РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2019 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кондратова С. В. к Министерству оборон6ы РФ, ФКУ «Управление финансового обеспечения по <адрес>» МО РФ, Военному комиссариату РБ о перерасчете пенсии, взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Кондратов С.В. просит обязать Военный комиссариат РБ произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. с учетом индексации потребительских цен, взыскав с Министерства обороны РФ в лице ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» убытки в виде недополученной пенсии. Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является пенсионером вооруженных сил РФ и получает пенсию за выслугу лет. При этом истцом установлено, что при переводе истца на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания в приказ работниками управления кадров Сибирского военного округа в приказ об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ. не были включены сведения о сохранении права на начисление пенсии за выслугу лет исходя тарифного разряда по ранее замещающей должности, которое имелось у истца в соответствии с Постановлением Совета М.-П. РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанное повлекло в дальнейшем нарушение его прав, поскольку пенсия истцу начислялась в меньшем размере от положенного. По обращению истца командующим войсками Восточного военного округа в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. внесены соответствующие изменения. Однако, перерасчет пенсии Военным комиссариатом РБ произведен лишь с ДД.ММ.ГГГГ Поскольку убытки истца в виде недополученной пенсии причинены по вине органов Министерства обороны РФ, с учетом ст. 58 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», истец полагает, что недополученная пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ. подлежит возмещению за счет Министерства обороны РФ.
В ходе судебного разбирательства истцом исковые требования уточнены в части взыскиваемой суммы, просил взыскать с Министерства обороны РФ убытки в размере 239513,50 руб. и расходы по госпошлине в сумме 5595,13 руб.
Представитель Военного комиссариата РБ Скворцова Л.С. иск не признала, суду пояснила, что Военный комиссариат является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не относится к органам, производившим начисление пенсии. При поступлении в Военный комиссариат РБ сведений о внесении в приказ изменений о сохранении за истцом права на начисление пенсии за выслугу лет исходя тарифного разряда по ранее замещающей должности, органом военного пенсионного обеспечения произведен соответствующий перерасчет.
Представители ответчика Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>" в судебное заседание не явились, направили возражения, в которых указали на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, а также просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводам о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Право на пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, регулируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изменениями и дополнениями), нормы которого устанавливают виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, порядок назначения и выплаты пенсий, в том числе ее пересмотр и перерасчет.
Исходя из ст. 6 вышеприведенного закона, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Согласно ч.1 статьи 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей” пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в ВС РФ. Приказом Командующего войсками Сибирского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ. назначен на должность начальника эксплуатационного-технического отделения – заместителя начальника отдела 918 квартирно-эксплуатационного отдела (территориального) Сибирского военного округа № с 22 тарифным разрядом. В ДД.ММ.ГГГГ. в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, приказом Командующего войсками Сибирского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ. Кондратов С.В. назначен на должность начальника 235 КЭЧ с 21 тарифным разрядом с сохранением 22 тарифного разряда по ранее занимаемой должности.
Приказом Командующего войсками Сибирского военного округа № от <данные изъяты>. истец досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом начальника 235 КЭЧ района № от ДД.ММ.ГГГГ. Кондратов С.В. исключен из списков личного состава части.
В соответствии пункта 8 Постановления Совета М. - П. РФ N 941 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В силу подпункта "а" пункта 9 Постановления Совета М. - П. РФ N 941 от ДД.ММ.ГГГГ, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включается: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Абзацем вторым пункта 9 постановления установлено, что Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Судом установлено, что истец на момент его перемещения на должность начальника 235 КЭЧ <адрес> с меньшим тарифным разрядом имел выслугу продолжительностью № мес. в льготном исчислении. Также судом установлено, что на момент увольнения истца с военной службы Кондратов С.В. имел воинское звание – подполковника.
При таких обстоятельствах, с учетом положений Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ., а также Постановления Совета М. - П. РФ N 941 от ДД.ММ.ГГГГ, при увольнении с военной службы с должности начальника 235 КЭЧ, имеющей 21 тарифный разряд в звании подполковника, истец имел право на начисление пенсии за выслугу лет исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода (22 тарифный разряд).
Однако, в приказе Командующего войсками Сибирского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ. о переводе истца на должность начальника 235 КЭЧ с должности начальника эксплуатационного-технического отделения – заместителя начальника отдела 918 квартирно-эксплуатационного отдела (территориального) Сибирского военного округа сведения о сохранении за истцом права на исчисление пенсии исходя из оклада по ранее замещающей должности не отражены, что повлекло назначение пенсии в меньшем размере.
Установив указанные обстоятельства, после обращения истца, Врио командующего войсками округа приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. в приказ Командующего войсками Сибирского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения с указанием, что Кондратов С.В. перемещается в связи с организационно-штатными мероприятиями с согласия военнослужащего на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета М. П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № и получение оклада по ранее занимаемой воинской должности в соответствии с постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
По сведениям Военного комиссариата РБ, перерасчет пенсии с учетом указанных обстоятельств произведен истцу с ДД.ММ.ГГГГ. Произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. Военный комиссариат РБ отказался.
Таким образом, суд приходит к выводам, что права истца на полное пенсионное обеспечение, на которое он был вправе рассчитывать в соответствии Законом РФ № от ДД.ММ.ГГГГ., а также Постановлением Совета М. - П. РФ N 941 от ДД.ММ.ГГГГ, при увольнении с военной службы, нарушены и подлежат восстановлению.
За период с июля ДД.ММ.ГГГГ. (так как с ДД.ММ.ГГГГ. Военным комиссариатом РБ произведен перерасчет пенсии на основании выписки из приказа Командующего войсками № от 10.05.2018г.) размер недополученной пенсии истца составляет 171985,37 руб. с учетом фактически выплаченных средств и подлежащих выплате при назначении Кондратову С.В. пенсии исходя из 22 тарифного разряда исходя из следующего расчета.
Согласно данным Военного комиссариата РБ, за период с ДД.ММ.ГГГГ. истцу выплачено 7469,34 руб. вместо положенных 8256,65 руб. – недоплата составила 787,31 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца составлял 7718,32 руб. вместо положенного 8531,88 руб. – недоплата составила 6508,48 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца составлял 8966,01 руб. вместо положенного 9832,02 руб.- недоплата составила 7794,09 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца составлял 17325,9 вместо положенного 19083,6 руб. – недоплата составила 21092,4 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии истца составлял 17967,6 руб. вместо положенного 19790,4 руб. – недоплата составила 16405,2 руб. За период с 01.10.2013г. по ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии истца составлял 18625,34 вместо положенного 20514,87 руб. – недоплата составила 5668,59 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии истца составлял 19267,04 руб. вместо положенного 21221,67 руб. – недоплата составила 17591,67 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии истца составлял 19931,21 руб. вместо положенного 21953,21 руб. – недоплата составила 24264 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии истца составлял 21426,37 руб. вместо положенного 23600,05 руб. – недоплата составила 8694,72 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии истца составлял 22283,03 руб. вместо положенного 24543,63 руб. – недоплата составила 27127,2 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца составлял 23175 руб. вместо положенного 25526,08 руб. – недоплата составила 25861,88 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии истца составлял 24102 руб. вместо положенного 26493,39 руб. – недоплата составила 9565,56 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ. недоплата составила 624,27 руб.
При этом ссылка Министерства обороны РФ на ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, согласно которой в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, и довод о том, что выплата разницы между новым и прежним размерами пенсии возможна не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом, который носит заявительный характер несостоятельна, поскольку в данном случае применимы положения ч. 2 ст. 58 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, в соответствии с которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Разрешая требования истца об индексации взыскиваемой пенсии, суд исходит из следующих обстоятельств.
Условия и порядок повышения пенсий, правила исчисления надбавок к пенсиям, установления увеличений и повышений пенсий определены ст. 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.
Согласно ст. 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определен порядок индексации пенсий. Названной нормой предусмотрено, что пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Социальные пенсии индиксируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 49 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок индексации пенсий истца законом урегулирован. При этом установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен.
Спорные правоотношения являются по своему содержанию пенсионными и они регулируются специальными правовыми нормами в сфере социального обеспечения, следовательно, к требованиям истца о возмещении убытков, причиненных несвоевременным перерасчетом пенсии, не могут быть применены положения ст.ст. 15,393 и 1064 ГК РФ (Данная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №-<данные изъяты>).
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. пенсия истца была проиндексирована в соответствии с законом, в связи с чем оснований для повторной ее индексации суд не усматривает.
Определяя ответственное за нарушение прав истца лицо, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу требований ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судом установлено, что препятствием к назначению пенсии истцу в полном объеме явилось ненадлежащим образом оформленный приказ о перемещении истца на нижестоящую должность, не содержащий указание на право истца об исчислении пенсии исходя из оклада по должности, занимаемой до перемещения на нижестоящую должность при наличии такого права.
Издавая приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. о внесении изменений в приказ Командующего войсками Сибирского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ., ответчик - Министерство обороны РФ, признало наличие ошибки в оформлении спорного приказа, которая повлекла для истца убытки в виде недополученной пенсии.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости взыскания причиненных истцу убытков в виде недополученной пенсии в размере 171985,37 руб. с Министерства обороны РФ.
При этом, вины пенсионного органа - Военного комиссариата РБ в получении истцом пенсии до 10.05.2018г. в меньшем размере, чем установлено законодательством, суд не усматривает, а потому оснований для возложения на Военный комиссариат РБ обязанности по перерасчету пенсии не имеется.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. Свое право на перерасчет пенсии истец реализовал в мае 2018г. и после издания приказа о внесении в приказ о перемещении истца на нижестоящую должность пенсионный орган полностью исполнил свою обязанность по перерасчету пенсии истца и ее выплате с учетом положений ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.
Обязанности по возмещению убытков, причиненных истцу в результате виновных действий должностных лиц МО РФ, на ФКУ «УФО по <адрес>» суд также не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
В силу пункта 3 указанной статьи государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
На основании изложенного, суд приходит к выводам, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации, оно должно самостоятельно нести ответственность по возмещению убытков, причиненных истцу его должностными лицами.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с Министерства Обороны РФ в пользу Кондратова С.В. подлежит взысканию госпошлина в сумме 4639,7 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондратова С. В. к Министерству оборон6ы РФ, Военному комиссариату РБ о перерасчете пенсии, взыскании убытков удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Обороны РФ в пользу Кондратова С. В. денежные средства в виде недополученной пенсии в размере 171985,37 руб., судебные расходы в сумме 4639,7 руб.
В остальной части исковые требования Кондратова С. В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова