Решение по делу № 3а-124/2020 от 27.10.2020

Дело № 3а-124/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 23 декабря 2020 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Орловой С.Г.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием прокурора Назарова А.А.,

административного истца Ермакова Р.А., его представителя Лебедева Р.Н., действующего на основании доверенности от 14 декабря 2020 года,

представителя административного ответчика - Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Секретаревой Т.А., действующей на основании доверенности от 29 января 2020 года № 16,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермакова Р.А. к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл об оспаривании в части приказов Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», от 24 декабря 2019 года № 27-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»

УСТАНОВИЛ:

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год).

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, опубликованным 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и 31 декабря 2019 года на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).

В Перечень на 2019 год и Перечень на 2020 год под пунктами 7659 и 7524 включен объект недвижимого имущества, принадлежавшего на праве собственности Ермакову Р.А. - здание с кадастровым номером <№>, расположенное по адресу: <адрес>.

Ермаков Р.А. обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействующим указанных пунктов Перечней, определенных приказами Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп и 24 декабря 2019 года № 27-нп, со дня их принятия.

Административный истец считает незаконным включение принадлежавшего ему в периоды 9 октября 2019 года по 21 января 2020 года и с 27 июля 2020 года по 18 августа 2020 года объекта недвижимого имущества в названные Перечни, полагая, что данный объект не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), не соответствует ни одному из условий, указанных в пунктах 3 и 4 названной правовой нормы. Нормативные правовые акты в оспариваемой части незаконно возлагают на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества. Правовое и фактическое обоснование заявленных требований подробно приведено в административном исковом заявлении.

В возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл указало, что в соответствии с пунктом 7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения собственник (владелец) объекта недвижимого имущества в случае несогласия с включением данного объекта в Перечень на очередной налоговый период имеет право в срок до ноября текущего налогового периода направить в Министерство государственного имущества Республики Марий Эл заявление о проведении обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения. Административный истец в установленный срок с соответствующим заявлением в Министерство не обращался, свое право по исключению объекта из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период, не реализовал. Согласно полученной от Управления Росреестра по Республике Марий Эл информации спорный объект имеет назначение: нежилое, следовательно, на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подлежало включению в Перечень.

В судебном заседании административный истец Ермаков Р.А., его представитель Лебедев Р.Н. поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске и дополнении к нему.

В судебном заседании представитель административного ответчика Секретарева Т.А. разрешение административных исковых требований с учетом представленных административным истцом доказательств оставила на усмотрение суда.

Исследовав материалы административного дела, заслушав представителей сторон, заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального, городского округа (пункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункту 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Средства от уплаты данного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Исходя из изложенного, приказы Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп и от 24 декабря 2019 года № 27-нп изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Соблюдение Министерством государственного имущества Республики Марий Эл порядка принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Предметом судебной проверки по настоящему административному делу являются пункт 7659 Перечня на 2019 год и пункт 7524 Перечня на 2020 год, определенных приказами Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп и от 24 декабря 2019 года № 27-нп, в которые, по мнению административного истца, незаконно включен принадлежавший ему на праве собственности объект недвижимого имущества, вследствие чего у собственника возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 16.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» единой датой начала применения на территории Республики Марий Эл порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2017 года.

Подпунктом 2.3 пункта 2 Решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19 ноября 2014 года № 19-VI «Об установлении налога на имущество физических лиц» предусмотрено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении объектов налогообложения, включенных уполномоченным органом Правительства Республики Марий Эл в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отношении указанных объектов налогообложения, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», установлены ставки налога на имущество физических лиц: в 2019 году - 1,0 процент; в 2020 году - 1,5 процента; в 2021 году и последующие годы - 2 процента (подпункт 3.1.4 пункта 3 Решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19 ноября 2014 года № 19-VI).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункты 2 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из представленных доказательств следует, что Ермаков Р.А. в периоды с 9 октября 2019 года по 21 января 2020 года и с 27 июля 2020 года по 18 августа 2020 года являлся собственником объекта недвижимости – здания с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 27 августа 2020 года и 16 декабря 2020 года объект недвижимости с кадастровым номером <№>, площадью 5400 кв.м, имеет вид: здание, назначение: нежилое, наименование: моноблок, количество этажей: 1; расположен на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <№>, площадью 12475+/-997 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения молочно-товарной фермы – МТФ № 2 (с комплексом продуктивных нетелей).

Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№>, на котором расположено спорный объект недвижимости, однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, суд приходит к выводу, что принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером <№> нельзя отнести к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) на основании подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, правомерность включения зданий в оспариваемый перечень должна устанавливаться с учетом их предназначения, исходя из технических характеристик или фактического использования.

Из административного искового заявления, объяснений в судебном заседании представителей сторон, фотоматериалов, технического паспорта здания – «моноблок» следует, что оно имеет назначение – производственное, по экспликации к плану строения состоит из вентиляционных камер, коридора, служебных помещений, птичников, тамбуров, вентиляторной, санитарных узлов.

По смыслу части 9 статьи 213, части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

Административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих, что на момент включения здания в Перечень в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, документами технического учета назначение, разрешенное использование и наименование помещений зданий общей площадью не менее 20 процентов общей площади зданий предусматривали размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Включение спорного здания в Перечень не основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического учета (инвентаризации) о его назначении и сведениях о фактическом использовании объекта недвижимости.

В ходе рассмотрения дела установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания на момент включения его в Перечень административным ответчиком не проводились.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что принадлежавшее на праве собственности административному истцу здание с кадастровым номером <№>, не отвечало установленным федеральным и региональным законодательством условиям, позволяющим отнести это здание к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость, в силу чего пункт 7659 Перечня на 2019 год и пункт 7524 Перечня на 2020 год подлежат признанию недействующими, как не соответствующие имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2019 и 2020 годы), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказы в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ермакова Р.А. удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункт 7659 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп;

Пункт 7524 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп.

Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Г. Орлова

В окончательной форме решение принято 29 декабря 2020 года.

3а-124/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ермаков Роман Александрович
Ответчики
Министерство государственного имущества Республики Марий Эл
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Орлова Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
27.10.2020Регистрация административного искового заявления
27.10.2020Передача материалов судье
30.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее