Судья Коткина О.П.
Судья-докладчик Орлова Л.В. ..
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 октября 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Орловой Л.В.,
судей Трофимовой Е.Н. и Коваленко В.В.,
при секретаре Бочкаревой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае к Оглоблиной Н.В. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 19 июня 2018 года,
установила:
в обоснование исковых требований указано, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой Иркутской области проведена проверка соблюдений требований действующего законодательства при предоставлении ДНТ «..» земельного участка с кадастровым номером .., расположенного по адресу: ... В ходе данной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером .. предоставлен ДНТ .. постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 25.07.2011 № ...
Согласно информации, представленной Агентством лесного хозяйства Иркутской области, указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале № .. «Ангарская дача», Тальцинское участковое лесничество.
В соответствии с письмом Министра имущественных отношений Иркутской области от 05.06.2015 .. земельный участок с кадастровым номером .., по адресу: .., расположен в границах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал .. и относится к землям лесного фонда.
Письмом от 20.06.2012 .. Территориальное управление Агентства лесного хозяйства по Ангарскому лесничеству сообщило, что в соответствии с сайтом «Публичная кадастровая палата» поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером .., площадью 300 000 кв.м., расположенный: .., статус временный, категория - земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства.
Также по материалам лесоустройства 1985 года, проведенного Литовским лесоустроительным предприятием, данный земельный участок входит в состав лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества «Ангарская дача», квартал ... Каких-либо распоряжений Правительства Российской Федерации в Ангарское лесничество по данному земельному участку не поступало.
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, данный земельный участок относится к двум категориям: земли лесного фонда и земли запаса.
Заключением № .. о положении земельного участка, представленного Агентством лесного хозяйства, установлено, что в соответствии с материалами лесоустройства земельный участок с кадастровым номером .. расположен в землях лесного фонда, а именно: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Ангарская дача, квартал .., выделы №...
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к администрации Иркутского района о признании недействительным постановления от 25.07.2011 .. «О предоставлении земельного участка ДНТ «..».
Решением Арбитражного суда Иркутской области в заявленных требованиях Территориальному управлению отказано, в связи с предоставлением в материалы дела № .. ФГБО «ФКП Росреестра» по Иркутской области материалов раздела земельного участка с кадастровым номером .. (из него образовано 207 земельных участков). Данные 207 земельных участков поставлены на кадастровый учет. Из земельного участка с кадастровым номером .. образованы земельные участки с кадастровыми номерами: .., .., .., .., .., площадью 998 кв.м., 1 000 кв.м., 1 543 кв.м., 998 кв.м., 1 000 кв.м., расположенные по адресу: .., соответственно.
Земельные участки с кадастровыми номерами: .., .., .., .., .., согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.07.2015 .., .., .. и от 28.07.2015 .., .. принадлежат на праве собственности Оглоблиной Н.В..
По вышеуказанным основаниям земельные участки с кадастровыми номерами: .., .., .., .., .., образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером .., фактически расположены в границах земельного участка государственного лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Документы о государственной регистрации прав на участки лишь фиксируют категорию земель, но не определяют её. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67-69 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 стати 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Таким образом, если спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствуясь исключительно данными государственного кадастра недвижимости, представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Территориальное управление считает, что доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации.
Ссылаясь на ст. 302 ГК РФ, истец просил суд истребовать у Оглоблиной Н.В. из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области:
- земельный участок с кадастровым номером .., площадью 998 кв.м., расположенный по адресу: ..;
- земельный участок с кадастровым номером .., площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: ..
- земельный участок с кадастровым номером .., площадью 1 543 кв.м., расположенный по адресу: ..
- земельный участок с кадастровым номером .., площадью 998 кв. м., расположенный по адресу: ..
- земельный участок с кадастровым номером .., площадью 998 кв.м., расположенный по адресу: ..
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 19 июня 2018 года исковые требования Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае – Селезнёва М.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что суд необоснованно не принял в качестве надлежащего доказательства по делу представленное истцом заключение ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», отдал предпочтение представленным ответчиком в материалы дела доказательствам, а также сделал вывод об отсутствии необходимости проведения по делу судебной землеустроительной экспертизы. Судом не дана надлежащая правовая оценка представленным истцом в материалы дела доказательствам, подтверждающим расположение спорных земельных участков на землях лесного фонда, а именно, материалам лесоустройства, Лесному плану, выписке из Государственного лесного реестра и др.
Суд не принял во внимание, что пункт 2 постановления мэра Иркутского района от 25.07.2011 .. «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «..» указывает, что земельный участок с кадастровым номером .. расположен в пределах второго пояса санитарной охраны Ершовского водозабора – источника водоснабжения городов Иркутска, Шелехова, границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства постановлением Правительства Иркутской области от 24.01.2011 № .., что также подтверждается Лесным планом Иркутской области, а также Лесохозяйственным регламентом Ангарского лесничества, который является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. Поскольку федеральное законодательство не предусматривает случаев, при которых возможно предоставление земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в частную собственность, то соответственно, при предоставлении в собственность спорных земельных участков, образованных путем выдела из земельного участка с кадастровым номером .., мэром Иркутского района был нарушен, установленный законом, запрет на предоставление земель в собственность.
Кроме того, на указанные земельные участки никогда не регистрировалось право муниципальной собственности, а значит, они не могли быть включены в фонд перераспределения земель Иркутского района и в последующем предоставлены для размещения дачного некоммерческого товарищества и в собственность его членов. Также отсутствовали основания для предоставления спорных земельных участков для дачного строительства в собственность бесплатно.
Не учтено судом также имеющее преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела решение Иркутского районного суда от 7 июня 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Российской Федераци в лице Территориального органа, Прокуратуры Иркутского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Иркутского районного муниципального образования, ДНТ «..», 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, о признании незаконными постановлений администрации Иркутского районного муниципального образования, направленный не на узаконение всех предоставленных и зарегистрированных на праве собственности за гражданами до 1 января 2016 года участков, находящихся на землях лесного фонда, а на упорядочение и устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представителя администрации Иркутского районного муниципального образования – Остапенко Д.М., а также в возражениях представителя Рутковской Н.Г. содержится просьба об оставлении оспариваемого судебного решения без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Судебная коллегия рассмотрела дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся - ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Орловой Л.В., объяснения представителя истца Селезнёвой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя третьего лица Багдасарян А.А., о согласии с доводами апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика и ДНТ ".." Рутковской Н.Г. о согласии с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции с учётом положений ст. 301 Гражданского кодекса РФ ч.1 ст.17, ст. 25 Земельного кодекса РФ, ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к верному выводу о необоснованности заявленных исковых требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 24.04.2013 № .. Билык Н.А. из земель сельскохозяйственного назначения был предоставлен земельный участок, кадастровый номер .., расположенный по адресу: .. в собственность бесплатно для дачного строительства; земельный участок, кадастровый номер .., расположенный по адресу: .. в собственность бесплатно для дачного строительства.
На основании договора купли-продажи от 01.08.2013 Билык Н.А. продала Оглоблиной Н.В. земельный участок, расположенный по адресу: ...
На основании договора купли-продажи от 01.08.2013 Билык Н.А. продала Оглоблиной Н.В. земельный участок, расположенный по адресу: ...
На основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 25.09.2013 .. Оглоблиной Н.В. из земель сельскохозяйственного назначения был предоставлен земельный участок, кадастровый номер .., расположенный по адресу: .. в собственность бесплатно для дачного строительства.
На основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 24.04.2013 .. Безруких А.И. из земель сельскохозяйственного назначения был предоставлен земельный участок, кадастровый номер .., расположенный по адресу: .. в собственность бесплатно для дачного строительства;
земельный участок, кадастровый номер .., расположенный по адресу: .. в собственность бесплатно для дачного строительства.
На основании договора купли-продажи от 01.08.2013 Безруких А.И. продал Оглоблиной Н.В. земельный участок, расположенный по адресу: Иркутский ...
На основании договора купли-продажи от 01.08.2013 Безруких А.И. продал Оглоблиной Н.В. земельный участок, расположенный по адресу: ...
Спорные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером .., предоставленного ДНТ «..» на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 25 июля 2011 года № ...
Суд первой инстанции установил, что право собственности Оглоблиной Н.В. на имущество возникло до 1 января 2016 года и, учитывая, что спорные земельные участки согласно сведениям государственного реестра недвижимости отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеют разрешенное использование - для дачного строительства, предоставлены гражданам в 2013 году для использования в соответствии с разрешенным использованием, фактически переданы им в соответствии с принятыми решениями, не оспоренными в установленном законом порядке, обоснованно отказал в удовлетворении иска для их истребования в пользу государства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст.ст. 23, 67-68, 91 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса (землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса). Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Между тем, доказательств, достоверно подтверждающих право собственности истца на истребуемый у ответчика земельный участок, факт наложения этого участка на земли лесного фонда, в материалы дела не представлено.
Равно как и не представлено доказательств о нахождении спорного земельного участка на землях, ограниченных в обороте – в пределах границ второго пояса Ершовского водозабора.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель». Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
В часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Такое толкование Федеральному закону от 29.07.2017 № 280-ФЗ дано Конституционным Судом РФ в определении от 21.09.2017 № 1795-О, в котором указано на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при разрешении дел об изъятии у добросовестных собственников земельных участков, относящихся согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда.
Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в определении от 21.09.2017 № 1795-О приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, ранее занятой истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
оставить решение Иркутского районного суда Иркутской области от 19 июня 2018 года по данному гражданскому делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.В. Орлова
Судьи Е.Н. Трофимова
В.В. Коваленко