Дело № 2а-1014/2019
УИН № 58RS0012-01-2019-001714-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2019 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мягковой С.Н.,
с участием представителя административного истца Григорьева М.В.,
представителей административных ответчиков Рябова С.Г., Пронькина Ю.В.,
при секретаре Мисулиной Т.Г.,
рассмотрев в судебном заседании в г. Каменке административное дело по административному иску Дасаева Рафаиля Ибрагимовича к Призывной комиссии Каменского района Пензенской области, Военному комиссариату Пензенской области о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Дасаев Р.И. обратился в суд, с вышеуказанным административным иском указав, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате города Каменки и Каменского района.
В настоящий момент проходит очное обучение в Пензенском Государственном Университете. 16.10.2019 он обратился в призывную комиссию с заявлением о выдаче направления для прохождения обучения в военно - учебном центре ПГУ и предоставлении ему отсрочки в связи с обучением.
Письмом от 21.10.2019 в предоставлении отсрочки отказано, в выдаче направления в военно - учебный центр отказано устно.
Протоколом заседания Призывной комиссии Каменского района № 5 от 16.10.2019 он признан годным к военной службе, с незначительными ограничениями и признан подлежащим призыву на военную службу,
Считает протокол № 5 от 16.10.2019 незаконным и необоснованным.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», вопрос о предоставлении отсрочки решается на стадии призыва на военную службу, а призыв, согласно ст. 26 того же закона, обязательно включает явку на медицинское освидетельствование.
Следовательно, невозможно оформить отсрочку без определения категории годности призывника к военной службе.
Решение о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу принимает призывная комиссия.
Предоставление отсрочки от призыва на военную службу до достижения 18-летнего возраста не влечет за собой никаких юридических последствий для гражданина, оно ничтожно. Также нельзя рассматривать в качестве использованной отсрочки ни присутствие истекших до достижения 18-летнего возраста оснований для предоставления отсрочки, ни присутствие тех же оснований по достижении 18 лет, если отсрочка не оформлялась надлежащим образом.
Так же данное обстоятельство подтверждается отсутствием каких-либо отметок о предоставлении отсрочки в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписном свидетельстве).
Таким образом, его право на отсрочку на момент поступления на очное отделение ПГУ не реализовано, а протокол заседания Призывной комиссии Каменского района № 5 от 16.10.2019 является незаконным.
Просит отменить решение Призывной комиссии Каменского района № 5 от 16.10.2019, отсрочить призыв Дасаева Р.И. на время рассмотрения настоящего административного заявления в суде, отменить протокол заседания Призывной комиссии Каменского района № 5 от 16.10.2019.
Определением суда от 27.11.2019 в качестве административного соответчика привлечен Военный комиссариат Пензенской области.
27.11.2019 Дасаев Р.И. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Каменского района Пензенской области о признании недействительным решения призывной комиссии Каменского района Пензенской области от 21.12.2015 о предоставлении отсрочки, об обязании предоставить отсрочку от прохождения военной службы.
Свои требования мотивировал тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Каменки и Каменского района. В настоящий момент проходит очное обучение в Пензенском Государственном Университете.
16.10.2019 он обратился в призывную комиссию с заявлением о выдаче направления для прохождения обучения в Военно - учебном центре ПГУ и предоставлении ему отсрочки в связи с обучением.
Однако 16.10.2019 года он был уведомлен о том, что 21.12.2015 года ему была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы и в данный момент она прекратила свое действие. В связи с этим он был направлен на прохождение военно-врачебной комиссии, по результатам которой был вынесен диагноз «Призвать на военную службу».
Письменным ответом от 21.10.2019 на его заявление от 16.10.2019 в предоставлении отсрочки также было отказано.
О предоставлении отсрочки по основаниям, предусмотренным абз.3 пп. а п.2 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ему было неизвестно, какой-либо информации от Военного комиссариата г.Каменки о предоставлении ему отсрочки по основаниям, предусмотренным абз.3 пп. а п.2 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до настоящего времени он не получал.
При этом, пункт 6 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 гласит, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Согласно абзаца второго пункта 7 указанного Положения, оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Согласно п.15 Положения, решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
В нарушение п.6 и п.7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, он не вызывался 21.12.2015 в Военный комиссариат г. Каменки для участия в заседании призывной комиссии и решения вопроса о предоставлении ему отсрочки, при этом на указанную дату отсрочки от призыва он не имел. В нарушение п.15 указанного Положения, никаких отметок в его удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу призывной комиссией, проставлено не было.
При этом, согласно ст.22 и ст.24, предоставление отсрочки по основаниям абз.3 пп. а п.2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" является его правом, следовательно, при вынесении решения призывной комиссии 21.12.2015 без его участия, он был лишен возможности отказаться от предоставления ему отсрочки на период обучения.
Следовательно, решение о предоставлении отсрочки по основаниям абз.3 пп.а п.2 ст.24 принято незаконно.
Просит признать недействительным решение призывной комиссии Каменского района от 21.12.2015 о предоставлении отсрочки; обязать призывную комиссию Каменского района предоставить отсрочку от прохождения военной службы по основаниям пп. «а» п. 2 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с прохождением обучения по очной форме в ФГБОУ ВО «Пензенский Государственный Университет».
Определением Каменского городского суда Пензенской области от 09.12.2019 административные дела №2а-1014/2019 и №2а-1037/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, поскольку такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела с присвоением одного регистрационного номера № 2а-1014/2019.
Административный истец Дасаев Р.И. в судебное заседание не явился, извещен.
В судебном заседании представитель административного истца Григорьев М.В., действующий в силу доверенности, исковые требования поддержал, в обосновании которых привел доводы, изложенные в административных исках.
С учетом уточнения исковых требований, просил признать недействительным и отменить решение Призывной комиссии Каменского района о предоставлении отсрочки от 21.12.2015, признать недействительным решение Призывной комиссии Каменского района № 5 от 16.10.2019 об отказе в предоставлении отсрочки, обязать Призывную комиссию Каменского района предоставить отсрочку от прохождения военной службы в связи с прохождением обучения по очной форме в ФГБОУ ВО «Пензенский Государственный Университет».
В судебном заседании представитель административного ответчика призывной комиссии Каменского района Пензенской области Рябов С.Г., действующий в силу доверенности, исковые требования административного истца не признал в связи с их необоснованностью, просил в удовлетворении административных исков Дасаева Р.И. отказать.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Пензенской области Пронькин Ю.В., действующий в силу доверенности, административные иски не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Просил административные иски Дасаева Р.И. оставить без удовлетворения. Кроме того, просил применить срок исковой давности к требованиям о признании недействительным решения Призывной комиссии Каменского района о предоставлении отсрочки от 21.12.2015.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дасаев Р.И., /дата/ года рождения, состоит на воинским учете в ОВК по г. Каменке и Каменскому району Пензенской области с 22.01.2014.
На основании приказа /номер/ от 26.08.2013 Дасаев Р.И., /дата/ года рождения, зачислен на 1 курс очной формы обучения по направлению подготовки (специальности) адаптивная физическая культура ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж», что подтверждается справкой от 18.09.2013, выданной Дасаеву Р.И.
Справками ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» от 01.10.2014, 18.09.2015, 24.09.2015, 30.09.2016 подтверждается обучение и перевод Дасаева Р.И. на следующие курсы.
Решением призывной комиссии, оформленной протоколом №14 от 21.12.2015, Дасаеву Р.И. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения (окончание обучения в 2017 году) по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Как следует из представленной в материалы личного дела призывника Дасаева Р.И. справки ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж», Дасаев Р.И. в 2013 году поступил на 1 курс по очной форме обучения по специальности 050142 Адаптивная физическая культура. Данная справка выдана гражданину Дасаеву Р.И.
В соответствии с дипломом о среднем профессиональном образовании от 30.06.2017, регистрационный номер /номер/, Дасаев Р.И. в 2017 году окончил Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области "Пензенский социально-педагогический колледж" и получил квалификацию «учитель адаптивной физической культуры».
Решением призывной комиссии Каменского района Пензенской области от 30.06.2017 Дасаев Р.И. призван на военную службу, однако для прохождения службы в войска направлен не был в связи с окончанием сроков отправки.
01.09.2017 Дасаев Р.И. поступил в Пензенский государственный университет на первый курс по очной форме обучения по программе подготовки бакалавров «Физическая культура» (срок окончания обучения - 2021 год).
Решением призывной комиссии Каменского района от 13.07.2019 (протокол №104/97 от 13.07.2019) решение призывной комиссии Пензенской области от 30.06.2017 отменено, как нереализованное в ходе указанного призыва в связи с окончанием сроков отправок.
С апреля 2018 по октябрь 2019 г.г. Дасаев Р.И. на районную призывную комиссию не являлся, меры по розыску Дасаева Р.И. оказались безрезультатными, что подтверждается служебными записками администрации Кобылкинского сельсовета Каменского района Пензенской области, многочисленными повестками военного комиссариата г. Каменки Каменского района Пензенской области.
Решением призывной комиссии Каменского района №5 от 16.10.2019 Дасаев Р.И. признан пригодным к военной службе и призван на военную службу.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В силу п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется, по общему правилу, два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Исходя из п. 1 Приложения N 31 Приказа Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663" граждане вызываются на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении призывного возраста - 18 лет.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 10 Закона "О воинской обязанности и военной службы" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
Согласно пп. "г" п. 50 раздела IX Постановления Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В соответствии со ст. 18 названного Положения, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19).
Постановлением губернатора Пензенской области от 26.09.2019 №113 организован осенний 2019 года призыв на военную службу граждан призывных возрастов.
В соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (действовавшей на момент предоставления отсрочки) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Абзацами седьмым и девятым указанного подпункта установлено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
- программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
- программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная названным выше подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (абзац тринадцатый подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
На военную службу не призываются граждане, которым в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением призывной комиссии военного комиссариата Каменского района Пензенской области от 21.12.2015 Дасаеву Р.И. на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения по очной форме в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж», до 28.06.2017.
Предоставление отсрочки от призыва на военную службу на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предоставляется с учетом волеизъявления гражданина.
Дасаев Р.И., оспаривая решение призывной комиссии от 21.12.2015, ссылается на то, что он лично не выразил желания на предоставления отсрочки от службы в армии в указанный период, на призывной комиссии 21.12.005 он не присутствовал, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу не знал.
Между тем, право на обжалования решения призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд предусмотрено ч. 7 ст. 28 Закона.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона (действовавшей на момент предоставления отсрочки) организация призыва граждан на военную службу возложена на военные комиссариаты, которые в соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. N 1609, являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являются юридическими лицами.
В силу п. 6 ст. 28 вышеназванного Закона председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
На основании анализа приведенных выше правовых норм, установлено, что при призыве на военную службу необходимы личная явка призывника, прохождение медицинской и призывной комиссии, которой и принимается одно из соответствующих решений, в том числе о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки. При этом, принятое решение оглашается сразу на заседании призывной комиссии в присутствии призывника, такое решение призывной комиссии может быть выдано призывнику по его письменному заявлению.
Как следует из выданного Дасаеву Р.И. удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу /номер/, о явке в военный комиссариат по месту жительства самостоятельно в период с 01 по 10 октября 2015 года Дасаев Р.И. был уведомлен в данном удостоверении.
Из учетной карты призывника следует, что 20.10.2015 Дасаев Р.И. прошел медицинскую комиссию, о чем свидетельствуют в заключении врачей-специалистов соответствующие записи и печати врачей, проводивших медицинское освидетельствование призывника.
Судом установлено, что 21.12.2015 призывной комиссией военного комиссариата Каменского района Пензенской области в связи с обучением Дасаева Р.И. в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж», было принято решение о предоставлении отсрочки от призыва до 28.06.2017, то есть до окончания срока его обучения в указанном учебном заведении, что подтверждается выпиской из протокола заседания призывной комиссии военного комиссариата Каменского района Пензенской области.
В силу приведенных правовых норм решение призывной комиссии оглашается на заседании призывной комиссии сразу после его принятия. Факт оглашения такого решения сразу после его принятия в присутствии призывника Дасаева Р.И. подтвердил в судебном заседании представитель административного ответчика Рябов С.Г.
Между тем, довод стороны административного истца о его ненадлежащем оповещении на явку в военный комиссариат для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, является не состоятельным и опровергаемым материалами дела по следующим основаниям.
Согласно пункту 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663) решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
Вопреки утверждениям представителя истца, судом установлено, что Дасаев Р.И. на заседании призывной комиссии Каменского района 21.12.2015 присутствовал лично, что подтверждается допрошенными в судебном заседании свидетелями Свидетель № 1, Свидетель № 2, которые пояснили, что являются председателем и членом призывной комиссии соответственно, а потому присутствуют при каждом заседании призывной комиссии. При этом факт проведения заседания призывной комиссии без личного участия граждан отрицали.
Допрошенная в качестве свидетеля Свидетель № 3 пояснила, что работает фельдшером в военном комиссариате Каменского района, также является секретарем призывной комиссии Каменского района. В ее обязанности входило, в числе прочего, присутствовать на заседаниях комиссии и вести протокол заседания, в который она заносила всех граждан, прошедших в течение дня призывную комиссию. Также пояснила, что призывная комиссия проходит с обязательным участием призывника.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности, не заинтересованы в исходе дела, их показания согласуются с материалами дела.
К доводу стороны административного истца от отсутствии в протоколе заседания комиссии сведений либо отметок, подтверждающих личное участие Дасаева Р.И. в заседании призывной комиссии, суд относится критически, поскольку требования к оформлению и ведению протокола заседания призывной комиссии муниципального образования установлены Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400.
Форма бланка и сведения, которые должны вноситься в протокол заседания комиссии, также установлены приложением №1 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе.
Таким образом, указанный нормативно-правовой акт требования по внесению в протокол сведений или каких-либо отметок о личном присутствии гражданина на заседании комиссии не содержит, так же как о необходимости ознакомления граждан с протоколом под роспись.
Кроме того, довод стороны административного истца о том, что о незаконности принятого в отношении него заключения свидетельствует не предоставление ему протокола заседания призывной комиссии, является не состоятельным, поскольку указанное требование нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
В силу пункта 6 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и пункта 35 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, выдача копии заключения носит заявительный характер, которая вручается либо направляется гражданину заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес, в течение 5 рабочих дней со дня обращения с письменным заявлением, поданному им в военный комиссариат.
С письменным заявлением о выдаче копии протокола заседания призывной комиссии Дасаев Р.И. к ответчику не обращался, что не оспаривалось стороной административного истца.
Утверждения административного истца о том, что о принятом призывной комиссией решении о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу № 14 от 21.12.2015 он не был надлежащим образом уведомлен, поскольку сведения об указанных решениях не внесены в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не могут служить основанием для отмены решения призывной комиссии от 21.12.2015 о призыве на военную службу.
В силу ч. 6 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято. Доказательств того, что до сведения административного истца не доведено указанное выше решение о предоставлении отсрочки, суду не предоставлено.
Отсутствие в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу записи о решении принятом призывной комиссией 21.12.2015, не свидетельствует о том, что такое решение не принималось, поскольку оно зафиксировано в протоколе заседания призывной комиссии Каменского района от 21.12.2015, что подтверждается представленной в дело и надлежащим образом заверенной выпиской из него.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 решение призывной комиссии заносится в протокол заседания призывной комиссии, а в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается запись о принятом решении.
Вместе с тем, суд считает, что Дасаев Р.И. знал о решении призывной комиссии Каменского района о предоставлении ему отсрочки от призыва 21.12.2015.
Из материалов личного дела призывника установлено, что Дасаев Р.И. предоставил в военный комиссариат характеристику из МОУ СОШ с. Кобылкино Каменского района Пензенской области, справку из ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» от 18.09.2013, подтверждающую его зачисление на 1 курс очной формы обучения, характеристику из вышеуказанного учебного заведения, а также справки ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» от 01.10.2014, 18.09.2015, 24.09.2015, 30.09.2016.
Данные справки представлены Дасаевым Р.И. с целью подтверждения обстоятельств, являющихся основаниями для предоставления отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренную пп. "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается личным делом призывника, что Дасаев Р.И. в период времени с 2014 по 2019 г.г. проходил медицинское освидетельствование.
Согласно приложению № 31 к Инструкции по проведению призыва гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. Принятое в отношении его решение объявляется ему председателем призывной комиссии. В ходе медицинского освидетельствования гражданина личное дело призывника передается от врача-специалиста к врачу-специалисту по мере прохождения им освидетельствования.
С учетом изложенного суд считает, что, проходя медицинское освидетельствование в указанный период времени, Дасаев Р.И. мог и должен был ознакомиться с принятым решением об отсрочке, сведения о которой имеются в личном деле призывника, которое выдается призывнику на руки при прохождении медицинской комиссии.
На основании указанного, следует, что административный истец Дасаев Р.И. знал о предмете рассмотрения заседания призывной комиссии и цели вызова на медицинское освидетельствование, по результатам которых 21.12.2015 принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до окончания колледжа.
Доказательств обратного суду представлено не было.
Ссылка стороны административного истца на то, что в адрес Дасаева Р.И. в указанный период времени не направлялись повестки, также не свидетельствует о том, что административный истец не знал о принятом решении.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны исполнять требования, установленные статьей 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в числе прочего, являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии.
Вопреки утверждениям истца, оповещение граждан на явку в военный комиссариат в установленные место и время только путем вручения повесток не ограничено, что согласуется с нормами, установленными подпунктом "б" пункта 50 Положения о воинском учете и Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации.
Доводы стороны административного истца, ссылавшегося на то, что он не просил о предоставлении ему отсрочки, суд признает несостоятельными, поскольку как усматривается из личного дела призывника, призывной комиссии им были неоднократно предоставлены справки об учебе в колледже.
Таким образом, представив в призывную комиссию справки из учебного заведения о прохождении обучения по очной форме административный истец подтвердил право на отсрочку от призыва и выразил на это волеизъявление, а призывная комиссия не имела предусмотренных законом оснований для непредоставления отсрочки от призыва на время прохождения обучения на основании поступивших от призывника документов.
Более того, из материалов личного дела призывника не следует, что Дасаев Р.И. возражал против предоставления ему отсрочки от призыва в декабре 2015 года, письменного отказа от предоставления указанной отсрочки административный истец также не заявлял.
То обстоятельство, что Дасаев Р.И. не мог присутствовать на заседании призывной комиссии 21.12.2015 в связи с его обучением в ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж», не исключает присутствия административного истца на заседании комиссии 21.12.2015, поскольку из ответа директора ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» на запрос суда от 20.12.2019 и представленных копий посещений учебных занятий Дасаевым Р.И. усматривается, что 21.12.2015 Дасаев Р.И. обучался в первую смену, с 08:00 до 13:20 часов. Между тем, согласно графику работы призывной комиссии, утвержденного начальником отдела Военного комиссариата Пензенской области по г. Каменка и Каменскому району от 28.09.2015, начало работы комиссии определено в 14 - 00 часов.
К показаниям допрошенного по ходатайству стороны истца свидетеля Свидетель № 4, показавшего, что 21.12.2015 в период времени с 15-00 до 17-00 часов он вместе с Дасаевым Р.И. находился на тренировке в г. Пензе, суд относится критически, поскольку последний является другом истца и усматривается его заинтересованность в исходе дела. Вместе с тем данные им объяснения не содержат значимой информации об обстоятельствах дела. Записей в его спортивном дневнике о нахождении истца в спорный период времени именно на тренировке в г. Пензе, на которую ссылался свидетель в качестве доказательства своих пояснений, суду представлено не было по причине их отсутствия.
Таким образом, судом установлено, что Дасаев Р.И., зная о том, что он подлежит призыву на военную службу, несмотря на то, что об отсрочке призыва не просил, воспользовался предоставленной отсрочкой на период обучения, законность бездействия органов военного комиссариата по отсутствию призыва на военную службу не обжаловал, с соответствующим заявлением о призыве на военную службу не обращался.
В связи с чем, суд находит, что оспариваемое решение призывной комиссии Каменского района от 21.12.2015 не повлекло для административного истца отрицательных правовых последствий и не нарушило его прав и свобод.
При этом, ссылка административного истца о том, что отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена ему до достижения 18 лет, а потому является ничтожной, является несостоятельной, поскольку на момент принятия данного решения (21.12.2015) Дасаев Р.И., /дата/ года рождения достиг 18 летнего возраста, а потому в силу ч.1 ст.22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" являлся лицом, подлежащим призыву на военную службу.
Принятие призывной комиссией решений о предоставлении Дасаеву Р.И. отсрочки от призыва на военную службу для получения среднего профессионального образования обусловливалось фактом достижения возраста 18 лет, что соответствует подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Между тем, доводы стороны истца о том, что он имеет право на предоставление ему отсрочки от призыва на военную службу по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так, положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" содержат исчерпывающий перечень категории граждан, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу, к которым в частности относятся и обучающиеся в образовательном учреждении высшего профессионального образования (абзац 6 - 9 подп. "а". п. 2 ст. 24 настоящего Федерального закона).
В соответствии с абзацем 9 п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренная п. "а" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.
Таким образом, ранее предоставленная истцу отсрочка на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 вышеуказанного Закона на период получения среднего профессионального образования, исключает возможность предоставления второй отсрочки в связи с обучением в высшем образовательном учреждении, поскольку не относится к указанному в законе случаю, когда возможно предоставления второй отсрочки от призыва.
С учетом положения статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", суд отмечает, что заявитель не относится к категории лиц, на которых распространяются положения названного Закона в части предоставления повторной отсрочки, поскольку Дасаев Р.И. уже воспользовался предоставленной ему отсрочкой от военной службы на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 названного Закона (в редакции, действующей в момент спорных правоотношений), в связи с обучением в колледже.
В связи с чем, 16.10.2019 призывная комиссия по Каменскому району обосновано пришла к выводу об отсутствии основания для предоставления Дасаеву Р.И. отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации; осуществляет призыв призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании. Полномочия по принятию решения в отношении призывника о годности к военной службе, призыве, освобождении и предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу предоставлены призывной комиссии.
Из названных норм следует, что суд не вправе принимать решение об обязании предоставить отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по очной форме обучения по программе бакалавриата.
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленных ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец Дасаев Р.И. не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
В ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по заявленному требованию административного истца о признании недействительным решение призывной комиссии Каменского района от 21.12.2015 о предоставлении отсрочки.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Аналогичный срок установлен пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, согласно которому решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из смысла положений приведенной выше правовой нормы, действующее законодательство связывает право обращения лица в суд об оспаривании решений, действий, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица в установленный законом срок с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов решением, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Дасаеву Р.И. стало известно о принятии в отношении него оспариваемого решения (заключения) в день его принятия, 21.12.2015.
Вместе с тем, административное исковое заявление подано в суд 27.11.2019, то есть с пропуском установленного процессуального срока, который истекал 21.03.2016, без уважительной причины.
Доводы стороны административного истца о том, что Дасаеву Р.И. не было известно о принятом 21.12.2015 в отношении него решении о предоставлении ему отсрочки от призыва, не могут быть признаны состоятельными по вышеприведенным мотивам, поскольку данные доводы опровергаются имеющимся в деле доказательствами.
Обоснованных доводов, дающих основание полагать об уважительности причины пропуска установленного срока, административным истцом не приведено и в судебном заседании установлено не было.
Обстоятельств, объективно препятствующих административному истцу обратиться с настоящим иском в суд в течение трех месяцев со дня, когда состоялось заседание призывной комиссии, на котором было оглашено ее решение, стороной административного истца суду не приведено.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Довод стороны административного истца о том, что процессуальный срок следует исчислять с 16.10.2019, основан на неправильном толковании норм процессуального права.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Дасаева Рафаиля Ибрагимовича к Призывной комиссии Каменского района Пензенской области, Военному комиссариату Пензенской области о признании незаконными решения призывной комиссии Каменского района от 21.12.2015 о предоставлении отсрочки, решения призывной комиссии Каменского района от 16.10.2019 о призыве на военную службу и об обязании предоставить отсрочку от призыва на военную службу - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области.
Судья: