УИД №
№
Строка отчета 2.219 г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 июля 2024 года г. Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Бирюковой С.А.,
при секретаре Левицкой Н.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Суражского района Брянской области Сысой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области к администрации Суражского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суражского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, из которого следует, что прокуратурой Суражского района проведена проверка соблюдения на территории Суражского района Брянской области законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога по адресу: <адрес>, протяженностью 400 м состоит в реестре объектов муниципальной собственности МО "Суражское городское поселение Суражского муниципального района Брянской области". Однако, в нарушение положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" администрацией Суражского района мер по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав по вышеуказанному объекту недвижимости, не предпринято.
Поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу препятствует приведению транспортной инфраструктуры в надлежащее состояние, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований, просил суд обязать администрацию Суражского района Брянской области поставить на государственный кадастровый учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав автомобильную дорогу, расположенную по указанному адресу.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Суражского района Брянской области Сысой А.С. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Суражского района Брянской области в судебное заседание не явился, о слушания дела уведомлен надлежащим образом, в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации <адрес> ФИО3 исковые требования прокурора признал в полном объеме, указал, что последствия признания иска понятны, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации (л.д. 20).
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12, 132 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают вопросы местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог отнесены к собственности муниципального района.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального Закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минфина России от 10.10.2023 года № 163н утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В сведениях о собственнике автомобильной дороге обязательно указываются вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Последующая информация, вносимая в реестр автомобильных дорог, касается исключительно автомобильной дороги, в частности сведения о наименовании автомобильной дороги должны содержать полное наименование автомобильной дороги, под которым она была внесена в перечень автомобильных дорог федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения. Сведения об идентификационном номере автомобильной дороги должны содержать номер автомобильной дороги, присвоенный ей собственником в соответствии с Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров. Сведения о протяженности автомобильной дороги включают информацию о протяженности автомобильной дороги в километрах с точностью до одного знака после запятой. Отдельно указывается протяженность примыканий и подъездов (если такие имеются).
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения на территории <адрес> законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения по результатам которой установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная в границах Суражского городского поселения по адресу: <адрес>, протяженностью 400 м включена в реестр объектов муниципальной собственности МО "Суражское городское поселение Суражского муниципального района <адрес>". Данные о государственной регистрации прав на указанную автомобильную дорогу в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, отсутствуют.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов о безопасности дорожного движения, требований законодательства о муниципальной собственности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, является обязанностью администрации <адрес>.
Суд, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, установил, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения»").
Таким образом, исковое требование прокурора Суражского района Брянской области обоснованно и подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области, удовлетворить.
Обязать администрацию Суражского района Брянской области (№) поставить на государственный кадастровый учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>, протяженностью 400 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Бирюкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.