Дело № 2а-504/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2018 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбаков Р.В.,
при секретаре судебного заседания Назаровой К.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района города Саратова Прокофьевой Т.Ю.,
представителя административного истца по доверенности Руденко Д.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Чупина А.В.,
представителя заинтересованного лица УИК № 297 по доверенности Цопина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Репина А.В. к Избирательной комиссии Саратовской области о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращения, понуждении к рассмотрению заявления о повторном подсчете голосов избирателей,
установил:
Репин А.В. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии Саратовской области о признании незаконным отказ в повторном подсчете голосов избирателей по выборам депутатов и губернатора Саратовской области.
В процессе судебного разбирательства представитель истца изменил предмет административного искового заявления.
Окончательно сформулированные требования Репина А.В. мотивированы тем, что <дата> примерно в 12 часов он прибыл на участковую избирательную комиссию № (далее - УИК №) для участия в голосовании как избиратель. Ему были выданы три бюллетеня для голосования по выборам Губернатора Саратовской области, депутатам Саратовской областной Думы по партийным спискам и по одномандатному округу. За получение указанных бюллетеней он расписался в списке избирателей. Бюллетень по выборам Губернатора Саратовской области он не использовал и в стационарную урну, расположенную на УИК №, не опускал. Бюллетень был оставлен им на память. <дата> при ознакомлении в системе «ГАС Выборы» он обнаружил, что по УИК № по выборам Губернатора Саратовской области было выдано избирателям бюллетеней в количестве 604 штуки и данное число равно числу избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования. Однако данный подсчёт является неверным, так как он бюллетень в урну для голосования не опускал, что свидетельствует о допущенных нарушениях при подсчете голосов. <дата> он обратился в Избирательную комиссию Саратовской области с заявлением, в котором просил принять решение о проведении пересчета голосов по УИК №. Однако <дата> им был получен ответ, в котором указано, что рассмотреть по существу заявление не представляется возможным в связи с не предоставлением бюллетеня для голосования. Он считает, что данные действия незаконны, так как Избирательная комиссия Саратовской области обязана была рассмотреть вопрос о проведении пересчета голосов на УИК № по его заявлению и принять по данному вопросу решение о возложении обязанности на нижестоящую комиссию провести повторный подсчет голосов или провести его самостоятельно. Действующее законодательство не содержит такого основания для отказа в пересчете голосов как сомнение в подлинности имеющихся на руках бюллетеней для голосования. Избирательная комиссия для рассмотрения его заявления должна была созвать заседание с его участием, чего сделано не было. Полагает, что его голос был отдан в пользу одного из кандидатов, за которого он не голосовал, что нарушило его активное избирательное право. На основании изложенного просил признать незаконным не рассмотрение Избирательной комиссии Саратовской области по существу заявления о повторном подсчете голосов избирателей на УИК № согласно письма от <дата> №; обязать Избирательную комиссию Саратовской области в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть его заявление о повторном подсчете голосов избирателей на УИК № и принять решение в соответствии с п. 9 ст. 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; обязать Избирательную комиссию Саратовской области сообщить об исполнении решения в суд и административного истца в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец Репин А.В. и заинтересованное лицо Брызгалин Ю.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Представитель административного истца по доверенности Руденко Д.В. в судебном заседании просил удовлетворить уточненный административный иск.
Представитель административного ответчика по доверенности Чупин А.В., просил отказать в удовлетворении иска. Свои возражения изложил в письменном виде (л.д. 75-77, 90-92).
Представитель заинтересованного лица УИК № по доверенности Цопин А.А. возражал против удовлетворения иска, свою позицию изложив в письменном возражении (л.д. 120-122).
Суд с учетом мнения участников процесса и положений 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца и заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителя административного истца, представителей административного ответчика и представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 29 КАС РФ избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что <дата> на территории Саратовской области проходили выборы на пост Губернатора Саратовской области, а также депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам (л.д. 93).
<дата> административный истец Репин А.В. зарегистрированный на территории Октябрьского района города Саратова (л.д. 13-14) и включенный в список избирателей по избирательному участку №, в целях участия в голосовании на УИК № получил бюллетень для голосования по выборам Губернатора Саратовской области (л.д. 11, 119), который он не использовал (оригинал которого предоставлен суду для обозрения).
Согласно протоколу об итогах голосования по выборам Губернатора Саратовской области по избирательному участку № от <дата> (л.д. 103) выдано в день голосования 604 бюллетеня, в стационарных ящиках для голосования содержалось 604 бюллетеня.
<дата> Репин А.В. обратился в Избирательную комиссию Саратовской области с заявлением, в котором просил принять решение о пересчете голосов на избирательном участке № (л.д. 70), в связи с тем, что он бюллетень дл голосования не использовал. К заявлению Репин А.В. приложил копию бюллетеня.
Письмом заместителя председателя Избирательной комиссии Саратовской области Брызгалина Ю.В. от <дата> № Репину А.В. сообщено, что в связи с невозможностью установления подлинности бюллетеня приложенного к заявлению, рассмотреть заявление по существу не представляется возможным (л.д. 10).
Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области № от <дата> (л.д. 94) выборы Губернатора Саратовской области признаны состоявшимися и действительными.
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
В силу п. 8 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 13 Закона Саратовской области «Об избирательной комиссии Саратовской области» избирательной комиссией области принимаются решения в форме постановлений в сроки, предусмотренные федеральными законами, законами области, регламентом избирательной комиссии области.
Согласно подп. 3 п. 4 ст. 10 Закона Саратовской области «Об избирательной комиссии Саратовской области» член комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами области, регламентом, другими правовыми актами избирательной комиссии области и ее председателя.
В соответствии с п. 50 Регламента избирательной комиссии Саратовской области, утвержденного Постановлением Избиркома Саратовской области от 08 ноября 2013 года № 67/1-5 (л.д. 104-118), в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами области Комиссия обязана в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ней в период избирательной кампании, кампании референдума, кампании по отзыву Губернатора области обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Комиссия обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.
Поступившие в ходе избирательной кампании, кампании референдума, кампании по отзыву Губернатора области жалобы (заявления) рассматриваются в установленном порядке членами Комиссии с правом решающего голоса, соответствующей рабочей группой и в случае необходимости вносятся в проект повестки дня заседания Комиссии.
Постановлением Саратовской областной Думы № 64-2340 от 24 мая 2017 года (л.д. 100) назначены члены избирательной комиссии Саратовской области с правом решающего голоса, в том числе Брызгалин Ю.В.
Таким образом, в силу приведенных норм закона Брызгалин Ю.В., как член Комиссии с правом решающего голоса был уполномочен единолично рассматривать обращение Репина А.В. и давать на него ответ.
Направленный Репину А.В., в установленный законом срок, ответ по своей сути является принятым решением об оставлении жалобы без удовлетворения.
В соответствии с абз. 2 п. 51 Регламента по результатам проверки Комиссия может отменить решение любой нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии по отзыву Губернатора области в случае, если оно противоречит закону либо принято с превышением установленной компетенции, принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено, а также направить материалы проверки в соответствующие органы и обратиться в суд.
Для рассмотрения обращения, Репин А.В. предоставил копию бюллетеня, что при отсутствии оригинала не подтверждало факт его не использования для голосования. После получения ответа Репин А.В. каких-либо мер, к предоставлению в Избирательную комиссию Саратовской области оригинала бюллетеня до подведения итогов выборов, не предпринял.
В связи с этим суд приходит к выводу об обоснованности ответа Избирательной комиссии Саратовской области от <дата> №.
В соответствии с п.п. 1.1 и 4 ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона.
Как указано выше в решении, итоги голосования по выборам Губернатора Саратовской области подведены, судебного решения о признании итогов голосования по УИК № не имеется, в связи с чем, Избирательная комиссия Саратовской области лишена полномочий для рассмотрения вопроса о повторном подсчете голосов. Исходя из этого, оснований для возложения такой обязанности на административного ответчика не имеется.
Кроме того, именно действия Репина А.В. привили к фактическому не участию его в голосовании, что свидетельствует об отсутствии нарушения его активного избирательного права, в том числе и со стороны Избирательной комиссии Саратовской области.
Таким образом, судом не установлено незаконного бездействия административного ответчика при рассмотрении обращения административного истца, в связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Репина А.В. к Избирательной комиссии Саратовской области о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращения, понуждении к рассмотрению заявления о повторном подсчете голосов избирателей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья /подпись/ Р.В. Рыбаков
В окончательной форме решение изготовлено 5 февраля 2018 года.