрированный в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 50460 (далее Порядок №).
В силу пункта 290 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 50 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Согласно пункту 293 указанного Порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 181.
В соответствии с пунктом 61 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД от ДД.ММ.ГГГГ N 181 сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на получение денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем.
Кроме того, разделом XVII Порядка № 50 предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику) в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права; рапорт сотрудника органов внутренних дел подлежит рассмотрению непосредственным руководителем (начальником) в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трех дней со дня принятия вручается сотруднику органов внутренних дел и в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику может быть им обжаловано в суд.
В связи с этим обстоятельствами, имеющими значение для разрешения вопроса о пропуске срока обращения в суд, если от ответчика поступило заявление о пропуске такого срока истцом, являются: обращение сотрудника с рапортом к руководителю для разрешения служебного спора; принятие (непринятие) соответствующим начальником решения в письменном виде по рапорту сотрудника органов внутренних дел о разрешении служебного спора; получение (неполучение) этим сотрудником копии данного решения и обращение в суд с соответствующим иском в случае несогласия с решением начальника по служебному спору.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса, положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации по согласованию с руководством органа и в пределах размера, установленного Приказами МВД. В соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, из положений пункта 10 Порядка усматривается, что дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
При этом отработанное сверх нормальной продолжительности время должно быть компенсировано сотруднику до истечения учетного периода времени (который в силу статьи 104 ТК РФ в любом случае не может превышать один год), в том числе при предоставлении очередного отпуска в текущем году, то есть в том календарном году, в котором имела место работа сверх установленной продолжительности служебного времени.
Таким образом, срок обращения с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха либо замены такого отдыха денежной компенсацией ограничен текущим годом, так как дополнительные дни могут присоединяться только к ежегодному отпуску и суммированию по истечении этого срока с другими отпусками не подлежат.
Как указано выше, контракт с истцом был заключен ДД.ММ.ГГГГ. Период, за который предоставляется отпуск, исчисляется, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, и период оплаты денежной компенсации, по мнению суда, необходимо исчислять в указанном промежутке времени, т.е. истец имел право на оплату сверхурочных часов, наработанных в 2021 году, на протяжении до декабря 2022 года и указанное обстоятельство в судебном заседании не оспорил представитель ответчика.
Как установлено судом, истец с рапортом о предоставлении денежной компенсации за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни в 2021 году обратился к руководству ДД.ММ.ГГГГ, то есть им были выполнены определенные приведенными выше нормативными положениями обязательные условия по реализации права на предоставление денежной компенсации за указанные периоды - подача рапортов.
Сведений о том, что руководителем органа внутренних дел по указанному рапорту было принято в письменном виде какое-либо решение в течение одного месяца либо позднее вплоть до увольнения со службы ДД.ММ.ГГГГ и о том, что копия данного решения ему была вручена либо направлена по почте, не имеется.
Также, суд исходит из того, что само по себе отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в выплате денежной компенсации, не может приводить к нарушению прав истца на достойную оплату труда и вины истца в данном случае не усматривается, поскольку в течение календарного года он обратился с заявлением о выплате денежной компенсации, однако ему отказали в связи с отсутствием такой возможности (л.д.16,17).
Также, удовлетворяя требования суд исходит из того, что на протяжении 2021-2022 года ему неоднократно выплачивалась денежная компенсация, однако, не в полном объеме, что подтверждается данными выписок из приказа. Кроме того, при увольнении с истцом не был произведен полный расчет.
Исходя из изложенного суд не находит правовых оснований для применения срока исковой давности.
Учитывая, что среднедневная заработная плата истца составляет 2169,34 руб., неоплаченные часы - 31, следовательно о плате подлежит 3, 875 дня (исходя из положениям пункта 64 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел России от ДД.ММ.ГГГГ N 181) и сумма оплаты составляет 8406,19 руб.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) предусмотрено, что главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, а также наиболее значимое учреждение науки, культуры, образования и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между ведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; получатель бюджетных средств - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Таким образом, МВД России является главным распорядителем средств федерального бюджета, МВД России по <адрес> является распорядителем средств федерального бюджета, распорядителем бюджета ОМВД по <адрес>, при этом последний является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета. Денежные средства на содержание сотрудников на основании статьи 47 Федерального закона "О полиции" выделяются из федерального бюджета.
Начальник ОМВД России по <адрес> устанавливает в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на денежное довольствие, денежное содержание и заработную плату, дополнительные выплаты сотрудникам, государственным служащим и работникам ОМВД, премирует их в пределах бюджетных ассигнований, следовательно, спорная сумма подлежит взысканию с ОМВД РФ по <адрес>.
Кроме того, суд полагает необходимым взыскать в пользу истца проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено не только вследствие просрочки выплаты работодателем причитающихся работнику сумм заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат и (или) выплаты их не в полном размере, но и посредством того, что работодатель - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора - вовсе не начисляет и, соответственно, не выплачивает те или иные полагающиеся работнику выплаты. В подобной ситуации работник претерпевает такие же негативные последствия, как и в случае задержки начисленной, но фактически не выплаченной заработной платы и (или) иных выплат, поскольку незаконно лишается причитающихся ему денежных средств, необходимых для поддержания достойного уровня жизни как его самого, так и членов его семьи, а потому в равной степени нуждается в применении тех же предусмотренных законом охранительных мер, обеспечивающих восстановление целостности его имущественной сферы и тем самым эффективную защиту достоинства личности и уважение человека труда как конституционно значимых ценностей.
Исходя из целевого назначения данной нормы, и с учетом того, что обязанность по выплате соответствующих процентов (денежной компенсации) возникает независимо от наличия вины работодателя (часть вторая статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации), а неначисление (и, как следствие, невыплата) полагающихся работнику денежных средств может быть результатом в том числе добросовестного заблуждения работодателя (которое, однако, не освобождает его от материальной ответственности перед работником), определение указанной даты именно со дня, следующего за днем, когда, согласно установленному правовому регулированию, эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, имеет особое значение в целях реализации принципов справедливости и соразмерности ответственности, а также конституционных гарантий права работника на вознаграждение за труд (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации).
При наличии суммы задержанных средств 8 406,19 руб. :
Период Ставка, % Дней Компенсация, ?
ДД.ММ.ГГГГ – 13.02.2022 8,5 45 214,36
ДД.ММ.ГГГГ – 27.02.2022 9,5 14 74,53
ДД.ММ.ГГГГ – 10.04.2022 20 42 470,75
ДД.ММ.ГГГГ – 03.05.2022 17 23 219,12
ДД.ММ.ГГГГ – 26.05.2022 14 23 180,45
ДД.ММ.ГГГГ – 13.06.2022 11 18 110,96
ДД.ММ.ГГГГ – 24.07.2022 9,5 41 218,28
ДД.ММ.ГГГГ – 18.09.2022 8 56 251,06
ДД.ММ.ГГГГ – 23.07.2023 7,5 1 294,55
ДД.ММ.ГГГГ – 10.08.2023 8,5 18 85,74
Сумма процентов составляет 3 119,80 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности. Это право работника реализуется исполнением работодателем обязанности создавать такие условия труда. При получении работником во время исполнения им трудовых обязанностей травмы или иного повреждения здоровья, исходя из положений трудового законодательства, предусматривающих обязанности работодателя обеспечить работнику безопасные условия труда и возместить причиненный по вине работодателя вред, в том числе моральный, а также норм гражданского законодательства о праве на компенсацию морального вреда, работник имеет право на возмещение работодателем, не обеспечившим работнику условия труда, отвечающие требованиям охраны труда и безопасности, морального вреда, причиненного в результате повреждения здоровья работника.
Что касается требований о взыскании морального вреда, суд не находит правовых оснований для их удовлетворения, поскольку выплата денежной компенсации носит заявительный характер и зависит в том числе, от волеизъявления истца. Привлечение истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени предполагалось как нормативными актами МВД так и положениями Контракта, истцу об этом было достоверно известно и привлечение его к несению службы сверх установленного времени само по себе не является основанием для взыскания морального вреда.
Истцом не представлено бесспорных доказательств, что он был лишен возможности осуществлять уход и воспитание детей, присутствовать на домашних праздниках и торжествах, поскольку, из пояснений истца установлено, что дети посещали школьное и дошкольное учреждение в <адрес>. Доказательств, что супруга вместе с детьми на постоянной основе или преимущественно проживала вместе с истцом на территории Республики Крым суду не представлено, как и не представлено, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств осуществлению ею трудовых обязанностей дистанционно.
Иных доводов и бесспорных доказательств причинения истцу морального вреда суду не представлено.
А также, с ответчика ОМВД России по <адрес> в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб..
Полный текст решения изготовлен 11.08.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с ОМВД по <адрес> Республики Крым в пользу С.А.А. денежную компенсацию за несение службы сверх установленную нормальной продолжительности служебного времени за 2021 год в количестве 31 часа указанного в размере 8406, 19 руб.; проценты в сумме 3 119,80 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В удовлетворении иной част исковых требований отказать.
Взыскать с ОМВД по <адрес> Республики Крым государственную пошлину в сумме 400 руб. в доход бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.А. Микитюк