Судья Косяк Е.А. Дело №33-737/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.,
судей Казанцева Е.С., Бургановой Н.А.,
с участием прокурора Михалевой Н.А.,
при секретаре Тупицыной П.В.,
рассмотрела в судебном заседании 22 января 2013 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 20 ноября 2012 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Сивинского района Пермского края в интересах Гадеева Р.И. удовлетворить.
Возложить на администрацию Сивинского муниципального района Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, приобрести и предоставить Гадееву Р.И., ** года рождения во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта общей площадью не менее 33 кв.м».
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сивинского района, в интересах Гадеева Р.И., обратился в суд с иском к администрации Сивинского муниципального района о возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение по месту постановки на учет как нуждающемуся по договору социального найма на территории Екатерининского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края в размере не ниже установленной нормы предоставления жилья благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта за счет средств бюджета края, выделенных на эти цели.
Требования мотивировал тем, что Гадеев Р.И. обладает статусом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав, постановлением главы Екатерининского сельского поселения истец поставлен на учет, как имеющий право на внеочередное обеспечение жильем. В ** году истец окончил МОУ «****».
В судебном заседании помощник прокурора Сивинского района на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика - администрации Сивинского муниципального района в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление с требованиями прокурора согласился. Ссылаясь на пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 -ФЗ, Закон Пермского края от 27 апреля 2012 года № 31-ПК, Положение, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-П, пояснил, что в рамках переданных полномочий администрация муниципального района обеспечивает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретая жилые помещения за счет средств ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета, а потому администрация района обязана предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма за счет средств краевого бюджета.
Представители третьих лиц со стороны ответчика - Правительство Пермского края, Министерство ЖКХ Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство финансов Пермского края, администрация Екатерининского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явились.
Правительство Пермского края в возражении на исковое заявление ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласилось.
Министерство финансов Пермского края в отзыве на иск возражало против привлечения его к участию в деле, пояснило, что перечисление и распределение денежных средств местным бюджетам осуществляют Министерство ЖКХ Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, которые вправе быть ответчиками по делу.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в части предоставления истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края. Указывает на необоснованное применение судом к данным правоотношениям положений Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», поскольку жилые помещения должны предоставляться на основании решений Уполномоченного органа, определенного Правительством края. Государственный жилищный фонд Пермского края в настоящее время не сформирован, а потому предоставление жилья истцу невозможно. В силу ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Законом Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что данные лица, обеспечиваются вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170, которым утверждены «Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении». Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ истец может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением из расчетной нормы в размере 12 кв.м., установленной Постановлением главы Сивинского района от 22 ноября 2004 года № 304. Согласно Методике расчета объема субвенций (приложение к Закону Пермского края от 27 апреля 2012 года № 31-ПК) норма 33 кв.м. установлена для расчета размера субвенций и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В возражениях прокурор выразил несогласие с доводами жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 3271 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Абзац 4 статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что дополнительные гарантии прав указанных лиц, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктами 2, 3, 15 и 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом установлено, что Гадеев Р.И., дата рождения, обладает статусом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - П., дата рождения, решением Сивинского районного суда от ** года лишена родительских прав, отец - Г., дата рождения, решением Пышминского районного суда Свердловской области от ** года, лишен родительских прав (л.д.7,8, 14-15. 17-20). Постановлением главы Екатерининского сельского поселения Сивинского муниципального района от 23.12.2009 года № 103 Гадеев Р.И. поставлен на учет на внеочередное получение жилья (л.д. 10). 18.06.2009 года истец окончил МОУ «****» (л.д. 11). По сведениям МУП Верещагинское БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, право собственности недвижимого жилого помещения за истцом не зарегистрировано (л.д.9,12).
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности применения Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК, отсутствия оснований для предоставления истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., судебная коллегия признает несостоятельными.
Разрешая заявленные требования, суд, правильно, применил указанные нормы материального права, обоснованно установил, что истец относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, а потому обладает правом на его внеочередное получение. При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма на территории Екатерининского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 33 кв.м., являются законными и подлежащими удовлетворению.
Обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке, в том числе Законом Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК, который подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона № 255-ПК составляет для одиноких граждан 33 кв.м.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что приведенные доводы апелляционной жалобы не влекут отмену состоявшегося решения суда, поскольку направлены на иное толкование приведенных правовых норм, соответственно на иную оценку возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения.
Иных правовых доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи