Решение по делу № 2-64/2015 (2-788/2014;) от 10.12.2014

Дело № 2-64/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2015 года                                                                                                                         пос. Лежнево

Лежневский районный суд Ивановской области в составе судьи Кузнецова А.Н., при секретаре Германовой А.В., с участием заместителя прокурора Лежневского района Ивановской области Лямина В.В., представителя ответчика ООО «Комсервис» Грязновой Ю.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Лежнево гражданское дело по заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах ФИО2 к ООО «Комсервис» о признании незаконными действий по выставлению ФИО2 счета на оплату отопления за декабрь 2013 года и дополнительного платежа за период с 27 апреля 2013 года по 31 декабря 2013 года и возложении обязанности произвести расчет оплаты за отопление ФИО2 за декабрь 2013 года исходя из установленного норматива потребления и исключению из задолженности по оплате за отопление суммы дополнительного платежа за период с 27 апреля 2013 года по 31 декабря 2013 года,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лежневского района Ивановской области обратился в суд с заявлением в интересах ФИО2 к ООО «Комсервис» о признании незаконными действий по выставлению ФИО2 счета на оплату отопления за декабрь 2013 года и дополнительного платежа за период с 27 апреля 2013 года по 31 декабря 2013 года и возложении обязанности произвести расчет оплаты за отопление ФИО2 за декабрь 2013 года исходя из установленного норматива потребления и исключению из задолженности по оплате за отопление суммы дополнительного платежа за период с 27 апреля 2013 года по 31 декабря 2013 года.

В заявлении указано, что ООО «Комсервис» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу <адрес>.

В январе - апреле 2013 года ООО «Комсервис» выставляло истцу счета по оплате принятой и потребленной тепловой энергии исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, которые оплачивались потребителем согласно выставляемых квитанций.

Приказом генерального директора ООО «Комсервис» от 27 апреля 2013 года принято решение о выставлении счетов потребителю исходя из показаний общедомового прибора учета. В связи с чем с 27 апреля 2013 по ноябрь 2013 года включительно потребителю выставлялись счета по оплате за потребленную тепловую энергию исходя из показаний общедомового прибора учета, которые истцом надлежащим образом оплачивались согласно квитанций.

В ноябре 2013 года общедомовой прибор учета демонтирован и направлен на ремонт ввиду выявленной неисправности, оплата за декабрь 2013 года была рассчитана ООО «Комсервис» из норматива потребления тепловой энергии, при расчете был применен тариф не соответствующий закону.

В соответствии с приказом генерального директора ООО «Комсервис» от 24 января 2014 г. истцу произведено доначисление платы за отопление за 4 дня апреля, май - декабрь 2013 года исходя из норматива потребления тепловой энергии.

Действия управляющей компании ООО «Комсервис» по доначислению платы за потребленный тепловой ресурс за 4 дня апреля, май - ноябрь 2013 года исходя из норматива потребления, а также применение противоречащего требованиям закона расчета за декабрь 2013 года -являются незаконными.

В обосновании своей позиции прокурор ссылается на положения части 1 статьи 153 и части 2 статьи 154, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" определен механизм расчета размера платы за коммунальные услуги при наличии приборов учета и при отсутствии таковых.

ООО «Комсервис» при расчете платы за теплоснабжение истцу должно было в 2013 году применять порядок расчета, установленный для многоквартирных домов, не оборудованных общедомовым прибором учета, то есть исходя из норматива.

Вместе с тем, осуществив платежи по расчету, который производила управляющая компания ООО «Комсервис» по показаниям прибора учета, истец исполнил в полном объеме свои обязательства перед управляющей компанией.

Выставление гражданам любых дополнительных платежей не предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем незаконно.

Учитывая, что вопросы порядка начисления платы за коммунальные услуги были известны ООО «Комсервис», однако ответчик по собственной инициативе в 2013 году применил неверный порядок начисления платы потребителю, следовательно ООО «Комсервис» не может возложить на истца ответственность за неправильное применение организацией норм права и должно самостоятельно нести риск осуществления предпринимательской деятельности.

Действия управляющей компании ООО «Комсервис» по расчету стоимости потребленной тепловой энергии за декабрь 2013 года на основании самостоятельно разработанного и примененного тарифа, а также по дополнительному начислению истцу оплаты за потребленный тепловой ресурс в период с 27.04.2013 г. по 31.12.2013 г. включительно в сумме <данные изъяты> противоречат требованиям гражданского и жилищного законодательства.

         Просит признать незаконными действия ООО «Комсервис» по выставлению ФИО2 счетов на оплату отопления за декабрь 2013 года в сумме <данные изъяты> и обязать произвести перерасчет стоимости отопления исходя из установленного законом норматива потребления коммунальной услуги по теплоснабжению; признать незаконными действия ООО «Комсервис» по выставлению ФИО2 в январе 2014 года дополнительного счета за отопление в сумме <данные изъяты> за период с 27.04.2013 года по 31.12.2013 года включительно, и обязать ООО «Комсервис» исключить указанную сумму из платежных извещений, выставляемую в качестве задолженности по оплате за отопление.

В судебном заседании заместитель прокурора Лямин В.В. дополнительно пояснил, что цена иска указана с учетом платежа за январь 2014 года, который не входит в дополнительный платеж. В связи с чем он просит снизить доначисленную сумму до <данные изъяты>. Данная позиция согласована с истцом.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия. Его интересы представляет заместитель прокурора Лямин В.В.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца.

Представитель ответчика Грязнова Ю.С. требования прокурора не признала в полном объеме. Просила в удовлетворении заявления отказать по доводам, изложенным в отзыве.

В отзыве указано, что начисление платы за коммунальную услугу отопление жителям МКД <адрес> необходимо производить согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Согласно п/п. «а» п. 19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых) общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется с учетом установленного норматива потребления тепловой энергии на отопление.

В соответствии с п/п. «б» п.21 Правил № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения №2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление.

При вводе ОДПУ в первый год после установки, счета выставляются по формуле 1, так как отсутствуют сведения об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, то есть исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии установлен в феврале 2013 г. и сведения об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год отсутствовали, поэтому начисление платы за отопление жителям МКД <адрес> необходимо было производить исходя из нормативов потребления тепловой энергии.

         С января по май 2013 года начисление платы за коммунальную услугу отопление жителям МКД <адрес>, производились по нормативу потребления равными долями.

С мая по сентябрь 2013г. ООО «Комсервис» ошибочно не производило начисление платы за коммунальную услугу отопление жителям МКД <адрес>.

Что касается начисления платы жителям МКД <адрес> за октябрь, ноябрь и декабрь 2013г. по показаниям, то согласно служебной записки начальника отдела сбыта, им в РКЦ ООО «Комсервис» были поданы сведения для начислений за указанные месяцы, исходя из норматива потребления, но данный объем тепловой энергии был представлен в таблице как объем по приборам учета и поэтому, в квитанциях на оплату коммунальных услуг, объем тепловой энергии, рассчитанный по нормативу отразился как показания приборов учета. В январе 2014 года при доначислении платы за коммунальную услугу отопление истцу был сделан перерасчет платы за декабрь 2013 г. исходя из установленного Постановлением Главы администрации Шилыковского сельского поселения от 23.07.2010 г. в размере <данные изъяты>.

15 ноября 2013 г. данный прибор учета был снят с многоквартирного дома. В результате диагностики было установлено, что прибор учета тепловой энергии действительно не исправен.

На основании изложенного считают, что произведение перерасчета платы стоимости тепловой энергии, исходя из нормативов потребления, является законным.

        

В дополнение к отзыву Грязнова Ю.С. пояснила, что переход к расчету платы за тепловую энергию по дому был осуществлен в соответствии с приказом директора предприятия, изданного в апреле 2013 года. Приказ о переходе на норматив потребления не издавался, в том числе после снятия счетчика. С 27 апреля 2014 года бухгалтер рассчитывала плату за отопление по дому исходя из показаний счетчика, с мая по сентябрь 2013 года выставлялись нулевые счета за отопление, так как отопление не производилось. В январе 2014 года по приказу директора предприятия жильцам дома произведен перерасчет платы за потребленную тепловую энергию исходя из норматива потребления в форме доначисления платы. Доначисленная сумма была включена в январскую платежку. Расчет платы за отопление в декабре 2013 года осуществлен по нормативу, при этом в формулу расчета по нормативу было внесено изменение, установленный норматив разделен не на 12 месяцев, а на 7, то есть число месяцев, в которые производилась подача тепловой энергии. Поэтому сумма платежа за декабрь 2013 года увеличилась. Законодательством не предусмотрено право предприятия самостоятельно вносить изменения в формулу расчета. Однако предприятие посчитало такой способ расчета оплаты справедливым. Истец на протяжении 2013 года счета за отопление оплачивал исправно, за исключением декабря 2013 года, когда сумма платежа была увеличена. Оплата за декабрь 2013 года им была произведена лишь в феврале 2014 года. Доначисление по перерасчету за 2013 года им не оплачено.

Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает необходимым заявление прокурора, действующего в интересах ФИО2, удовлетворить.

Из приказа директора ООО «Комсервис» от 22 мая 2013 года, следует, что на основании акта приемки в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме <адрес>, бухгалтеру приказано производить начисления за отопление по показаниям общедомовых приборов учета в <адрес> с 27 апреля 2013 года.

Из приказа директора ООО «Комсервис» от 24 января 2014 года, следует, что бухгалтеру приказано с 01 января 2013 года начисление платы за отопление жителям МКД <адрес>, производить по нормативу потребления; в январе 2014 года произвести доначисление платы за отопление МКД <адрес> за май, июнь, июль, август, сентябрь 2013 года исходя из норматива потребления тепловой энергии; в январе 2014 года произвести перерасчет платы за отопление МКД <адрес> за октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года исходя из норматива потребления тепловой энергии.

Из справки о расчетах по лицевому счету за отопление по адресу: <адрес> истцу с января по октябрь 2013 года расчет произведен по нормативу, с октября по декабрь 2013 года по счетчику. За декабрь 2013 года начислено <данные изъяты>.

Согласно перерасчету платы за коммунальную услугу теплоснабжение истцу за 2013 год произведено начисление за апрель - декабрь 2013 года. Итоговая сумма к оплате за тепловую энергию начисленная по нормативу потребления с учетом перерасчетов за период с апреля (4 дня) 2013 года по декабрь 2013 года составляла <данные изъяты>.

Из представленных квитанций за 2013 год видно, что истцом обязательства по оплате коммунальных услуг, в том числе за отопление, исполнялись.

В соответствии с частью 1 статьи 153 и частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" определен механизм расчета размера платы за коммунальные услуги при наличии приборов учета и при отсутствии таковых. Данным Постановлением утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно п/п «а» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

П/п. «б» пункта 21 Правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом предусмотрены два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Какой-либо иной порядок корректировки платы за потребленную тепловую энергию на отопление законом не определен.

Постановлением РТС Ивановской области № 510-т/3 от 22 ноября 2012 года с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года утвержден тариф на тепловую энергию за 1 Гкал - 1 576 рублей 84 копейки, с 01 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 1 750 рублей 29 копеек.

Согласно п. 5 ст. 426 ГК РФ, условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, ничтожны.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в феврале 2013 года был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии подаваемой к дому <адрес>. Истец проживает в <адрес>. С января 2013 года по 26 апреля 2013 года расчет оплаты за отопление истцу производился исходя из установленного норматива потребления тепловой энергии. С 27 апреля 2013 года по 30 ноября 2013 года в соответствии с приказом генерального директора ООО «Комсервис» расчет платы за отопление по дому производился согласно фактическим показаниям прибора учета. Однако прибор учета был демонтирован 15 ноября 2013 года.

Расчет платы за отопление истцу за декабрь 2013 года произведен по нормативу потребления, однако, при расчете оплаты ООО «Комсервис» внесло изменение в формулу расчета, разделив нормативный годовой объем тепловой энергии не на 12 месяцев, как это предусмотрено установленной Правилами формулой, а на 7 месяцев, то есть количество месяцев, в которые подавалась тепловая энергия в течение календарного года. Что привело к увеличению платы за отопление по <данные изъяты> до <данные изъяты>.

24 января 2014 года генеральным директором ООО «Комсервис» издан приказ, в соответствии с которым истцу произведено доначисление платы за отопление за 4 дня апреля, май-сентябрь 2013 года, произведен перерасчет платы за отопление за октябрь, ноябрь и декабрь 2013 года исходя из норматива потребления тепловой энергии. В квитанцию за оплату коммунальных услуг в январе 2014 года истцу дополнительно включена сумма <данные изъяты>.

Суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Установлено, что при расчете и начислении платы за теплоснабжение для истца ответчик должен был в 2013 году применять порядок расчета, установленный для многоквартирных домов, не оборудованных общедомовым прибором учета, то есть исходя из норматива.

Вместе с тем, осуществив платежи по расчету, который производило ООО «Комсервис» по показаниям прибора учета, истец исполнил в полном объеме свои обязательства, предусмотренные законом по оплате выставленных счетов за отопление.

Учитывая, что вопросы порядка начисления платы за коммунальные услуги были известны ООО «Комсервис», однако ООО «Комсервис» по собственной инициативе применило неверный порядок начисления платы потребителю, суд пришел к выводу о том, что ООО «Комсервис» не может возложить на жителей ответственность за неправильное применение организацией норм права и должно самостоятельно нести риск осуществления предпринимательской деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" определен механизм расчета размера платы за коммунальные услуги при наличии приборов учета и при отсутствии таковых. При этом предусмотрены два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Какой-либо иной порядок корректировки платы за потребленную тепловую энергию на отопление законом не определен. Какие - либо перерасчеты и доначисления не предусмотрены.

Требование прокурора о признании незаконными действий ООО «Комсервис» по выставлению счета истцу на оплату отопления за декабрь 2013 года в размере 2 916 рублей 68 копеек также является законным. Ответчиком был верно выбран вариант расчета платы за отопление за декабрь 2013 года по нормативу, однако ответчик не вправе был вносить изменения в формулу расчета, определенную Правилами. Факт самостоятельного внесения изменения в формулу расчета платы за отопление ответчик признает, что подтверждается расчетом, представленным суду, исходя из которого истцу надлежало выставить счет по оплате отопления за декабрь 2013 года в соответствии с п/п «а» п.19 Правил, то есть исходя из установленного норматива потребления.

С доводами ответчика о том, что общедомовой прибор учета был неисправен в течение 2013 года, не использовался, следовательно начисление платы за отопление должно было осуществляться в течение всего 2013 года не по счетчику, а по нормативу, а также что ответчик является посредником между потребителем и энергоснабжающей организацией согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" определен механизм расчета размера платы за коммунальные услуги при наличии приборов учета и при отсутствии таковых. При этом предусмотрены два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Какой-либо иной порядок корректировки платы за потребленную тепловую энергию на отопление законом не определен, в том числе в виде доначисления и перерасчета, не предусмотрен.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При подаче искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина при подаче заявления в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, исходя из цены иска, составляет <данные изъяты>.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Сумма государственной пошлины в размере 400 рублей подлежит взысканию с ответчика.

                                  

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах ФИО2, удовлетворить.

             Признать незаконными действия ООО «Комсервис» по выставлению ФИО2 счета на оплату отопления за декабрь 2013 года в сумме <данные изъяты> и обязать произвести расчет стоимости отопления за декабрь 2013 года в соответствии с п/п. «а» п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, то есть исходя из установленного норматива потребления коммунальной услуги по теплоснабжению.

            Признать незаконными действия ООО «Комсервис» по доначислению ФИО2 в январе 2014 года за услугу отопление на сумму <данные изъяты> за период с 27 апреля 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно и обязать ООО «Комсервис» исключить указанную сумму из платежных извещений, выставляемую в качестве задолженности по оплате за отопление.

Взыскать с ООО «Комсервис» государственную пошлину в доход Лежневского муниципального района Ивановской области в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Лежневский районный суд Ивановской области в течение месяца.

Судья                                                                          А.Н. Кузнецов

                                Решение в окончательной форме изготовлено 02 февраля 2015 года.

2-64/2015 (2-788/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Башев Е.В.
Прокурор Лежневского района
Ответчики
ООО "КомСервис"
Суд
Лежневский районный суд Ивановской области
Дело на странице суда
lezhnevsky.iwn.sudrf.ru
10.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2014Передача материалов судье
11.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2014Подготовка дела (собеседование)
26.12.2014Подготовка дела (собеседование)
26.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2015Судебное заседание
27.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2015Дело оформлено
27.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее