Дело 33- 4221
Судья Мерзлякова Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 20 апреля 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Никитиной Т.А., Кустовой И.Ю.
при секретаре Емельяновой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 21 января 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония № 29» ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконным бездействие и возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации ФКУ «Исправительная колония №29» ГУФСИН России по Пермскому краю по материально-бытовому обеспечению прав осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 29» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю.
Обязать ФКУ «Исправительная колония № 29» ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечить на территории участка колонии-поселения Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 29» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю помещений для проведения длительных свиданий с осужденными.
Установить для ФКУ «Исправительная колония №29» ГУФСИН России по Пермскому краю срок для исполнения решения суда 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., изучив материалы дела, объяснения представителей ФКУ ИК № 29»- Пешехоновой Т.В., ГУФСИН России по Пермскому краю – Мишко М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обьяснения прокурора Кузнецовой С.Н., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Пермский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском, указывая, что в ходе проверки соблюдения законности в деятельности администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 29 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю», проведенной Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что при ФКУ ИК № 29 имеется участок колонии-поселения с лимитом наполнения 30 осужденных, который располагается по адресу: ****, который не оборудован блоком помещений для проведения длительных свиданий, комнатой воспитательной работы, столовой, комнатой приема пищи, и другими помещениями комунально-бытового назначения. Указанное обстоятельство существенно нарушает права осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения ФКУ ИК № 29. В ходе проверки проводимой прокуратурой в марте 2014 года установлено, что требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, администрацией ФКУ ИК № 29 исполняет не в полном объеме. Также установлено, что на территории участка колонии-поселения ФКУ ИК № 29 отсутствуют блоки помещений, помещения жилого, культурно-бытового, культового, служебного назначения и сооружения, таких как общежития для лиц, находящихся в отпуске, карантин, локальный участок усиленного наблюдения с ШИЗО и ИВС, столовая, кафе, магазин, медицинская часть (врачебный пункт) общеобразовательная школа, классы для профессионально-технического обучения, клуб, культовое здание или помещение для отправления религиозных обрядов, банно-санпропусник с оборудование для дезинфекции вещевого имущества, прачечная, кладовая обменного фонда постельных принадлежностей, блок помещений для проведения свиданий. Отсутствие соответствующих объектов коммунально-бытового назначения негативно сказывается на условиях отбывания уголовного наказания осужденными, а также нарушаются права прибывающим на свидания родственникам осужденных. Кроме того, проведенной проверкой в октябре 2015 года установлено, что администрацией ФКУ ИК № 29 выявленные нарушения материально-бытового обеспечения не устранены.
С учетом уточненных требований просят признать незаконным бездействие администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 29 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю» по материально-бытовому обеспечению прав осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 29» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю. Обязать ФКУ «Исправительная колония №29 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю» и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения, обеспечить на территории участка колонии-поселения ФКУ ИК № 29 наличие локального участка усиленного наблюдения с ШИЗО и блок помещений для проведения длительных свиданий.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФКУ ИК-29 ГУФСИН по Пермскому краю указывая, что в решении суда отсутствуют основания исключения из числа ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю. Кроме того, по существу считают себя ненадлежащими ответчиками, ссылаясь на то, что у учреждения возникла обязанность по материальному обеспечению осужденных, отбывающих наказание только по адресу ****. Не учтено, что участок колонии –поселения ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю располагается в здании ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки проводимой прокуратурой в 2014 году и 2015 году установлено, что требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, администрацией ФКУ ИК 29 исполняются не в полном объеме, что подтверждается справкой по результатам комплексной проверки соблюдения обеспечения режима и дисциплинарной практики в ФКУ ИК-29 от 21.10.2015 года.
17.04.2014 года в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю было направлено представление об устранении нарушений уголовно исполнительного законодательства РФ.
Удовлетворяя требования в части и возлагая на ФКУ « Исправительная колония № 29 » ГУФСИН по Пермскому краю обязанность обеспечить участок колонии-поселения помещениями для проведения длительных свиданий с осужденными, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений ст. 99 УИК РФ осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными –правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения. С учетом наличия у осужденных права на длительные свидания с родственниками, отсутствие помещений для этого, приводит к нарушению их прав. Поскольку изолированный участок колонии – поселения создан при ФКУ ИК-29, обязанность по обеспечению таким помещением судом возложена на данное исправительное учреждение.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает и полагает, что обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ИК-29.
Отсутствие помещения для проведения длительных свиданий не позволяет осужденным реализовать свое право, предусмотренное статьей 89 УИК РФ, а также их родственников, которые в силу отсутствия необходимых помещений не могут прибыть на свидание с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы.
Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее -УИК РФ), задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно ч. 2 ст. 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Статья 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закрепляет обязанность исправительных учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений исполняющих наказания в соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 02.04.2014) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Частью 3 статьи 82, статьями 89, 123 УИК РФ определено право осужденных на предоставление краткосрочных свиданий продолжительностью 4 часа и длительных свиданий продолжительностью 3 суток на территории исправительного учреждения, регламентированы количество и периодичность предоставления свиданий осужденным, отбывающим наказание в обычных, облегченных и строгих условиях в исправительных колониях строгого режима.
В соответствии со статьей 89 УИК РФ и пунктом 74 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 г. № 205, осужденному разрешается длительное или краткосрочное свидание одновременно не более чем с двумя взрослыми лицами, вместе с которыми могут быть несовершеннолетние братья, сестры, дети, внуки осужденного.
Согласно статье 99 УИК РФ осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.
Уставом ФКУ ИК-29 предусмотрено, что предметом и целями деятельности исправительного учреждения являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, правопорядка и законности в учреждении, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Установлено и сторонами не оспаривалось, что на участке колонии поселения ФКУ ИК№ 29 отсутствуют помещения для длительных свиданий.
Согласно приказу Министерства юстиции РФ от 10.05.2011 № 149 изолированный участок колонии-поселения создан с дислокацией в п.Гамово Пермского края при ФКУ -29.
На основании приведенных доказательств и норм права, судом сделан правильный вывод о том, что отсутствие помещений для проведения длительных свиданий не позволяет осужденным реализовать свои права, а также нарушает права их родственников, которые по причине отсутствия помещений не могут прибыть на свидание с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы.
Судебная коллегия соглашается с тем, что длительное не исполнение начальником ФКУ ИК-29 возложенных на него законом обязанностей, а также не выполнение законного предписания прокурора является бездействием, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, гарантированные ст. 89 УИК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении не приведено обоснования по которым суд исключил из ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю следует признать несостоятельными. Суд на основе установленных по делу обстоятельства и анализа положений закона пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является именно ФКУ ИК -29, которое в силу закона обязано обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы, в связи с чем отказал в остальной части иска, в том числе и по требованиям к другому ответчику.
Иных доводов, влияющих на правильность решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований не оспаривается.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :