Дело № 2 - 801 / 2018 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2018 года г. Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: ДОЛЖИКОВОЙ О.А.,
при секретаре: ДАНИЛОВОЙ Э.В.,
с участием ответчика Кулиева Р.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаева А. В. к Кулиев Р.Т. о защите чести, достоинства и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Николаев А.В. обратился в суд к ответчику Кулиеву Р.Т. о защите чести, достоинства и взыскании компенсации морального вреда, в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., мотивируя свое требование тем, что истец проходит службу в органах внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского взвода в составе роты № в составе ОБППСП Управления МВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ около 22 часов 10 минут истец, осуществляя патрулирование на административном участке 4 зоны, совместно с полицейским взвода в составе роты № в составе отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по городу Стерлитамаку старшим сержантом полиции ФИО1., заметили в сквере им. Маршала Г.К. Жукова Кулиева Р.Т., который распивал спиртные напитки в общественном месте. Истец и ФИО1. доставили ФИО9 в участковый пункт полиции №, расположенный по адресу <адрес> целях установления личности и разбирательства по факту распития спиртных напитков общественном месте. Находясь в помещении участкового пункта полиции № по вышеуказанному адресу Кулиев Р.Т. попытался покинуть участковый пункт полиции, высказывал свое недовольство, не реагировал на требования, хватался за форменное обмундирование, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ. №195-ФЗ. Далее, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 22 часов 30 минут до 23 часов 00 минут, находясь в помещении участкового пункта полиции № в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, Кулиев Р.Т. при производстве досмотра в отношении него, в присутствии понятых, действуя умышленно, из-за возникших неприязненных отношений высказал в их адрес грубую нецензурную брань, унижающую честь и достоинство сотрудников в неприличной форме. ДД.ММ.ГГГГ приговором мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Башкортостан Кулиев Р.Т. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ (публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 7 000 (семи тысяч) рублей. Приговор вступил в законную силу. По данному уголовному делу истец был признан потерпевшим. Высказывания ответчика в адрес истца являются унижающими честь, достоинство и деловую репутацию, из-за чего истец испытал нравственные страдания, сильные душевные волнения и стресс.
Истец Николаев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Ответчик Кулиев Р.Т. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил суду, что не согласен возмещать моральный вред в пользу истца, так как преступления не совершал, его оговорили.
Представитель третьего лица Управления МВД России по г. Стерлитамаку, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии истца и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания
Выслушав ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Николаева А.В.
Часть 3 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в частности, достоинство личности, охраняемое государством (ч. 1 ст. 21).
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе компенсации морального вреда.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу ст. 150 Гражданского кодекса РФ к числу нематериальных благ относятся - жизнь и здоровье, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя (п. 3 вышеуказанного Постановления).
Согласно разъяснений п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Кулиев Р.Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 7000 руб. в доход государства за совершение публичного оскорбления представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ около 22 час. 10 мин. ФИО1. и Николаев А.В., осуществляя патрулирование на административном участке 4 зоны и в соответствии со ст. 12, ст. 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», являясь представителями власти, то есть должностными лицами правоохранительного органа, наделенными в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, заметили в сквере им. Маршала Г.К. Жукова Кулиева Р.Т., который распивал спиртные напитки в общественном месте. В дальнейшем Николаев А.В. и ФИО1. доставили Кулиева Р.Т. в участковый пункт полиции №, расположенный по адресу: <адрес> целях установления личности и разбирательства по факту распития спиртных напитков в общественном месте. Находясь в помещении участкового пункта полиции № по вышеуказанному адресу Кулиев Р.Т. попытался покинуть участковый пункт полиции, высказывал свое недовольство на законные действия сотрудников полиции ФИО1 и Николаева А.В., не реагировал на требования сотрудников полиции, хватался за форменное обмундирование, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Далее ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 22 час. 30 мин. до 23 час. 00 мин., находясь в помещении участкового пункта полиции № Кулиев Р.Т. при производстве досмотра в отношении него, в присутствии понятых, действуя умышленно, публично, высказал в адрес ФИО1. и Николаева А.В. грубую нецензурную брань, унижающую честь и достоинство сотрудников в неприличной форме, тем самым публично подрывая авторитет МВД РФ как федерального органа исполнительной власти, совершил преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ.
На основании ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом, в связи с чем доводы возражений ответчика суд признает несостоятельными.
Таким образом, факт оскорбления представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей подтвержден вступившим в законную силу приговором суда, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела, в связи суд считает, что истцом правомерно заявлен иск о взыскании компенсации морального вреда.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд исходит из того, что Николаев А.В. испытал физические и нравственные страдания, выразившиеся в том, что Николаев А.В. находился при исполнении должностных обязанностей, преступные действия Кулиева Р.Т. в отношении него были совершены в общественном месте, в присутствии других граждан, что способствовало умалению авторитета Николаева А.В. как сотрудника полиции и представителя власти.
Определяя размер компенсации морального вреда, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера причиненных истцу нравственных и физических страданий, с учетом личности Кулиева Р.Т., его материального положения, с учетом признания вины, раскаяния требований разумности и справедливости, суд признает исковые требования на сумму 30 000 руб. чрезмерно завышенными, поэтому определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с причинителя вреда Кулиева Р.Т. в пользу истца Николаева А.В. частично в размере 3 500 руб.
Указанный размер компенсации морального вреда, по мнению суда, соответствует фактическим обстоятельствам настоящего дела, является разумным и справедливым, отвечающим требованиям добросовестности и объему перенесенных истцом страданий.
С учетом положений ст. 98 и ст. 103 ГПК РФ с ответчика Кулиева Р.Т. в доход местного бюджета городского округа г. Стерлитамака подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец освобожден на основании ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 151, 1101, 1064 Гражданского Кодекса РФ, ст. ст. 56, 98, 100, 101, 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3500 ( ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░: ( ░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>