РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 декабря 2020 года пгт. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Будаевой В.М., при секретаре Вандановой Т.С., с участием истца Фомовой М.И., представителя ответчика – администрации МО «Муйский район» Федоровой Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-364/2020 по исковому заявлению Фомовой Марии Ивановны к администрации муниципального образования «Муйский район», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Фомова М.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации МО «Муйский район», в котором просит обязать ответчика предоставить субсидию в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Исковые требования мотивированы тем, что она состоит в очереди для получения жилищной субсидии в категории «пенсионеры» с датой постановки 19 июля 2012г. Кроме того, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> состоит в реестре ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа, в котором условия проживания отсутствуют. В сформированной очереди по программе Федерального закона №125-ФЗ ее порядковый номер составил №. Ей стало известно о том, что стоящие по нумерации рядом, получили субсидию. При обращении в администрацию района она узнала, что ее номер оказался 685. После обращения с жалобами ей присвоен №, позже стал №. Администрация района объясняет изменение нумерации тем, что субсидии выдаются согласно очереди и категории. После того, как она подала документы как участник строительства БАМа, ей сертификат на получение жилищной субсидии не выдали. Просит обязать администрацию МО «Муйский район» выдать жилищную субсидию на приобретение жилья.
В ходе рассмотрения гражданского дела в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В судебном заседании истец Фомова М.И. исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные иску, просила исковые требования удовлетворить, учесть, что жилое помещение по адресу: <адрес> является ветхим и аварийным, условия для проживания отрицательные. Данное жилое помещение она подарила своей дочери. В настоящее время она проживает в <адрес>, где проходит лечение.
В судебном заседании представитель администрации МО «Муйский район» Федорова Я.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду показала, что Фомова М.И. в настоящее время состоит в общереспубликанской очередности предоставления жилищной субсидии, предоставляемой в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории «пенсионеры». С учетом номера заявления и дате его подачи истец значится в очередности под номером 1833. Жилищная субсидия будет предоставлена истцу в порядке очередности. Предоставить социальную выплату в настоящее время не представляется возможным, поскольку согласно условиям федерального закона, жилищная субсидия предоставляется в порядке очередности. Внеочередное предоставление субсидии законом не предусмотрено. Кроме того, предоставление жилищной субсидии вне очереди нарушит права других граждан, которые состоят в очередности до Фомовой М.И. Кроме того, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> состоит в очередности расселения в рамках реализации мероприятия «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РБ от 02.08.2013 г. № 424 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия». Как следует из материалов учетного дела, собственником вышеуказанного жилого помещения является дочь Фомовой М.И.- ФИО7. п.2.1 Порядка предоставления и методикой расчета субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия "Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РБ от 02.08.2013 г. № 424 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» определено, что право на получение социальной выплаты имеют собственники или наниматели жилых помещений. Фомова М.И. не является ни одним из них, следовательно, право на включение в Список №1 и внеочередное получение социальной выплаты истец не имеет. Кроме того, администрация муниципального образования «Муйский район» является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу. Принятие решения о предоставлении жилищной субсидии и выдача государственных жилищных сертификатов, подтверждающих получение жилищных субсидий относится к полномочиям Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. Законом Республики Бурятия от 27.11.2015 N 1517-V "О наделении органов местного самоуправления в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по постановке на учет и учету граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий" органы местного самоуправления наделены полномочиями только по постановке-снятию граждан, в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, формированию учетных дел граждан, приемка документов от граждан.
В судебное заседание представитель Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ Харакшинова И.В. не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в адрес суда отзыв, из которого следует, что на основании сводного списка граждан - участников Мероприятия, представленного администрацией муниципального образования «Муйский район», Фомова М.И. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и является самостоятельным участником Мероприятия. Очередь Фомовой М.И. в общереспубликанском списке среди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на ДД.ММ.ГГГГ №, категория «пенсионеры». Дата постановки на учёт 19.07.2012 г. Кроме того, до даты постановки на учет Фомовой М.И. (19.07.2012) на учете среди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера в категории «пенсионеры» состоит 221 семья. Распределение социальной выплаты на приобретение жилых помещений осуществляется по дате постановки на учёт для улучшения жилищных условий граждан, выезжающих и выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В течение 2006-2012г.г. сертификаты распределялись только гражданам - инвалидам 1 и 2 групп выезжающим, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Граждане выезжающие, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей категорий:«пенсионеры», «безработные», «работающие» в этот период социальной выплаты на улучшение жилищных условий не получали. На 2019 год было выделено Республике Бурятия федеральных средств в объеме 320127,9 тыс. руб. Оформлено и выдано 156 сертификатов, из них категории «пенсионеры» 25 сертификатов гражданам, вставшим на учет в 1995-1996 годах. На 2020 год выделено Республике Бурятия федеральных средств в размере 291 644,1 тыс. руб. Количество граждан, получающих жилищные сертификаты определяется из: объема средств, выделяемых из федерального бюджета; стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; количества членов семьи получателя, норматива стоимости одного квадратного метра жилой площади, утверждаемой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на каждое полугодие. Основополагающим фактором успешной реализации Закона может стать только значительное увеличение объема средств, выделяемых из федерального бюджета для данной категории граждан. Правительством Республики Бурятия ежегодно направляется ходатайство об увеличении бюджетных средств на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Механизм внеочередного предоставления жилищных сертификатов в рамках Мероприятия федеральным законодательством не предусмотрен. Таким образом, социальная выплата на улучшение жилищных условий будет выделена в порядке очередности, с учетом финансирования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В статье 1 указанного федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В статье 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
В первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу статьи 8 указанного федерального закона распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, ни Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ни Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной жилищной подпрограммы обеспечения жилищными субсидиями граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации, не предусматривают внеочередного порядка предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, а напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности.
Судом установлено, что истец Фомова М.И. состоит в очереди граждан в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «пенсионеры» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается учетным делом.
Очередь Фомовой М.И. в общереспубликанском списке среди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на ДД.ММ.ГГГГ №, категория «пенсионеры».
До даты постановки на учет Фомовой М.И. (19.07.2012) на учете среди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера в категории «пенсионеры» состоит 221 семья.
Распределение социальной выплаты на приобретение жилых помещений осуществляется по дате постановки на учёт для улучшения жилищных условий граждан, выезжающих и выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, законных оснований для предоставления Фомовой М.И. жилищного сертификата во внеочередном порядке, не имеется.
Доводы о том, что жилищный сертификат получают лица, состоящие в очереди после нее являются надуманными и не нашли своего подтверждения.
Доводы о том, что в настоящее время она проживает в ветхом и аварийном жилом помещении не являются основанием для удовлетворения исковых требований.
Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> состоит в очередности расселения в рамках реализации мероприятия «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РБ от 02.08.2013 г. № «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».
Собственником данного жилого помещения является дочь Фомовой М.И.- ФИО4, номер очереди №, которая имеет право на получение социальной выплаты в порядке очередности.
Таким образом, права и законные интересы Фомовой М.И. в данном случае не нарушены.
Социальная выплата на улучшение жилищных условий в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» будет выделена Фомовой М.И. в порядке очередности, с учетом финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фомовой Марии Ивановны к администрации муниципального образования «Муйский район», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении жилищной субсидии отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Будаева В.М.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 8 декабря 2020 года.
Судья Будаева В.М.