Решение по делу № 12-888/2024 от 11.07.2024

УИД 05RS0031-01-2024-005417-56

№ 12-888/2024

РЕШЕНИЕ

г. Махачкала 27 августа 2024 года

Судья Ленинского районного суда Республики Дагестан Ершов Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Силаева Виталия Владимировича на определение Управления Роскомнадзора по Республике Дагестан № ОО-05/4/76 от 04.06.2024 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении АО «Почта России»,

установил:

Силаев В.В. обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) по Республике Дагестан с заявлением о возбуждении в отношении АО «Почта России» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением главного специалиста-эксперта Управления Роскомнадзора по Республике Дагестан № ОО-05/4/76 от 04.06.2024 в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Почта России» отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан, Силаев В.В. выражает несогласие с вынесенным определением, указывая, что административным органом не выяснены обстоятельства дела и не учтены все представленные доказательства, в связи с чем просит отменить вынесенное определение и вернуть дело на новое рассмотрение в Управление Роскомнадзора по Республике Дагестан.

В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по Республике Дагестан Курбанова С.М. с доводами жалобы не согласилась, в удовлетворении жалобы просила отказать, указывая о законности принятых решений.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором 36793196805270, сформированному официальным сайтом Почты России, указанное почтовое отправление с копией определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поступило в ФКУ ИК-17, 10 июня 2024 года.

28 июня 2024 года Силаевым В.В. посредством почтовой корреспонденции направлена жалоба на постановление по делу об административном правонарушении с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока обжалования был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25.12.2008 N 990-О-О, от 21.04.2011 N 465-0-0).

Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.

Принимая во внимание, что срок на подачу жалобы пропущен незначительно, а кроме того Силаев В.В. находится в местах лишения свободы, что является юридически значимым обстоятельством, поскольку он по объективным причинам не в состоянии полностью самостоятельно распоряжаться своим временем, не имеет свободного доступа (без ограничения во времени) к правовой информации и отсутствие реальной возможности своевременно подготовить соответствующую жалобу, прихожу к выводу что в рассматриваемом случае имеются основания в восстановлении процессуального срока обжалования указанного определения.

Суд находит ходатайство о восстановлении срока подлежащим удовлетворению.

Глава 30 КоАП РФ закрепляет право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, как и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Как указано в ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), видом предпринимательской деятельности на основании указанного специального разрешения (лицензии), с нарушением лицензионных требований и условий.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию).

Субъективная сторона данного деяния характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом, имеющим лицензию, не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, урегулированы Федеральным законом от 17.07.1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи".

Согласно ст. 17 Федерального закона "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".

В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, предусматриваемых лицензиями, и соответствующие перечни лицензионных требований устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно п. 5 раздела ХХ Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 года N 2385, к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

В силу ст. 27 Федерального закона "О связи" федеральный государственный контроль (надзор) в области связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В силу требований ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.03.2021 N 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Законом N 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлен порядок проведения в 2022 - 2024 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 года N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно п. 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

Указанное нормативное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Закона N 294-ФЗ и Закона N 248-ФЗ, в том числе касающихся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере.

Основания, по которым возможно проведение контрольных надзорных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом и проверок, установлены подп. "а" п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

Такими основаниями, в том числе, являются: непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и Федеральным законом от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям.

Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом и/или проверки принимается на основании оценки конкретных обстоятельств.

В целях реализации постановления Правительства РФ от 10.03.2022 года N 336, понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в конкретной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий.

Из материалов дела следует, что Силаев В.В. обратился в Управление Роскомнадзора по Республике Дагестан с обращением о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи, а именно нарушении контрольных сроков пересылки регистрируемых почтовых отправлений №3685004112534, 80093995735183, 36700374460503, 3670034181213, 80091595018194, 36850084113739 и простых почтовых отравлений в количестве 4 штук, указывая на наличие в действиях операторов почтовой связи признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ввиду ненадлежащего оказания ему услуги почтовой связи.

После рассмотрения данного обращения Управлением Роскомнадзора по Республике Дагестан вынесено определение ОО-05/4/76 от 04.06.2024 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку поступившее в Управление обращение Силаева В.В. не является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении оператора связи АО «Почта России».

К указанному выводу контрольный орган пришел, ссылаясь на ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ и Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым ограничены правовые основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (проверок), то есть вопрос о наличии или отсутствии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Как указывает главный специалист отдела контроля Управления, в заявлении приведены доводы, и приложены документы, которые не являются основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом, внеплановой проверки.

Учитывая, что в сообщении Силаева В.В. не содержалось достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Управлению необходимо было для возбуждения дела об административном правонарушении провести контрольные мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, полномочий на проведение которых в 2024 года в силу постановления Правительства РФ от 10.03.2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" не имелось.

Таким образом, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое в полной мере соответствует требованиям ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ является законным.

При таких обстоятельствах, определение главного специалиста - эксперта контроля и надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Дагестан об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Почта России» по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

восстановить Силаеву Виталию Владимировичу срок на подачу жалобы на определение Управления Роскомнадзора по Республике Дагестан № ОО-05/4/76 от 04.06.2024.

определение Управления Роскомнадзора по Республике Дагестан № ОО-05/4/76 от 04.06.2024 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении АО «Почта России» - оставить без изменения, жалобу Силаева Виталия Владимировича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня его получения участниками производства по делу.

Судья Д.В. Ершов

12-888/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Силаев Виталия Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Судья
Ершов Данил Владимирович
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
12.07.2024Материалы переданы в производство судье
30.07.2024Истребованы материалы
02.08.2024Поступили истребованные материалы
27.08.2024Судебное заседание
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее