Решение по делу № 3а-3/2022 (3а-86/2021;) от 21.09.2021

Дело № 3а-3/2022 (3а-86/2021)

УИД 12OS0000-01-2021-000072-76

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола                                                         17 января 2022 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Салиховой Э.И.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием: прокуроров Янгабышева С.Г., Полозовой Т.В.,

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Приволжский БХЗ» Валиуллина Ф.А.,

представителя административного ответчика Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Ульяновой Н.Д.,

    представителя заинтересованного лица Эмековской сельской администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Ивановой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Приволжский БХЗ» о признании недействующими в части генерального плана муниципального образования «Эмековское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденного решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 21 декабря 2012 года № 25-5, и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Эмековское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденных решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 12 марта 2013 года № 27-1,

УСТАНОВИЛ:

решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 21 декабря 2012 года № 25-5 утвержден генеральный план муниципального образования «Эмековское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее – Генеральный план Эмековского сельского поселения).

Решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 12 марта 2013 года № 27-1 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Эмековское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее – Правила землепользования и застройки Эмековского сельского поселения).

Общество с ограниченной ответственностью «Приволжский БХЗ» (далее – ООО «ПБХЗ», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план Эмековского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Эмековского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№> к территориальной зоне «прочие территории».

Заявленные требования мотивированы тем, что общество в 2011 году приобрело в собственность указанный земельный участок площадью <...>, поставленный на кадастровый учет в 2010 году с видом разрешенного использования «для строительства базы экологического туризма, для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций».

В соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, относится к территориальной зоне «прочие территории».

24 сентября 2020 года административный истец обратился в администрацию Волжского муниципального района с запросом о возможности в пределах территории земельного участка с кадастровым номером <№> возведения объектов недвижимости, соответствующих виду его разрешенного использования.

Письмом от 27 октября 2020 года № 4579 администрация Волжского муниципального района сообщила, что возведение объектов капитального строительства на земельном участке невозможно, так как на основании Генерального плана Эмековского сельского поселения данный земельный участок расположен в зоне ПР-1 (зона прочих территорий населенных пунктов). Согласно Правилам землепользования и застройки Эмековского сельского поселения градостроительный регламент для указанной зоны не установлен. Рекомендовано обратиться в администрацию Эмековского сельского поселения с заявлением по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны.

На обращение общества от 24 сентября 2020 года в Эмековскую сельскую администрацию с заявлением о проведении мероприятий по внесению в Генеральный план и Правила землепользования и застройки изменений, касающихся территориального зонирования, с тем, чтобы территория земельного участка с кадастровым номером <№> была отнесена к территориальной зоне, позволяющей строительство объектов капитального строительства, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, был получен ответ от 30 октября 2020 года № 288 об отсутствии денежных средств для проведения мероприятий по внесению изменений в указанные нормативные правовые акты.

Административный истец указывает, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки Эмековского сельского поселения в оспариваемой части противоречат положению пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и нарушают его права и законные интересы, поскольку возлагают на него необоснованные ограничения по использованию земельного участка - он оказался лишен возможности его использования в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования.

В ходе предварительного судебного заседания, состоявшегося 20 октября 2021 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, у которого общество в 2011 году приобрело земельный участок с кадастровым номером <№>

В отзыве на административное исковое заявление глава Эмековского сельского поселения Сергеев В.И., который является председателем Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района, просит отказать в удовлетворении заявленных ООО «ПБХЗ» требований, ссылаясь на то, что для внесения изменений в оспариваемые нормативные правовые акты необходимы дополнительные средства в размере <...> рублей, которые у Эмековского сельского поселения отсутствуют, в связи с чем в случае удовлетворения судом административного иска просит отсрочить исполнение судебного решения на 36 месяцев.

Аналогичного содержания отзыв на административное исковое заявление представлен в суд заинтересованным лицом администрацией Волжского муниципального района.

В отзыве на административное исковое заявление заинтересованное лицо Министерство государственного имущества Республики Марий Эл полагает административный иск подлежащим удовлетворению ввиду того, что на момент разработки оспариваемых нормативных правовых актов земельный участок с кадастровым номером <№> уже существовал и находился в частной собственности, поэтому фактическое использование земельного участка должно было быть учтено. В настоящее время права административного истца оказались нарушенными.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ПБХЗ» Валиуллин Ф.А. поддержал заявленные обществом требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Ульянова Н.Д. поддержала представленный отзыв на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Эмековской сельской администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Иванова Н.Г. в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика.

    Представители заинтересованных лиц администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, представленные документы, заслушав заключение участвующих в деле прокуроров о наличии оснований для удовлетворения заявленных ООО «ПБХЗ» требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Руководствуясь при рассмотрении настоящего административного дела частью 7 статьи 213 КАС РФ, суд выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Частью 3 статьи 43 названного закона установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Генерального плана Эмековского сельского поселения, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Положениями данной статьи ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2);

подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3);

проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8);

заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10);

проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 11);

протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12);

представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

В силу положений статьи 9 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого генерального плана, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11); утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12).

В соответствии с частью 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

В силу части 16 статьи 24 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

В статье 32 ГрК РФ регламентирован порядок утверждения правил землепользования и застройки.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 3 статьи 32 ГрК РФ).

Согласно части 4 статьи 32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Эмековское сельское поселение», утвержденным решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района от 26 декабря 2005 года № 4-1, действовавшим на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, и новым Уставом муниципального образования «Эмековское сельское поселение», утвержденным решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района от 30 августа 2019 года № 46-4 (далее Устав сельского поселения), Собрание депутатов Эмековского сельского поселения (далее – Собрание депутатов) является представительным органом сельского поселения (часть 1 статьи 22 старого Устава и часть 1 статьи 2 нового Устава сельского поселения).

Согласно регламенту Собрания депутатов Эмековского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов от 11 августа 2006 года № 7-2, Собрание депутатов состоит из 11 депутатов (статья 2).

Председателем Собрания депутатов в силу части 1 статьи 30 Устава 2005 года и статьи 4 регламента Собрания депутатов является глава Эмековского сельского поселения.

Согласно Уставу сельского поселения в обеих редакциях к полномочиям Собрания депутатов относится утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки поселения (пункт 6 части 2 статьи 25 старого Устава и пункт 6 части 3 статьи 23 нового Устава сельского поселения).

В силу положений регламента Собрания депутатов основной формой деятельности Собрания депутатов является сессия Собрания депутатов, на которой решаются все вопросы, отнесенные к его ведению законодательством Российской Федерации, Республики Марий Эл, Уставом сельского поселения (статья 24); сессия правомочна, если на ней присутствуют не менее 2/3 от установленного числа депутатов (статья 26); Собрание депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, которые принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов (статья 46).

В соответствии с частью 7 статьи 36 Устава сельского поселения, действовавшего на момент принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, вступают в силу после их официального опубликования или обнародования. Обнародование осуществляется посредством их размещения для ознакомления граждан на информационных стендах и (или) в других местах, определяемых Собранием депутатов, доведения до населения через средства местного радио. Официальное опубликование осуществляется в средствах массовой информации Волжского муниципального района согласно договоренности с администрацией Волжского муниципального района.

Судом установлено, что решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения от 21 декабря 2012 года № 25-5 утвержден Генеральный план Эмековского сельского поселения.

До утверждения проект генерального плана прошел процедуру публичных слушаний, что следует из постановления главы Эмековского сельского поселения от 28 сентября 2012 года № 10, которым были назначены публичные слушания по соответствующему проекту, и решения Собрания депутатов Эмековского сельского поселения от 21 декабря 2012 года № 25-5, в котором указано, что учитываются протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, однако протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах публичных слушаний, которые в силу закона являются обязательным приложением к проекту генерального плана, суду представлены не были.

С целью проверки соблюдения порядка принятия и введения в действие данного нормативного правового акта суд неоднократно устно и в письменном виде предлагал административному ответчику, заинтересованным лицам на стороне административного ответчика представить документы, подтверждающие соблюдение установленной законом процедуры, вследствие чего в настоящее время суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам.

Как следует из журнала протоколов сессии Собрания депутатов Эмековского сельского поселения второго и третьего созыва, на очередной 25 сессии, состоявшейся 21 декабря 2012 года (протокол № 23), пятым вопросом рассматривалось утверждение Генерального плана Эмековского сельского поселения. На сессии присутствовало 7, отсутствовало 4 депутата. Согласно протоколу по всем вопросам, указанным в повестке, приняты решения, которые прилагаются.

В соответствии с журналом принятых решений на 25 сессии Собрания депутатов 21 декабря 2012 года Собрание депутатов решило утвердить Генеральный план, указав, что решение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) (л.журнала 95). К данному решению приложен проект генерального плана (часть проекта. Архитекторно-планировочная часть. Материалы по обоснованию территориального планирования. Том № 1) (л.журнала 96-143). При этом графические материалы, которые указаны в составе тома как раздел 11, в приложении отсутствуют, а представленный административным ответчиком текст Генерального плана Эмековского сельского поселения в виде отдельного документа (с цветными графическими материалами) по содержанию не идентичен проекту генерального плана, который приложен к решению об его утверждении.

Согласно Федеральной государственной информационной системе территориального планирования Генеральный план Эмековского сельского поселения, утвержденный 21 декабря 2012 года, официально опубликован 24 декабря 2012 года (л.д. 26). Данные о том, что нормативный правовой акт прошел процедуру официального опубликования в сети интернет, а также был обнародован путем размещения на информационных стендах, были озвучены также представителем административного ответчика в судебном заседании; иными лицами, участвующими в деле, данное обстоятельство не оспаривается.

Также судом установлено, что решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения от 12 марта 2013 года № 27-1 утверждены Правила землепользования и застройки Эмековского сельского поселения.

С целью проверки порядка принятия и введения в действие данного нормативного правового акта суду представлены доказательства соблюдения требований ГрК РФ, которыми регламентирован порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки (статья 31), порядок утверждения правил землепользования и застройки (статья 32).

Так, постановлением главы Эмековского сельского поселения от 21 декабря 2012 года № 12 по проекту Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения были назначены публичные слушания.

Согласно протоколу публичных слушаний, состоявшихся 22 февраля 2013 года, проект Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения был одобрен без существенных замечаний.

В соответствии с заключением по результатам публичных слушаний они признаны состоявшимися и Собранию депутатов Эмековского сельского поселения рекомендовано утвердить проект.

Как следует из журнала 27 внеочередной сессии Собрания депутатов Эмековского сельского поселения второго созыва, состоявшейся 12 марта 2013 года (протокол № 23), данная сессия была созвана для рассмотрения вопроса об утверждении Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения.

Исходя из протокола сессии Собрания депутатов от 12 марта 2013 года, на сессии присутствовало 9 из 11 избранных депутатов. Все присутствующие депутаты проголосовали за решение об утверждении Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения. В соответствии с решением от 12 марта 2013 года № 27-1 оно вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) (л.журнала 5). К данному решению приложен утвержденный проект Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения (л.журнала 6-83). При этом картографические материалы (в том числе карта градостроительного зонирования) в приложении отсутствуют, а представленный административным ответчиком текст Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения в виде отдельного документа (с цветными картографическими материалами) по содержанию не идентичен утвержденному проекту.

Согласно Федеральной государственной информационной системе территориального планирования Правила землепользования и застройки Эмековского сельского поселения, утвержденные 12 марта 2013 года, официально опубликованы 13 марта 2013 года (л.д. 66). Данные о том, что нормативный правовой акт прошел процедуру официального опубликования в сети интернет, а также был обнародован путем размещения на информационных стендах, были озвучены также представителем административного ответчика в судебном заседании; иными лицами, участвующими в деле, данное обстоятельство не оспаривается.

Таким образом, суд исходит из того, что обжалуемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, официально опубликованы. В части соблюдения порядка принятия Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения судом не установлено нарушений, вместе с тем применительно к соблюдению всей предписанной законодательством процедуры принятия Генерального плана Эмековского сельского поселения административный ответчик не представил достаточных доказательств для подтверждения того, что обязательные требования были соблюдены.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, в официальных экземплярах оспариваемых нормативных правовых актов отсутствует приложение в виде графических, картографических материалов, при этом тексты экземпляров Генерального плана и Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения, которые представлены в суд с приложением, не совпадают по содержанию с официальными документами.

Собранию депутатов Эмековское сельского поселения суд неоднократно в письменной и устной форме разъяснял, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акта, в связи с чем истребовал от административного ответчика соответствующие документы, однако надлежащим образом требования суда исполнены не были, необходимые объяснения представителем административного истца не даны.

Разрешая вопрос о соответствии нормативных правовых актов в той части, которая оспаривается административным истцом, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при установлении или изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно положениям частей 3-5 статьи 23 ГрК РФ в документах территориального планирования отражаются, в том числе сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Пунктами 2 и 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет в 2010 году и имеет по данным единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования «для строительства базы экологического туризма» (выписка от 15 октября 2021 года, л.д. 158).

Данный земельный участок, находившийся в собственности Республики Марий Эл, был приобретен ООО «ПБХЗ» по результатам аукциона по продаже земельного участка для строительства базы экологического туризма, состоявшегося 25 апреля 2011 года (л.д. 8-14).

Обратившись 24 сентября 2020 года в администрацию Волжского муниципального района с запросом о возможности в пределах территории земельного участка с кадастровым номером <№> возведения объектов недвижимости, соответствующих виду его разрешенного использования, административный истец подучил ответ от 27 октября 2020 года № 4579, в котором администрация Волжского муниципального района сообщила, что возведение объектов капитального строительства на земельном участке невозможно, так как на основании Генерального плана Эмековского сельского поселения данный земельный участок расположен в зоне ПР-1 (зона прочих территорий населенных пунктов). Согласно Правилам землепользования и застройки Эмековского сельского поселения градостроительный регламент для указанной зоны не установлен. Рекомендовано обратиться в администрацию Эмековского сельского поселения с заявлением по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны (л.д. 25).

На обращение общества от 24 сентября 2020 года в Эмековскую сельскую администрацию с заявлением о проведении мероприятий по внесению в Генеральный план и Правила землепользования и застройки изменений, касающихся территориального зонирования, с тем, чтобы территория земельного участка с кадастровым номером <№> была отнесена к территориальной зоне, позволяющей строительство объектов капитального строительства, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, был получен ответ от 30 октября 2020 года № 288 об отсутствии денежных средств для проведения мероприятий по внесению изменений в указанные нормативные правовые акты (л.д. 23).

При таких обстоятельствах права и законные интересы ООО «ПБХЗ» затрагиваются оспариваемым нормативным регулированием и административный истец вправе их защищать в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

Как следует из текстовой части Генерального плана Эмековского сельского поселения, утвержденного в 2012 году, на территории поселения выделены функциональные зоны, в том числе с наименованием «прочие зоны» - зоны озеленения и водных объектов (раздел 7 «Функциональное зонирование территории поселения» официального текста).

При этом согласно картографическому материалу Генерального плана Эмековского сельского поселения, приложенному к неофициальному экземпляру Генерального плана Эмековского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером <№> располагается в указанной функциональной зоне «прочие зоны».

В статье 31 текстовой части Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения, утвержденных в 2013 году, приведен перечень территориальных зон, в числе которых в наименовании «прочие зоны» указана только ВО (зона водных объектов). Зона ПР-1 (зона прочих территорий населенных пунктов), которая упоминается в вышеуказанном письме администрации Волжского муниципального района, в текстовой части официального экземпляра Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения отсутствует.

При этом согласно карте градостроительного зонирования, приложенной к неофициальному экземпляру Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером <№> располагается в территориальной зоне «прочие зоны» ПР-1 (прочие территории).

Таким образом, с учетом официальной информации, исходящей от администрации Волжского муниципального района, отсутствия данных об обратном, суд считает установленным то обстоятельство, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, имеющий кадастровый номер <№>, отнесен оспариваемыми нормативными правовыми актами к зоне «прочие зоны» - ПР-1 (прочие территории). Лица, участвующие в деле, данное обстоятельство под сомнение не ставят.

Оценивая правомерность установления Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Эмековского сельского поселения функциональной зоны «прочие зоны» и территориальной зоны ПР-1 (прочие территории) в части территории, на который расположен земельный участок с кадастровым номером <№>, суд исходит из того, что функциональное и территориальное зонирование данной территории не отвечают принципу правовой определенности, поскольку не предусматривают какого-либо определенного описания этих зон, градостроительной деятельности, что допускает неоднозначное толкование содержания нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом (постановления от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П).

Механизм действия нормы должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Кроме того, согласно пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, то есть с учетом вида разрешенного использования, установленного при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

С учетом изложенного суд полагает, что имеет место несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов в обжалуемой части требованиям градостроительного законодательства, содержание этих правовых норм является неопределенным.

При таких обстоятельствах Генеральный план и Правила землепользования и застройки Эмековского сельского поселения в оспариваемой части нарушают права административного истца, поскольку препятствуют реализации им в полной мере своих прав собственника земельного участка с кадастровым номером <№>, безосновательно отнесенным к зоне «прочие территории», в частности, его использованию по конкретному назначению, определяемому, в том числе, правовым режимом функциональной и территориальной зоны, который в данном случае является неясным.

Отнесение земельного участка к зоне «прочие территории» осуществлено произвольно, без учета требований ГрК РФ, принципов законодательства о градостроительной деятельности, вида разрешенного использования земельного участка, без учета интересов собственника земельного участка, поставленного на кадастровый учет ранее принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки Эмековского сельского поселения, что свидетельствует об отсутствии обоснованности градостроительных решений при принятии оспариваемых нормативных правовых актов.

В связи с этим, а также установленной судом недоказанностью административным ответчиком соблюдения всей установленной законодательством процедуры принятия Генерального плана Эмековского сельского поселения, суд признает административный иск ООО «ПБХЗ» подлежащим удовлетворению. Генеральный план Эмековского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Эмековского сельского поселения подлежат признанию недействующими в части установления зоны «прочие территории» в отношении земельного участка с кадастровым номером <№>

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает возможным признать не действующими оспариваемые положения нормативных правовых актов со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Во исполнение требования, указанного в пункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном печатном издании, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Приволжский БХЗ» удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования «Эмековское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденный Решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 21 декабря 2012 года № 25-5, и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Эмековское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденные Решением Собрания депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 12 марта 2013 года № 27-1, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, к зоне «прочие территории».

Обязать Собрание депутатов Эмековского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                       Э.И. Салихова

Мотивированное решение составлено 26 января 2022 года

3а-3/2022 (3а-86/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Приволжский БХЗ
Ответчики
Собрание депутатов Эмековского сельского поселения
Другие
Эмековская сельская администрация Волжского муниципального района
Администрация Волжского муниципального района
Валиуллин Фарит Абрарович
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
21.09.2021Регистрация административного искового заявления
22.09.2021Передача материалов судье
23.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2021Предварительное судебное заседание
03.11.2021Предварительное судебное заседание
23.11.2021Предварительное судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее