Решение по делу № 2-348/2020 от 13.04.2020

Дело № 2-348/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     21 мая 2020 года                                                                      г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                                        Терновой Ю.В.

при секретаре                                                                     Батоболотовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГАИ, ГСБ к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 2000 года они проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, являются его собственниками, имеют регистрацию по месту жительства по данному адресу, иного жилья в собственности не имеют. 08 июля 2018 года на территории г.Шилка муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего дом оказался в зоне затопления. В результате возникшей ЧС дом был поврежден и является непригодным для дальнейшей эксплуатации, подлежит сносу. Согласно заключению №84 от 18.12.2019 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания. Согласно акту №84 от 18.12.2019 года данный жилой дом находился в зоне затопления. При визуальном осмотре наблюдается просадка здания в целом, деформирование стен дома, фундамент не просматривается. При обращении в администрацию ГП «Шилкинское» о включении их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, им было отказано и разъяснено, что для включения их в данный список необходимо провести независимую судебную экспертизу жилого дома на предмет пригодности или непригодности для проживания данного жилого помещения и причинах повлекших разрушение жилого помещения. Истцами за свой счет было проведено экспертное исследование жилого дома 17.02.2020 года, согласно которому состояние жилого дома ухудшилось после наводнения, произошедшего в июле 2018 года, оценивается как аварийное. После предоставления экспертного исследования Администрацией ГП «Шилкинское» проведено повторное обследование жилого дома, по результатам которого вынесено заключение №08 от 25.03.2020 года, согласно которому жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и признается непригодным для проживания в связи с физическим износом. При повторном обращении с заявлением о включении истцов в списки граждан, Администрацией ГП «Шилкинское» им было отказано, так как решением комиссии №08 от 25.03.2020 года жилой дом признан непригодным для проживания в связи с его физическим износом. С данным решением представителей администрации они не согласны, так как не принято в расчет представленное истцами экспертное исследование от 17.02.2020 года. Жилой дом пришел в непригодность после произошедшей чрезвычайной ситуации. Последствия разрушения дома напрямую связаны с его затоплением в результате ЧС в июле 2018 года. До этого момента их жилой дом был пригоден для проживания и они фактически в нем проживали.

С учетом уточненных исковых требований от 15.05.2020 года просит отменить решение администрации ГП «Шилкинское» №868 от 01.04.2020 года об отказе во включении истцом в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на получение государственного жилищного сертификата, вынесенного на основании заключения комиссии №08 от 25.03.2020 года. Признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> непригодным для проживания (аварийным), поврежденным вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края. Признать истцов пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации, признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации. Обязать Администрацию ГП «Шилкинское» включить истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения.

В судебном заседании истец ГСБ исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> они с супругом ГАИ на момент ЧС проживали постоянно, ухаживали за домом, он был пригоден для проживания. Во время наводнения, произошедшего в июле 2018 года, вода заполнила подполье дома и достигла крышки. После того, как вода ушла, истцы просушили подполье, самостоятельно произвели необходимый ремонт. На тот момент они не заметили разрушения фундамента дома, поэтому в межведомственную комиссию с заявлением о проведении обследования дома не обращались. Спустя год техническое состояние дома ухудшилось, фундамент практически сгнил, нижние венцы дома покрылись грибком, повысилась слышимость в доме вследствие отсутствия фундамента. Поскольку деятельность межведомственной комиссии, созданной в рамках ЧС, окончила свою работу, представители администрации порекомендовали истцам провести экспертизу на предмет определения технического состояния дома. Однако, получив экспертное заключение, Администрация отказал им во включении их в списки граждан.

Истец ГАИ, представитель истцов Михайлов С.Н., действующий на основании устного заявления, исковые требования поддержал по аналогичным доводам.

Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом, представила письменный отзыв, согласно которому принятие решения оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика Администрации МР «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил дело рассмотреть в их отсутствие, принятие решения оставил на усмотрение суда.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменным отзыв, согласно которому просит признать Министерство ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России, Правительства РФ в судебное заседание не явился, представил письменное заявление и отзыв, где просил рассмотреть дело в его отсутствие, привел нормы закона, подлежащие применению к спорным правоотношениям. Просил в иске отказать, поскольку решением комиссии №08 от 25.03.2020 года жилой дом признан непригодным для проживания в связи с физическим износом.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).

В пункте 1 Постановления №561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 2 Постановления №561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:

постоянное проживание в утраченном жилом помещении;

регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

В соответствии с пп.3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:

- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:

- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.

Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

Судом установлено, что 08 июля 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края произошло подтопление.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находился в зоне подтопления 08 июля 2018 года, что подтверждается Постановлением Администрации МР «Шилкинский район» №299 от 11.09.2018 года.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ГСБ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.03.2020 года.

Истцы зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу ч 14.04.2000 года.

Из заключения межведомственной комиссии №84 от 18.12.2019 года, сделанного на основании акта обследования №84 от 18.12.2019 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Из указанного акта следует, что при обследовании дома наблюдается просадка здания в целом, стены дома деформированы, фундамент не просматривается. При визуальном осмотре выявлено, что жилой дом находился в зоне затопления, произошедшего в июле 2018 года.

Согласно экспертному исследованию №6/2 от 17.02.2020 года ООО «Забайкальский центр судебной экспертизы» на разрешение экспертов был поставлен вопрос: каково техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В исследовательской части заключения указано, что при обследовании жилого дома проведена оценка физического износа конструктивных элементов. Под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Физический износ конструкций дома оценивался экспертами путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального обследования, с их значениями, приведенными в таблицах ВСН 53-86 (р) Правила оценки физического износа жилых зданий.

Экспертами определен физический износ жилого дома как 54,1 %.

Указано, что вызванное неблагоприятными погодными условиями наводнение, а также физический износ конструкций дома значительно ухудшили эксплуатационные характеристики дома, что привело к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания.

Вывод исследования: техническое состояние жилого дома ухудшилось после наводнения, произошедшего с июле 2018 года и характеризуется повреждениями и деформациями несущих конструкций, свидетельствующими об исчерпании или несущей способности и опасности обрушения. Состояние дома оценивается как аварийное.

Из заключения межведомственной комиссии №08 от 25.03.2020 года, сделанного на основании акта обследования от 25.03.2020 года, экспертного исследования №6/2 от 17.02.2020 года, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и признается непригодным для проживания в связи с физическим износом.

Согласно ответу Администрации ГП «Шилкинское» №868 от 01.04.2020 года в адрес Гусаровой С.Б., решением межведомственной комиссии №08 от 25.03.2020 года жилое помещение признано непригодным для проживания в связи с физическим износом. В связи с тем, что оснований по признанию вышеуказанного помещения аварийным в связи с паводком, произошедшим 08.07.2018 года межведомственной комиссией не установлено, истцы не включены в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, на получение государственных жилищных сертификатов.

Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из вышеприведенных норм законодательства следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у гражданина и членов его семьи, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и постоянно проживали.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение).

Пунктом 7 Положения определено, что уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.1 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года следует, что вопросы признания жилых помещений непригодными относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления или органом исполнительной власти.

В Обзоре указано, что решение межведомственной комиссии по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным, а также действий (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в установленном законодательством порядке.

Как установлено судом, согласно заключению межведомственной комиссии от 25.03.2020 года жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признается непригодным для проживания в связи с физическим износом.

Следовательно, межведомственной комиссией не установлено, что чрезвычайная ситуация явилась следствием повреждения жилого помещения, принадлежащего истцам.

Истцы в качестве доказательств утраты жилого помещения в результате паводка ссылаются на экспертное исследование №6/2 от 17.02.2020 года, согласно которому техническое состояние жилого дома ухудшилось после наводнения, произошедшего в июле 2018 года, и характеризуется повреждениями и деформациями несущих конструкций, свидетельствующими об исчерпании ими несущей способности и опасности обрушения. Состояние дома оценивается как аварийное.

Из указанного экспертного заключения следует, что при определении степени повреждения пострадавшего объекта эксперты не установили процент его разрушения, рассчитав лишь физический износ дома. При этом руководствовались Ведомственными строительными нормами. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86(р)", утв. Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446. Вместе с тем, как указано во вводном части Правил, они не распространяются на оценку физического износа зданий, пострадавших в результате стихийных бедствий.

В указанном заключении №6/2 от 17.02.2020 года не содержится выводов относительно того, в какой степени паводок повлиял на ухудшение состояния жилого дома.

Разрушительное действие паводка начало сказываться спустя год после него. При этом, доказательств тому, что разрушение фундамента и несущих стен не явилось результатом несвоевременной просушки конструкций дома, отсутствием необходимых ремонтных работ по устранению последствий паводка, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований полагать о том, что жилой дом был утрачен в результате чрезвычайной ситуации, у суда не имеется. Иных доказательств того, что жилое помещение истцов пришло в непригодное для проживания состояние вследствие чрезвычайной ситуации в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, исковые требования о признании истцов пострадавшими в результате ЧС, признании за ними права на получение государственного жилищного сертификата, обязании включить их в соответствующие списки удовлетворению не подлежат.

Требование об отмене решения Администрации ГП «Шилкинское» от 01.04.2020 года №868 удовлетворению не подлежит, поскольку сделано на основании заключения межведомственной комиссии, которое не оспорено и является действующим.

Признание жилого помещения непригодным для проживания не находится в компетенции суда, а является прерогативой межведомственной комиссии при Администрации ГП «Шилкинское», созданной для этих целей, в связи с чем, в удовлетворении данного требования также надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л:

Исковые требования ГАИ, ГСБ к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий                                                     Терновая Ю.В.

Решение изготовлено 26 мая 2020 года.

Копия верна. Судья                                                            Терновая Ю.В.

13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
14.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее