Решение по делу № 2-109/2019 от 11.03.2019

    Дело № 2-109/2019

34RS0033-01-2019-000114-19

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й     Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 мая 2019 года                                                                                             с. Ольховка

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кузнецова А.Н.,

при секретаре Пересыпкиной Е.С.,

с участием истца Кальченко Ю.В.,

представителя ответчика администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области Кудрявцевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кальченко Ю.В., действующей за себя лично и в интересах несовершеннолетних Кальченко М.А. и Кальченко А.А. к администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, с привлечением третьих лиц управления федерального казначейства по Волгоградской области и администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о взыскании убытков,

    У С Т А Н О В И Л:

Кальченко Ю.В. обратилась в суд с требованиями к администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее Администрация) о взыскании ущерба, причинённого в результате незаконного бездействия, ответчика, в связи с имевшим местом ландшафтным пожаром ДД.ММ.ГГГГ год в <адрес>, в результате которого уничтожен жилой дом истца.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцом приобретён жилой дом, расположенный в <адрес>, в последствии по ? доли данного дома были подарены истцом своим детям несовершеннолетним Кальченко М.А. и Кальченко А.А. ДД.ММ.ГГГГ произошел ландшафтный пожар, в результате которого принадлежащий истцу и детям жилой дом полностью уничтожен.

Истец полагает, что Администрацией не приняты меры по организации и осуществлению мероприятий по обкопу села по внешнему периметру, в связи с чем имеется причинно следственная связь между причинённым ущербом и бездействием ответчика. В результате чего истцу причинён материальный ущерб, в размере стоимости покупной цены дома - 408131.53 руб., который в добровольном порядке не возмещен, а потому истец просит взыскать с ответчика, указанную сумму, а так же судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 7282 руб.

В судебном заседании истец Кальченко Ю.В. просила заявленные исковые требования удовлетворить по указанным в иске основаниям. Дала пояснения в основном по тексту искового заявления.

Представитель ответчика администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области Кудрявцева А.С. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку стороной истца не представлено доказательств о наличии причинно-следственной связи в виде бездействия Администрации и причинённого ей ущерба. Так же пояснила, что Администрацией принимались в 2017 году меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Представитель третьего лица управления федерального казначейства по Волгоградской области, будучи надлежаще извещённым о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил, причины неявки суду неизвестны, в связи с чем, признаются неуважительными, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

Представитель третьего лица администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежаще извещённым о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил, в представленном ходатайстве просил отложить судебное разбирательство, в связи с нахождением представителя в командировке.

Решая вопрос о возможности рассмотрения дела при данной явке судом учитывается следующее.

Согласно ч. 2 ст. 48 ГПК РФ дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

В соответствии со ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в ст. 51 Кодекса. Лица, указанные в ст. 52 Кодекса, имеют полномочия представителей в силу закона.

Таким образом, органы юридического лица могут вести дела в суде через представителя, которым выступает любое лицо, отвечающее требованиям ст. 49 ГПК РФ.

Нахождение в командировке конкретного представителя юридического лица администрации Ягодновского сельского поселения, не свидетельствует о наличии уважительной причины неявки в судебное заседание участвующего в деле юридического лица, поскольку указанное юридическое лицо, в том числе и по причине нахождения в командировке данного представителя, не было лишено возможности назначить своим представителем другого представителя, сведения о наличии у юридического лица препятствий для участия в судебном заседании другого представителя отсутствуют.

Кроме того в материалы дела не представлено допустимых доказательств, подтверждающих нахождение представителя юридического лица в командировке.

При таких обстоятельствах суд, в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца Кальченко Ю.В., представителя ответчика Кудрявцеву А.С. исследовав материалы дела, оценив предоставленные сторонами доказательства, суд к следующему.

Согласно пп.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон № 68-ФЗ), объём и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подп. «а»); принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение (подп. «б»); осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях (подп. «в»); осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подп. «г»); создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. «д»); организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подп. «е»); содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (подп. «ж»); создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подп. «з»); вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. «и»); устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном п. 8 ст. 4.1 настоящего Федерального закона (подп. «к»); участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (подп. «л»); создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (подп. «м»); осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (подп. «н»).

В силу подп. «б» п. 8 ст. 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ местный уровень реагирования устанавливается, решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и иные.

Часть 1 ст. 24 Федерального закона № 68-ФЗ определяет, что финансовое обеспечение установленных данным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец Кальченко Ю.В. и несовершеннолетние дети истца Кальченко М.А. и Кальченко А.А. являются собственниками жилого дома, расположенного в <адрес> (л.д. 8-18).

ДД.ММ.ГГГГ в результате ландшафтного пожара в <адрес>, жилой дом истца и находящееся в нём имущество уничтожено пламенем (л.д. 19).

Помимо этого в <адрес> при пожаре, имевшем место ДД.ММ.ГГГГ полностью уничтожено 10 домовладений, и частично подверглось уничтожению 4 жилых дома, при этом истцу не выплачивалась помощь как лицу, пострадавшему в результате ЧС, связанной с природными пожарами ДД.ММ.ГГГГ на территории Ольховского района Волгоградской области (л.д. 117 -119).

ДД.ММ.ГГГГ СУ СК РФ по Волгоградской области возбуждено уголовное дело по факту пожара в <адрес>, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц возбуждено, по ч. 3 ст. 293 УК РФ.

Из исследованных в судебном заседании материалов уголовного дела следует, что принадлежащее истцу Кальченко Ю.Ф. и её детям домовладение в <адрес> уничтожено огнём полностью. Однако истец Кальченко Ю.В. потерпевшей по настоящему уголовному делу не признана.

Согласно заключению проведённой по уголовному делу пожаро-технической экспертизы следует, что очаг находился в зоне , в месте расположения столбов ЛЭП у водонапорной башни; очаг в зоне , вероятно на расстоянии не менее 100 м в северо-западном направлении; очаг – в зоне , у берегов кромки пруда со стороны жилых домов <адрес>. Очаг образовался ДД.ММ.ГГГГ он является первичным очагом пожара. Очаг наиболее вероятно является вторичным. Очаг – вторичным. Технической причиной пожара ДД.ММ.ГГГГ в районе расположения ЛЭП на территории Ягодновского сельского поселения <адрес> графические координаты 49° 45? 12? N и 44° 45? 16? Е, вероятно являлось воспламенение горючих материалов (сухой растительности) в зоне очага пожара от теплового воздействия электрического оборудования (в том числе искр, капель металла), образовавшихся в ходе аварийного режима работы электрооборудования ЛЭП. Не исключается возможность возникновение пожара в результате воспламенения горючих материалов от источника открытого огня или малокалорийного источника (табачное изделие). Технической причиной возникновение пожара ДД.ММ.ГГГГ в зоне на территории <адрес> (на противоположной от жилых домов стороне пруда) вероятно, явилось воспламенение горючих материалов (сухой растительности) в районе очага пожара , в результате переноса продуктов горения (углей и искр) тепловым и воздушным потоками от зоны ранее выгоравшей растительности ДД.ММ.ГГГГ. Технической причиной возникновения пожара ДД.ММ.ГГГГ в зоне на жилой территории Ягодновского сельского поселения, являлось воспламенение горючих материалов (сухой растительности) в районе очага пожара , в результате переноса продуктов горения (углей, горящих частиц и искр) тепловым и воздушным потоками от зоны выгорающей растительности (у берегов кромки пруда) (л.д. 69-87).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ настоящее уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. Из текста постановления следует, что в ходе расследования не имеется причинно следственной связи между действиями либо бездействиями главы сельского поселения администрации Ягодновского сельского поселения, сотрудников пожарных служб, Ольховской РЭС, а имела место чрезвычайная ситуация, в виде резкого ухудшения погодных условий (сухая жаркая погоды, сильный шквалистый ветер с порывами), в результате чего возникший пожар ДД.ММ.ГГГГ огонь перешел через пруд на жилые дома, повлекшее повреждение и уничтожение чужого имущества и гибели двух человек (л.д. 132-142).

Материалы уголовного дела, исследованные в судебном заседании, получены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а постановление о прекращении уголовного дела является процессуальными документом, принятым в соответствии с положениями ст. 24, 212, 213 УПК РФ, в связи с чем, суд принимает данные документы в качестве надлежащих и допустимых письменных доказательств по настоящему гражданскому делу.

    Таким образом, совокупность добытых по делу доказательств не позволяется суду прийти к однозначному выводу о взаимосвязи между бездействием Администрации и возникшим ландшафтным пожаром ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого, принадлежащий истцу и его несовершеннолетним детям жилой дом уничтожен, а также причинением в связи с этим истцу убытков.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2002 года № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина, подлежит возмещению по правилам, изложенным в ст. 1064 ГК РФ, в полном объёме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнём имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (п.2 ст. 15 ГК РФ).

По смыслу ст. 1064 ГК РФ, обязанность возмещения вреда предусмотрена лишь лицом причинившим вред, в то время как вины ответчика в причинении ущерба не доказано, произошедший ландшафтный пожар ДД.ММ.ГГГГ является чрезвычайной ситуацией. Прямых противоправных действий со стороны ответчика в отношении истца и его имущества при рассмотрении дела не установлено, а потому оснований для возмещения ущерба, наступившего в результате чрезвычайной ситуации, без вины ответчика в полном размере за счет средств бюджета, законом не предусмотрено.

Кроме того, истцом не представлено документов, свидетельствующих об определенном техническом состоянии его жилого дома до возникновения чрезвычайной ситуации, а также доказательств о стоимости жилого дома в размере его цены, указанной в договоре купли-продажи в 2015 году в размере 408131.53 руб.

Напротив, из дела следует, что Администрацией были предприняты возможные и необходимые меры в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ, а именно: создана комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Ольховского муниципального района; производились работы по ликвидации последствий, в том числе с привлечением населения; своевременно представлен список пострадавших с целью оказания помощи, выделены посильные денежные средства из резервного фонда, что позволило бы истцу получить страховое возмещение, в случае если бы его дом и прочее имущество были бы застрахованы в порядке добровольного страхования. (л.д. 30-38, 117-119).

Сам истец, будучи собственником домовладения, не застраховал свой дом и имущество, а также не предпринял никаких мер в целях уменьшению размера ущерба (не перевез в другое место вещи и др.)

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и подзаконные акты, принятые в соответствии с указанным законом, а также нормативные акты Администрации, не предусматривают полного возмещения вреда, причиненного гражданам в результате чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не предоставлено доказательств, наличия вины ответчика в причинении имущественного ущерба истцу, а так же размера причинённого ему ущерба, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Кальченко Ю.В. и отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку в удовлетворении заявленных исковых требований отказано, то в силу положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика так же не подлежат взысканию и понесённые истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 7282 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Кальченко Ю.В., действующей за себя лично и в интересах несовершеннолетних Кальченко М.А. и Кальченко А.А. к администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области о взыскании убытков в размере 408131.53 руб., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины, в сумме 7282 руб. – отказать.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Волгоградский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ольховский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья                                                                                            А.Н. Кузнецов

2-109/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кальченко Юлия Вячеславовна
Ответчики
Администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области
Другие
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области
Администрация Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района
Суд
Ольховский районный суд Волгоградской области
Судья
Кузнецов Андрей Николаевич 517
Дело на сайте суда
olhov.vol.sudrf.ru
11.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2019Передача материалов судье
15.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2019Судебное заседание
16.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Судебное заседание
13.05.2019Судебное заседание
18.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2020Дело оформлено
30.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее