Решение по делу № 12-24/2021 от 24.06.2021

№ 12-24/ 2021

Р Е Ш Е Н И Е

с. Черный Яр Астраханской области 10 августа 2021г.

Черноярский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Рясковой Н.А.,

при секретаре Михиной Д.В.

с участием представителей юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении – Кашкарова А.Г. и Кравцова А.М,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республики Калмыкия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республики Калмыкия от 2 июня 2021 г. МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.

МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» обратилось в суд с жалобой на данное постановление, указав на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо не указало, какие именно требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель допущены; не учтено, что МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» не осуществляло хозяйственную деятельность на земельном участке, поскольку он передан в аренду третьим лицам; допущены нарушения при осмотре территории земельного участка, в действиях МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании <данные изъяты> МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» Кашкаров А.Г. и представитель по доверенности Кравцов А.М. доводы жалобы поддержали по тем же основаниям. Кроме того, добавили, что основной деятельностью МУП « Старицкое коммунальное хозяйство» является подача воды населению с.Старица Черноярского района Астраханской области, прибыль от деятельности незначительная, предприятие денежных средств на счетах не имеет.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие Управления.

Суд в соответствии с положениями ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считает возможным рассмотреть дело по жалобе на постановление об административном правонарушении в отсутствие представителя органа, наложившего взыскание, надлежащим образом извещенного о дне слушания дела.

Кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Черноярского районного суда Астраханской области: chernoyarsky.ast@sudrf.ru.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. Должно обеспечиваться рациональное использование земель, в том числе, для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

На основании статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании проведенной 9 апреля 2021 г. государственным иснпектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , находящегося в аренде МУП «Старицкое коммунальное хозяйство», выявлено, что предприятием допущено захламление названного земельного участка твердыми бытовыми отходами в виде труб капельного орошения и полиэтиленовой пленки.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» административного правонарушения и его виновность подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН и иными и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Кроме того, в судебном заседании <данные изъяты> МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» Кашкаров А.Г. подтвердил, что присутствовал при осмотре территории данного земельного участка, когда было зафиксировано наличие на нем мусора, действительно данный участок находился в аренде у МУП « Старицкое коммунальное хозяйство» и было передано в аренду ФИО1 и ФИО2.

Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании по ходатайству заявителя был допрошен в качестве свидетеля ФИО5, который показал, что в 2020 году принимал в аренду от МУУП «Старицкое коммунальное хозяйство» земельный участок для выращивания сельхозпродукции. После завершения сельскохозяйственных работ действительно оставалась на участке пленка, которую должны были убрать осенью, однако работам по уборке участка помешали дожди.

Однако, доводы жалобы о том, что МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» не является субъектом административного правонарушения, поскольку передало земельные участки в пользование другим лицам на основании договора субаренды, судом отклоняются, поскольку частью 2 ст. 43 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что отказ юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.

Договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность арендатора не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки, соблюдать нормативные нагрузки на пастбища, осуществлять мероприятия по уничтожению наркосодержащих и карантинных растений, а также стадных вредителей на арендуемом земельном участке и прилегающих территориях, а также выполнять работы по благоустройству и содержанию санитарного состояния арендуемой территории (п.4.4.5). Данный договор действует до ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает, что в случае передачи прав на земельный участок по договору субаренды арендатор, в данном случае МУП «Старицкое коммунальное хозяйство», не освобождается от содержания участка с применением способов, которые не должны наносить ему ущерб, как природному объекту, что предприятием выполнено не было. Из обстоятельств дела не следует, что МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» было лишено возможности доступа на участок с целью осмотра на предмет соблюдения условий его использования субарендатором по целевому назначению и в соответствии с видом разрешенного использования, а также проверки характера и способов его использования.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» имело возможность надлежащим образом исполнить нормы действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.

Иные доводы жалобы не влияют на правильность вынесенного должностным лицом постановления и поэтому не могут служить основанием для его отмены.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Процессуальных нарушений не допущено.

Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, обжалуемое постановление подлежит изменению в части размера назначенного наказания по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно уставу МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» как муниципальное предприятие действует за счет доходов, полученных от оказания услуг, бюджетных ассигнований и других источников финансирования, распоряжается имуществом, принадлежащем на праве хозяйственного ведения. Предприятие оказывает населению услуги жилищно-коммунального назначения.

Из представленных МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» доказательств следует, что предприятие является убыточным, при этом основным видом деятельности является подача населению и предприятиям воды.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение МУП «Старицкое коммунальное хозяйство», суд считает, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 400000 рублей не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав муниципального предприятия, нарушить нормальное функционирование предприятия, оказывающего жизненно-важные услуги населению жилищно-коммунального значения, в частности, по водоснабжению, что с учетом конкретных обстоятельств дела, положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет снизить размер назначенного административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но до размера не менее половины минимального размера.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, вынесенное в отношении МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа с 400 000 рублей до 200 000 рублей.

В остальной части обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р е ш и л:

    Жалобу МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» удовлетворить частично.

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить.

Размер административного штрафа, назначенного МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» на основании ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить до 200 000 рублей.

В остальной части постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности МУП «Старицкое коммунальное хозяйство» по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Н.А. Ряскова

12-24/2021

Категория:
Административные
Ответчики
МУП "Старицкое коммунальное хозяйство"
Суд
Черноярский районный суд Астраханской области
Судья
Ряскова Н.А.
Статьи

8.7

Дело на сайте суда
chernoyarsky.ast.sudrf.ru
24.06.2021Материалы переданы в производство судье
25.06.2021Истребованы материалы
15.07.2021Поступили истребованные материалы
27.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
10.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее