УИД 69RS0002-04-2021-000122-63
Дело № 2а-3-45/2021 судья – Глебов С.А.
№ 33а-3852/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 октября 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,
судей Сельховой О.Е., Сергуненко П.А.,
при секретаре судебного заседания Ключкиной У.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Никитушкиной И.Н.
административное дело по апелляционной жалобе Администрации Молоковского района Тверской области на решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Молоково Молоковского района Тверской области) от 28.07.2021
по административному иску прокурора Молоковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Молоковский район Тверской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать и оборудовать в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области в населенных пунктах: <данные изъяты>,
установила:
01.07.2021 прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд с приведенным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки соблюдения администрацией муниципального образования «Молоковский район» законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что в <данные изъяты> контейнеры и контейнерные площадки отсутствуют. Вопреки закрепленному статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) основному принципу государственной политики в области обращения с отходами – охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, администрацией не принято должных мер по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ), Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, СанПиН 2.1.3684-21, Постановление администрации Молоковского района от 25.11.2020 № 209, положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации административный истец просил:
- обязать администрацию муниципального образования «Молоковский район» Молоковского района Тверской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать и оборудовать в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области в населенных пунктах <данные изъяты>.
От административного ответчика Администрации Молоковского района Тверской области поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с Законом № 131-ФЗ, Законом Тверской области № 92-ЗО за сельскими поселениями закреплено участие в организации деятельности по накоплению, в том числе раздельному накоплению, и транспортированию твердых коммунальных отходов. Полномочия по решению данного вопроса закреплены в Уставе муниципального образования «Молоковское сельское поселение», денежные средства на указанные работы прописаны в бюджете сельских поселений. Затраты бюджетных средств администрации муниципального района на указанные работы будут являться нецелевым расходованием бюджетных денежных средств. В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры; в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В настоящее время на территории сельских поселений района организован бесконтейнерный, пакетированный сбор ТКО от каждого домовладения, согласно графику, согласованному с администрацией. В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путем принятия решения, в том числе, и в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования. Утверждение правил благоустройства, в соответствии с Законом № 131-ФЗ, уставами сельских поселений, относится к компетенции именно поселений. То есть контейнерные площадки, расположенные на землях сельских поселений, обязаны содержать именно сельские поселения. Таким образом, со стороны администрации Молоковского района Тверской области какие-либо нарушения законодательства в области создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО на территории сельского поселения отсутствуют, а потому предъявленные к ним требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от требования в части возложения на администрацию Молоковского района Тверской области обязанности создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области в населенных пунктах: <данные изъяты>, остальные предъявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в иске.
В связи с отказом административного истца от приведенной выше части требований определением суда от 28.07.2021 производство по административному делу в данной части прекращено.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор поддержал заявленные требования с учетом частичного отказа от иска.
Представители административного ответчика - администрации Молоковского района Ефименко А.П., Иванов В.А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования прокурора не признали, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Иные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Бежецкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Молоково Молоковского района Тверской области) от 28.07.2021 административные исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворены.
Суд возложил на администрацию муниципального образования «Молоковский район» Молоковского района Тверской области обязанность в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области в населенных пунктах: <данные изъяты>.
27.08.2021 в суд поступила апелляционная жалоба Администрации Молоковского района Тверской области на приведенное решение суда, в которой содержится просьба о его отмене с принятием нового судебного акта противоположного содержания.
В поданной жалобе повторяются доводы, изложенные в возражениях на административный иск, указано, что вопрос участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых бытовых отходов на территории соответствующих городских поселений и муниципальных районов может быть закреплен за сельскими поселениями. В данном случае Законом Тверской области № 92-ЗО за сельскими поселениями закреплен вопрос, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, денежные средства на указанные работы прописаны в бюджете сельских поселений. Понятие «участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов» раскрыто в Законе № 89-ФЗ. В настоящее время на территории сельских поселений организован бесконтейнерный, пакетированный сбор ТКО. Полагает, что контейнерный площадки, расположенные на землях сельских поселений обязаны оборудовать и содержать сельские поселения.
Прокурором принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых критикуются содержащиеся в ней доводы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Глава администрации Молоковского района Тверской области Ефименко А.П. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Обиход И.Д. просил оставить решение суда без изменения.
Иные участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании положений статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от
30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 статьи 22 названного Федерального закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 приведенной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Пунктом 3 приведенных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Молоковского района от 25.11.2020 № 209 утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципальных образований «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» Молоковского района Тверской области, которым определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и контейнеров в населенных пунктах Молоковского района Тверской области:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в населенных пунктах: <данные изъяты> контейнерные площадки и контейнеры отсутствуют, то есть администрацией района не принято должных мер по исполнению определенного ими же способа сбора ТБО, путем оборудования в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 мест накопления твердых коммунальных отходов, что подтверждается актом проверки (л.д.22-26).
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что полномочия по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, на территории сельских поселений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов.
Суд также пришел к выводу, что административным ответчиком не организован безопасный для здоровья населения и среды обитания способ сбора и накопления отходов потребления, соответствующий санитарным правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, то есть не соблюдается гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, с подробной ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» (далее Закон № 92-ЗО) дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015 за сельскими поселениями Тверской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные в том числе, пунктом 18 названного Федерального закона - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Конституционный суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина «организация», используемого в Законе № 131-ФЗ при определении вопросов местного значения должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (постановление от 29.03.2011 № 2-П).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 26.04.2016 № 13-П, законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Законом № 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ).
Закон № 89-ФЗ содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, который гораздо шире участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, закрепленного Законом № 92-ЗО за сельскими поселениями Тверской области.
Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям муниципальных районов.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении обязанности по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах <данные изъяты>.
Доводы заявителя жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в указанных выше населенных пунктах организован пакетированный сбор мусора, который не предусматривает установки контейнеров и оборудования под них соответствующих площадок, является несостоятельной, поскольку постановлением главы Молоковского района от 25.11.2020 № 209 утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которым предусмотрена установка контейнеров для сбора ТКО на специальных площадках.
Изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно приведенная в обжалуемом решении, не согласиться с которой оснований не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановленного по делу решения не имеется..
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Молоково Молоковского района Тверской области) от 28.07.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Молоковского района Тверской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи