Дело № 2-1385/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Севастополь 03 июня 2020 г.
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И. с участием истцов - Поповой Л.А., Бадоева З.Э., представителей Бадоева З.Э. – Цуриной Н.А., Киле А.В., представителей ответчика – Богорадновой Г.В., Усовой С.И., уполномоченного по правам человека в городе Севастополе – Буцай П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Любови Анатольевны, Бадоева Заурбека Эльбрусовича, действующих в интересах несовершеннолетней ФИО11, к Департаменту здравоохранения г. Севастополя о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
14 мая 2020 года Попова Л.А., Бадоев З.Э., действуя в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения города Севастополя, указав в обоснование заявленных требований, что их дочь признана ребенком-инвалидом на срок до 05.10.2037, достижения 18 лет, ей установлен диагноз «спинальная мышечная атрофия 1 типа», врачебной комиссией ГБУЗС «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» было принято решение назначить по жизненным показаниям в связи с наличием прогрессирующего заболевания препарат Нусинерсен (Спинраза) 12 мг (5 мл) на одно введение (для интратекального введения), который является единственным препаратом для лечения спинальной мышечной атрофии.
В связи с тем, что Департаментом здравоохранения города Севастополя было отказано в обеспечении ФИО1 необходимым лекарственным препаратом, полагая указанный отказ незаконным, истцы просили суд обязать ответчика обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимым лекарственным препаратом Спинраза (Нусинерсен), производимого компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показаниям и дозировке в соответствии с протоколом заседания Врачебной комиссии ГБУЗС «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» № 18 от 03.03.2020 на постоянной основе; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании истцы, представители истца исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика пояснили, что ответчик не отказывает истцам в помощи, однако по причине отсутствия финансирования на приобретение препарата Спинраза (Нусинерсен) не может своевременно ее оказать, при этом предпринимает все возможные меры к изысканию средств. Относительно обращения решения к немедленному исполнению просили отказать, ссылаясь на то, что арест счетов Департамента исполнительной службой приведет к невозможности обеспечения других больных льготных категорий лекарственными препаратами, а также повлечет сбои в работе как самого Департамента, так и подведомственных ему организаций.
Уполномоченный по права человека в г. Севастополе полагал необходимым иск удовлетворить.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает спинальной мышечной атрофией 1 типа с 2019 года, имеет статус ребенка-инвалида, инвалидность установлена впервые 03.04.2020 на срок до 05.10.2037.
Заболевание, которое диагностировано у ФИО1, включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет» (www.rosminzdrav.ru), однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403.
Врачебная комиссия ГБУЗС «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» (Протокол заседания № 18 от 03.03.2020) в связи с наличием у ФИО1 вышеназванного заболевания пришла к выводу о необходимости назначить ей лекарственный препарат Нусинерсен (Спинраза), зарегистрированный на территории Российской Федерации, по жизненным показаниям в связи с наличием прогрессирующего заболевания как единственный препарат патогенетической терапии с указанием режимов введения и дозы.
Бадоев З.Э. (отец ФИО1) неоднократно обращался в Департамент здравоохранения города Севастополя с заявлением, в котором просил обеспечить его ребенка препаратом Нусинерсен (Спинраза), назначенным ей по жизненным показаниям, приложив к заявлению копии протокола заседания Врачебной комиссии, справки об инвалидности, свидетельства о рождении ребенка.
Как следует из письма Департамента здравоохранения города Севастополя от 09.04.2020 № 891/01-04-12.03-20/20, 16.03.2020 «медицинской организаций ГБУЗС № 5 в адрес Департамента направлена персонифицированная заявка с заключением врачебной комиссии с целью обеспечения ребенка ФИО1 лекарственным препаратом «Нусинерсен» и направлено письмо с обоснованиями в адрес Правительства Севастополя о рассмотрении возможности выделения дополнительного финансирования для своевременного оказания медицинской помощи ребенку».
Как пояснила представитель ответчика, Департамент здравоохранения города Севастополя обеспечивает льготные категории граждан лекарственными препаратами: по федеральной льготе 10 599 человек на сумму 139 704,90 тыс. руб. и по федеральной льготе 48 076 человек на сумму 466 483,40 тыс. руб., и обеспечение пациентов города Севастополя с диагнозом СМА из выделенных бюджетных средств приведет к невозможности обеспечения пациентов льготной категории граждан, поскольку финансовые средства будут исчерпаны.
Ответчик обратился к Правительству Севастополя (№2647/01-04-12.03-30/03/20 от 28.05.2020) и заместителю губернатора города Севастополя (№ 2647/01-04-12.03-30/03/20 от 28.05.2020) с целью привлечения дополнительных источников финансирования в решении вопроса о выделении средств из резервного фонда города Севастополя на лекарственное обеспечение больных СМА. Однако до настоящего времени вопрос не разрешен.
Указанные доводы, по мнению суда, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15.12.1990), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006, ратифицирована Российской Федерацией 25.10.2012; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Департамент здравоохранения города Севастополя в соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 182-ПП, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение, осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него задач и полномочий, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 года рождения № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В Приложении № 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.
Так, в Разделе «Группы населения» указаны «дети-инвалиды в возрасте до 18 лет», а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства.
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 13 Федерального закона 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 715-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской в городе Севастополе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Разделом V названной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя осуществляется финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторной лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчика возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенных по жизненным показаниям решением врачебной комиссии специализированной медицинской организации.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у несовершеннолетней ФИО1 права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Спинраза (Нусинерсен) по жизненным показаниям и возложении на Департамент здравоохранения города Севастополя обязанности обеспечить ребенка указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией.
Удовлетворяя требования, суд принимает во внимание, что у ФИО1 имеется редкое (орфанное) заболевание, статус ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемость ФИО1 по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом Спинраза (Нусинерсен), назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии ГБУЗС «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка».
Тот факт, что заболевание, диагностированное у ФИО1, не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403, а назначенный ей препарат не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, не является в силу вышеприведенных норм права основанием для отказа в бесплатном обеспечении ФИО1, являющейся ребенком-инвалидом, страдающей редким (орфанным) заболеванием, лекарственным препаратом, назначенным ей решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.
Суд также учитывает, что назначение врачебной комиссией по жизненным показаниям лекарственного препарата Спинраза (Нусинерсен) - единственно возможный вариант лечения несовершеннолетней ФИО1, отказ Департамента здравоохранения города Севастополя в обеспечении ребенка этим препаратом нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Право на жизнь – основа человеческого существования, источник всех других прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 816-О-О)
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание то обстоятельство, что из содержания представленных суду медицинских документов следует, что имеющееся у ФИО1 заболевание прогрессирует, ее состояние ухудшается, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд приходит к выводу о возможности обращения решения суда к немедленному исполнению, в связи с чем соответствующие доводы ответчика не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст.ст. 196, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Поповой Любови Анатольевны, Бадоева Заурбека Эльбрусовича, действующих в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Департаменту здравоохранения г. Севастополя о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения города Севастополя обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимым лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), производимого компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с Протоколом заседания Врачебной комиссии ГБУЗС «Городская больница № 5 - «Центр охраны здоровья матери и ребенка».
Допустить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 03.06.2020 г.
Судья –