Решение по делу № 3а-310/2019 от 07.06.2019

Дело № 3а-310/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 19 сентября 2019 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Прониной Ю.П.,

с участием представителя административных истцов – Кузнецовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединённое административное дело по административным исковым заявлениям Мосина Константина Владимировича, Даминова Равшанжона Нематуллоевича, Шиловой Анны Анатольевны, Коротковой Татьяны Александровны, Матвеева Сергея Александровича, Бшари Калани Тенгизовны об установлении кадастровых стоимостей земельных участков в размере их рыночных стоимостей по состоянию на 15 ноября 2012 года,

УСТАНОВИЛ:

в Свердловский областной суд 07 июня 2019 года, 17 июня 2019 года и 26 июня 2019 года поступили административные исковые заявления перечисленных административных истцов, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административные истцы полагают нарушенными свои права и законные интересы; ссылаются на приложенные отчёты об оценке земельных участков и утверждают, что кадастровые стоимости их земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, в связи с чем, просят установить кадастровые стоимости равными рыночным.

Все земельные участки, в отношении которых заявлены требования, расположены на территории ...

Определениями суда дела по административным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Административные ответчики – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, а также заинтересованные лица – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возражениях против установления кадастровых стоимостей земельных участков равными рыночным не сообщили.

В судебное заседание административные ответчики и заинтересованные лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся сторон и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело с участием представителя административных истцов.

Заслушав представителя административных истцов, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 утверждены по состоянию на 15 ноября 2012 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Названным приказом утверждены в следующих размерах кадастровые стоимости рассматриваемых земельных участков с кадастровыми номерами:

– 1717891 руб. 39 коп.;

– 1716776 руб. 60 коп.;

– 1763425 руб. 05 коп.;

– 1409954 руб. 55 коп.;

– 1199164 руб. 20 коп.;

– 1550033 руб. 60 коп.;

– 1980981 руб. 83 коп.

Перечисленные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации и предоставлены административным истцам в аренду, о чём в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие записи.

По мнению административных истцов, утверждённые и применяемые при расчётах размеров арендной платы такие кадастровые стоимости арендуемых земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям. В обоснование такого суждения административные истцы ссылались на отчёты об определении рыночной стоимости, в которых указано, что вероятные рыночные стоимости земельных участков, по мнению оценщика, по состоянию на дату оценки, составляли:

– с кадастровым номером – 669000 руб.;

– с кадастровым номером – 668500 руб.;

– с кадастровым номером – 584800 руб.;

– с кадастровым номером – 467500 руб.;

– с кадастровым номером – 338600 руб.;

– с кадастровым номером – 514000 руб.;

– с кадастровым номером – 771400 руб.

Материалы дела не содержат, и в распоряжении суда не имеется никаких сведений о том, что в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области поступали заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости перечисленных земельных участков.

В судебном заседании представитель административных истцов заявил ходатайство о назначении экспертизы для определения действительной рыночной стоимости земельных участков, предложив кандидатуру эксперта.

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Удовлетворив заявленное ходатайство, определением суда по рассматриваемому делу была назначена и проведена судебная экспертиза для достоверного определения рыночной стоимости земельных участков.

По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела поступило составленное заключение эксперта, в соответствии с которым по состоянию на 15 ноября 2012 года рыночные стоимости рассматриваемых земельных участков составляли:

– с кадастровым номером – 750470 руб.;

– с кадастровым номером – 749980 руб.;

– с кадастровым номером – 655990 руб.;

– с кадастровым номером – 524500 руб.;

– с кадастровым номером – 379860 руб.;

– с кадастровым номером – 576610 руб.;

– с кадастровым номером – 865400 руб.

У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.

Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эти рыночные стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд соглашается с результатами, изложенными в экспертном заключении.

Следовательно, при рассмотрении административного дела установлена и нашла своё подтверждение рыночная стоимость земельных участков; именно в таких размерах, которые установлены проведённой экспертизой, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровые стоимости.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемых судом кадастровых стоимостей в данном случае не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые заявления Мосина Константина Владимировича, Даминова Равшанжона Нематуллоевича, Шиловой Анны Анатольевны, Коротковой Татьяны Александровны, Матвеева Сергея Александровича, Бшари Калани Тенгизовны об установлении кадастровых стоимостей земельных участков в размере их рыночных стоимостей по состоянию на 15 ноября 2012 года удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 750470 руб.;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 749980 руб.;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 655990 руб.;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 524500 руб.;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 379860 руб.;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 576610 руб.;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 865400 руб.

Датой подачи заявлений о пересмотре кадастровых стоимостей земельных участков считать 17 июня 2019 года; для земельного участка с кадастровым номером датой подачи заявления считать 26 июня 2019 года; для земельного участка с кадастровым номером датой подачи заявления считать 07 июня 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.

Решение изготовлено 23 сентября 2019 года.

Судья

М.В. Старков

07.06.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.06.2019[Адм.] Передача материалов судье
10.06.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
03.07.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
23.07.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
19.09.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
19.09.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2019[Адм.] Судебное заседание
23.09.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2020Регистрация административного искового заявления
27.07.2020Передача материалов судье
27.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.07.2020Предварительное судебное заседание
27.07.2020Предварительное судебное заседание
27.07.2020Предварительное судебное заседание
27.07.2020Производство по делу возобновлено
27.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020Дело оформлено
23.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее