Дело № 33а-590/2020 Председательствующий в первой
Категория 020а инстанции Истягина Н.М.
дело № 2а-2515/2019~М-2450/2019
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.
при секретаре: Михайловой В.Г.
при участии:
административного истца Дударевой С.С.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административных ответчиков ФИО2,
представителя административного ответчика - Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя – ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дударевой С. С. к Правительству Севастополя, Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства Севастополя о признании незаконными решения и бездействия, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Дударевой С. С. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Дударева С.С. обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском, просила признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в изменении вида разрешенного использования земельного участка от 16.09.2019 г. №, а также обязать Департамент архитектуры и градостроительства выдать распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадь земельного участка: 870 кв.м., на малоэтажная жилая застройка (номер классификатора 2.1.1.).
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 декабря 2019 года иск Дударевой С. С. удовлетворен частично.
Признано незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, оформленное письмом от 16.09.2019 г. № об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 870 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
На Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Дударевой С. С. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 870 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка».
В остальной части исковых требований – отказано.
На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Считает неверным вывод суда о наличии оснований только для частичного удовлетворения заявленных требований; Департамент должен принимать во внимание не только Временный порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя, утвержденный Постановлением Правительства Севастополя №1210-ПП от 14.12.2015 г. (далее - Временный порядок), но и положения ст. 23 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ и ст. 5, 6,7 Закона города Севастополя от № 46-ЗС, в силу которых определить вид разрешенного использования возможно при наличии объектов на участке за счет определения функционального назначения капитального объекта. Просит рассмотреть спор по сути.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Правительства Севастополя в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя в удовлетворении апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 870 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (государственный акт о праве собственности на земельный участок серии ЯЕ № от 13.05.2008 г.), а также собственником квартир, расположенных в многоквартирном доме на данном земельном участке.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, определен вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
На земельном участке находится домовладение – жилой дом, состоящий из нежилых помещений (гаражи) и квартир.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, входящие в состав нежилые помещения (гаражи), квартиры поставлены на кадастровый учет, зарегистрировано право собственности. В частности, за Дударевой С.С. зарегистрировано право собственности: на гараж 1-1б, площадью 19,8 кв.м.; на гараж 1-3, площадью 88,9 кв.м.; на квартиру № <адрес>; на квартиру № <адрес>; на квартиру № <адрес>; на квартиру № <адрес>; на квартиру № <адрес>; за ФИО4 зарегистрировано право собственности на гараж 1-1, площадью 39 кв.м. За ФИО5 зарегистрировано право собственности на квартиру № <адрес>.
26.04.2018 г. административным истцом в адрес административного ответчика подано заявление об изменении вида разрешенного использования относительно принадлежащего заявителю земельного участка площадью 870 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
24 мая 2018 г. Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Данный отказ обжалован в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 10.07.2018г. в удовлетворении требований Дударевой С.С. отказано. Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 11.09.2018 г. данное решение Ленинского районного суда города Севастополя отменено, решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, изложенное в письме от 24.05.2018 г. признано незаконным, на Департамент архитектуры и градостроительства Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление об изменении разрешенного вида использования земельного участка.
05.03.2019 г. административный истец повторно обратился к административному ответчику – Департаменту архитектуры и градостроительства с заявлением об изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства.
Согласно протоколу заседания Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков от 26.03.2019г., комиссия решила отказать в изменении вида разрешенного использования, на основании несоответствия техническим регламентам в части фактического размещения жилого этажа над парковкой.
По результатам публичных слушаний состоявшихся 15.07.2019 г. предложение об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка поддержано голосами 15 участников, о чем составлен протокол № от 15.07.2019 г.
16.09.2019 г. Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя письмом исх.№ уведомил административных истцов о том, что при установлении запрашиваемого вида разрешенного использования будут нарушены: СП 113.133302012 «Стоянки автомобилей; Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* (с Изменением №), СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты; Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; пункт 3 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части обязательного учета документов территориального планирования при принятии решений, а именно несоответствие функционального назначения земельного участка запрашиваемым видам использования согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года №4114, что в совокупности является основанием для отказа согласно подпунктам 2,3 пункта 6 Временного порядка.
Данный отказ суд посчитал необоснованным и незаконным, приняв об этом решение.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, в части, суд первой инстанции исходил из характера установленных судом нарушений действующего законодательства, выразившихся в отсутствии обоснованного решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, посчитав при этом требования о возложении обязанности по подготовке проекта распоряжения об изменении вида разрешенного использования преждевременными.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ст. 13 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", до 1 января 2023 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
Процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя регулируется Временным порядком изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя утвержденным Постановлением Правительства Севастополя №1210-ПП от 14.12.2015 г. (далее Временный порядок).
В пункте 6 Временного порядка указаны основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства).
Согласно пункту 8 Временного порядка при отсутствии оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган в течение 30 дней с момента поступления заявления и приложенных к нему документов передает их на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее - Комиссия). Вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) рассматривается Комиссией в течение 20 дней с момента поступления в ее адрес заявления заинтересованного лица и приложенных к нему документов. Решения Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.
В течение 10 дней с момента принятия Комиссией решения по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган инициирует проведение процедуры публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) (п.9).
Уполномоченный орган в течение 10 дней с момента проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) обеспечивает подготовку проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) осуществляется Губернатором города Севастополя путем издания распоряжения (п.10).
Как следует из материалов дела, после получения заявления административного истца об изменении вида разрешенного использования с приложенными материалами, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя передал на рассмотрение Комиссии заявление и приложенные к нему документы.
Комиссией принято соответствующее решение, впоследствии административным ответчиком назначены и проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, согласно пункту 10 Временного порядка следующим этапом предоставления испрашиваемой государственной услуги является подготовка Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Между тем, в нарушение указанных выше положений Временного порядка административный ответчик отказал Дударевой С.С. в изменении вида разрешенного использования вместо подготовки распоряжения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Генеральным планом города Севастополя земельный участок, расположенный <адрес> находится в зоне малоэтажной жилой застройки, в т.ч. усадебной, следовательно, функциональное назначение земельного участка соответствует испрашиваемому виду использования согласно Генеральному плану Севастополя.
Также, сославшись в отказе на нарушение норм СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей» и СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ответчик не указал, в чем будет заключаться нарушение норм этих СП и к каким Техническим регламентам они относятся, учитывая, что Временный порядок предусматривает отказ в изменении вида разрешенного использования нарушением положений технических регламентов, как и не указал конкретные данные о снижении фактических показателей обеспеченности территории, на которой расположен земельный участок, объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и (или) фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, административный истец уже является сособственником расположенного на земельном участке объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию, реконструкцию не планирует.
Относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает следующее.
Как указано выше, временным порядком предусмотрена процедура рассмотрения заявлений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Установлено, что на стадии отказа в предоставлении государственной услуги, уполномоченный орган оснований для этого не усмотрел, заявление и документы передал на рассмотрение Комиссии, назначил и провел публичные слушания, следовательно, следующей стадией являлась подготовка проекта распоряжения Губернатора. На указанное суд первой инстанции внимания не обратил, ошибочно обязав Департамент повторно рассмотреть заявление со стадии его рассмотрения уполномоченным органом, в связи с чем, абзац 3 решения подлежит дополнению с конкретизацией стадии рассмотрения.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 декабря 2019 года оставить без изменения.
Абзац третий резолютивной части решения о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Дударевой С. С. об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 870 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка» дополнить фразой «со стадии принятия Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя проекта распоряжения».
В остальной части оставить все без изменения.
Председательствующий:
Судьи: