Решение по делу № 33-17527/2023 от 19.10.2023

УИД 52RS0018-01-2023-000062-02дело № 2-615/2023судья Павлычева С.В. дело № 33-17527/2023

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 21 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кавелькиной М.Н.,

судей Елагиной А.А., Леваневской Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кошминовой К.П.

с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО6, представитель администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области – ФИО7 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кавелькиной М.Н. гражданско дело

по апелляционной жалобе администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области

на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 24 августа 2023 года по гражданскому делу

по иску Павловского городского прокурора Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области, МАУК «Центр развития культуры спорта и туризма» об обязании устранить нарушения в сфере гражданской обороны, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛА:

Павловский городской прокурор Нижегородской области обратился в Павловский городской суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области, МАУК «Центр развития культуры спорта и туризма» об обязании устранить нарушения в сфере гражданской обороны, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указал, что Павловской городской прокуратурой проведена проверка состояния сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что по решению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Павловского района от 26.01.2021 МБУКу «Централизованная клубная система» передан в оперативное управление объект недвижимости - двухэтажное нежилое здание Дома культуры, общей площадью 5160 кв.м., в котором расположено ЗС ГО с инвентаризационным номером №1020-52 (адрес: Павловский муниципальный округ, с. Таремское, ул. Школьная, д. 10а), числящееся в Реестре МЧС России.

В ходе проверки установлено, что указанное ЗС ГО не соответствует предъявляемым требованиям.

В частности:

-в нарушение п.1.3 Правил отсутствует приказ о назначении ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования;

-в нарушение п.1.3 Правил отсутствует приказ о создании групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО для поддержания его в готовности к использованию по предназначению для каждой работающей смены;

-в нарушение п.5.2.1, 5.2.2 Правил отсутствует годовой план планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций ЗС ГО на 2022 год, работы по ремонту не проводятся;

-в нарушение п.6.2.1 Правил отсутствует обозначение укрытия путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в укрытие (знак обозначения представляет собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50х60 см., надписи черного цвета, высота букв 3-5 см, ширина- 0,5-1,0 см.);

-в нарушение п.6.2.2 Правил на дверях ведущих в укрытие не указан порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней сторон: «Дверь №1, «Ставень №2» и т.д.;

-в нарушение п.4.1.3 Правил в укрытии отсутствует План приведения убежища в готовность к приему укрываемых, который должен быть согласован с территориальным органом МЧС России и утвержден руководителем организации;

-в нарушение положений раздела 7 Правил в укрытии отсутствует список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО для каждой работающей смены, с указанием замещаемых должностей в организации, а также в группе (звене) по обслуживанию ЗС ГО;

-в нарушение п.3.2.10 Правил трубы системы отопления не окрашены в коричневый цвет;

-в нарушение п.3.2.10 Правил водопроводные трубы не окрашены в зеленый цвет;

-в нарушение п.3.2.10 Правил канализационные трубы (емкости для сбора фекальных вод) не окрашены в черный цвет;

-в нарушение п.6.1.1 Правил в укрытии отсутствуют нары двух-, трехъярусные, стол, мешки для сбора сухих отбросов, шкаф металлический, бак для питьевой воды вместимостью 15-20л с кружкой, стул, табурет, термометр комнатный, психрометр, с психрометрическими таблицами (гигрометр), прибор для определения содержания двуокиси углерода (предел измерения до 10%), тягонапоромер;

-в нарушение п.6.1.1 в укрытии отсутствует медицинское имущество: аптечка коллективная, набор врачебный или фельдшерский при наличии в звене (группе) врача или фельдшера, носилки санитарные (1 шт. на каждые 500 укрываемых), шкаф металлический для хранения медикаментов (1 на сооружение);

-в нарушение п.6.1.1 Правил в укрытии отсутствует противопожарное имущество: огнетушитель углекислотный (1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения), ящик с песком (1 шт. на каждые 300 м2 пола сооружения);

-в нарушение п.6.1.1 Правил в укрытии отсутствует инвентарь и имущество для организации питания: стеллаж для размещения продовольствия (0,45 м2 на 100 человек на 1 сутки), стол (1 шт. при наличии звена организации питания), доска разделочная (для нарезки продуктов), нож поварской (1 шт. на каждое рабочее место фасовщика- раздатчика), нож консервный (1 шт. на каждое рабочее место фасовщика- раздатчика), пакет полиэтиленовый или бумажный (1 шт. на каждого укрываемого), спецодежда (куртка, халат, фартук хлопчатобумажный) и полотенца вафельные- 1 комплект всему личному составу звена организации питания.

По результатам проверки 21.11.2022г. директору МАУК «Центр развития культуры, спорта и туризма» внесено представление, однако последней не принято мер по устранению выявленных нарушений.

Поскольку до настоящего времени защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: Павловский муниципальный округ, с. Таремское, ул. Школьная, д. 10а, своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, ответчики обязаны привести его в надлежащее состояние, так как не приведение данного объекта в соответствие с требованиями законодательства исключает возможность укрытия в нем граждан, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Администрация Павловского муниципального округа, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, несет ответственность за поддержание рассматриваемого объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.

Таким образом, в силу закона обязанность по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитного сооружения возлагается на МАУК «Центр развития культуры спорта и туризма» как учреждение, которому защитное сооружение передано в оперативное управление, а обязанность по финансированию мероприятий по содержанию защитного сооружения возлагается на собственника - администрацию Павловского муниципального округа Нижегородской области.

Не обеспечение ответчиками мер по поддержанию в надлежащем состоянии указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.

Просят обязать МАУК «Центр развития культуры спорта и туризма» устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в здании учреждения по адресу: Нижегородская область, Павловский муниципальный округ, с. Таремское, ул. Школьная, д. 10а, путем выполнения мероприятий по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и приказа МЧС России от 21.07.2005 № 1309.

Обязать администрацию Павловского муниципального округа осуществить финансирование мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании по адресу: Нижегородская область, Павловский муниципальный округ, с. Таремское, ул. Школьная, д. 10а, в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» приказа МЧС России от 1.07.2005 №1309.

Установить срок для устранения нарушений - 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик представитель администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 24 августа 2023 года исковые требования Павловского городского прокурора Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области, МАУК «Центр развития культуры спорта и туризма» об обязании устранить нарушения в сфере гражданской обороны, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворены.

Суд постановил: обязать МАУК «Центр развития культуры спорта и туризма» устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в здании учреждения по адресу: Нижегородская область, Павловский муниципальный округ, с. Таремское, ул. Школьная, д. 10а, путем выполнения мероприятий по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и приказа МЧС России от 21.07.2005 № 1309.

Обязать администрацию Павловского муниципального округа Нижегородской области, ИНН 5252046517 осуществить финансирование мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании по адресу: Нижегородская область, Павловский муниципальный округ, с.Таремское, ул.Школьная, д.10-а, в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» приказа МЧС России от 1.07.2005 №1309.

Установлен срок для устранения нарушений - 2 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе администрация Павловского муниципального округа Нижегородской области просит об отмене решения суда на том основании, что суд неверно применил нормы материального права и неправильно установил юридически значимые обстоятельства, вынес решение без учета доводов о том, что здание не находится в собственности ответчика.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон свои доводы поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путём направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда – www.nnoblsud.ru.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для обращения Павловского городского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектов в суд с требованием к ответчику послужила проведенная совместно с ОНД и ПР по Павловскому району проверка соблюдения требований законодательства о государственной собственности и гражданской обороне при эксплуатации ЗС ГО, по результатам которой выявлено наличие нарушений правил и порядка эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, установленных нормативными документами.

По решению «О передаче муниципального имущества в оперативное управление» №44/1 от 26.01.2021г. из муниципальной имущественной казны Павловского муниципального округа в оперативное управление и на баланс МБУК «Централизованная клубня система» Павловского муниципального округа Нижегородской области передано имущество, в том числе недвижимое имущество – Дом культуры по адресу: Нижегородская область, Павловский район, с.Таремское, ул.Школьная, д.10-а, и ответчиком указанный факт не оспаривался.

Пунктом 6 договора предусмотрена обязанность МАУК «Центр развития культуры спорта и туризма» за свой счет сохранять имущество в исправном состоянии, позволяющим его техническую эксплуатацию, нести возникающие в связи с эксплуатацией имущества расходы, в том числе расходы на оплату используемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, взимаемых на законных основаниях в установленном порядке, осуществлять техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт за свой счет.

До настоящего времени защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: Нижегородская область, Павловский муниципальный округ, с. Таремское, ул. Школьная, д. 10а, своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, поэтому ответчики обязаны привести его в надлежащее состояние, так как не приведение данного объекта в соответствие с требованиями законодательства исключает возможность укрытия в нем граждан, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Суд пришел к правомерному выводу, что в силу ч.1 ст. 296 ГК РФ администрация Павловского муниципального округа, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, несет ответственность за поддержание данного объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.

В силу ст. 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В соответствии со статьей 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия.

В соответствии с пунктом 8 названного Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно положениям пункта 10 Порядка N 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов (пункт 12 Порядка N 1309).

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка N 1309).

В соответствии с пунктом 14 Порядка N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющегося фонда - защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2 Правил N 583).

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

В силу указанных Правил N 583 оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона (пункт 3.2.8); аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы (пункт 3.2.21); запрещается применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений (пункт 3.5.3); оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации; ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО (пункт 4.1.1); руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1.4); в состав комиссий по оценке технического состояния ЗС ГО должны включаться подготовленные инженерно-технические работники и специалисты организаций, эксплуатирующих ЗС ГО; председателем комиссии назначается заместитель руководителя организации, или главный инженер, или главный энергетик (пункт 4.1.5); результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении N 13; при обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении N 14; кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение N 7) (пункт 4.1.6); в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный; к текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации; к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов; при текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается; ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки (пункт 5.2.1); окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет; при масляной окраске - не более 5 лет; при известковой окраске - не более 3 лет; окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год; окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды, - не менее 2 раз в год (пункт 5.2.3); мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают, в том числе, оценку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды (пункт 6.1.1); обозначению подлежат все ЗС ГО; обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО (пункт 6.2.1).

В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, на объектах защиты запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.

Приведенные нормы права, регламентирующие требования, предъявляемые к объектом ГО, должны распространяются на все организации, в чьем ведении находятся здания, сооружения, включенные в перечень объектов гражданской обороны.

Согласно паспорту №1020-52 убежища (противорадиационного укрытия) по адресу с.Таремское Павловский р-н, ул.Школьная, СДК, спортивный зал Дома культуры, принятого в эксплуатацию 22 декабря 1990г., вместимостью 400 человек, общей площадью 304 кв.м, принадлежит Таремскому сельскому Совету (Т.1 л.д.30).

Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу, что защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное убежище в силу закона относится к федеральной собственности и право собственности на него сохраняется за Российской Федерацией, вместе с тем решением №44/1 от 26.01.2021г. объект из муниципальной имущественной казны Павловского муниципального округа передан в оперативное управление и на баланс МБУК «Централизованная клубня система» Павловского муниципального округа Нижегородской области, что подтверждает принадлежность ответчику данного объекта на праве муниципальной собственности, поэтому ответчик как правообладатель обязан нести расходы по его содержанию, в связи с чем удовлетворил исковые требования прокурора Павловского района Нижегородской области.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом первой инстанции дана верная правовая оценка, результаты которой отражены в постановленном судебном акте.

В силу пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статьями 1 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309, предусмотрено, что для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ситуаций природного и техногенного характера создаются убежища, которые относятся к объектам гражданской обороны. Определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 13 указанного Постановления предусмотрено, что в мирное время объекты гражданской обороны могут быть использованы в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в состояние готовности к использованию по назначению.

В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 года № 583, объекты гражданской обороны создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Учет защитных сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения, в журнале учета защитных сооружений (пункт 2.1 Правил № 583).

В пункте 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее также Постановление № 10/22) разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении № 10/22, при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее также Постановление № 3020-1).

В соответствии с Постановлением №3020-1 защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр. Согласно пункту 2 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях №№ 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

В силу пункта 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 года № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе, встроенные убежища гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 2 раздела III Приложения № 1 к Постановлению № 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях №№ 1-3 к Постановлению № 3020-1 не упомянуты. Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

Данные правовые положения подтверждаются и тем, что распоряжением ТУФАУГИ от 22.02.2023г. №55 спорный объект включен в Перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Довод о том, что процедура передачи не завершена, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку суд установил срок для исполнения решения 2 года. При этом согласно установленному, данный объект числился в муниципальной собственности, и собственник, добросовестно заблуждаясь, считал его имуществом, находящимся в его собственности, следовательно, должен был надлежаще исполнять обязанности по его содержанию и сохранению.

Иные доводы апелляционной жалобы по сути сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств и отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии со статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 года № 566-О-О, от 18.12.2007 года № 888-О-О, от 15.07.2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из указанного следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.

Несовпадение результата оценки доказательств суда с мнением заявителя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Павловского городского суда Нижегородской области от 24 августа 2023 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 27.11.2023.

33-17527/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Павловский городской прокурор Нижегородской области
Ответчики
МАУК Центр развития культуры, спорта и туризма
Администрация Павловского муниципального округа
Другие
Управление гражданской защиты администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области
ГУ МЧС по Нижегородской области
КУМИ и ЗР Павловского муниципального округа Нижегородской области
Публично правовая компания РосКадастр
Павловское АТУ администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области
Департамент региональной безопасности Нижегородской области
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
ГКУ НО Управления по ГО и ЧС НИжегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Кавелькина Марина Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
23.10.2023Передача дела судье
21.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023Передано в экспедицию
21.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее