Решение по делу № 33-385/2023 (33-9647/2022;) от 24.11.2022

Советский районный суд г. Махачкалы

Дело № 2-3633/2022

УИД-05RS0038-01-2022-010536-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 февраля 2023 года по делу № 33-385/2023 (33-9647/2022)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Сатыбалова С.К.,

судей Гасановой Д.Г. и Минтемировой З.А.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан - Абдурашидова М.Т. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по иску Абдуллаева Рустави Абдуллаевича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонения от выплаты бюджетной субсидии для компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту от <дата> за период с <дата> по <дата> на сумму 340 931 руб., обязании ответчика устранить указанные нарушения закона и выплатить истцу бюджетную субсидию за период с <дата> по <дата> в сумме 340 931 руб., взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 146 289 руб. и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 072 руб.

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения представителя истца Абдуллаева Р.А. - Рамазанова Р.Р., просившего решение суда оставить без изменения, представителя Минстроя РД - Халилова И.А., просившего решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия

установила:

Абдуллаев Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, мотивируя требования тем, что в соответствии с «Положением о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам», утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> (ред. от <дата> и от 29.09.2017г.) Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Минстрой РД) обязано было выплачивать истцу ежеквартально до 30 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом бюджетные субсидии в размере % кредитной ставки путем перечисления на его лицевой счет в кредитной организации в течение 5 лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления от <дата> Пятилетний срок выплаты указанной компенсации истек 01.03.2021г., а бюджетные субсидии ему ни разу не были перечислены за весь указанный период, хотя им соблюдались условия осуществления платежей по ипотечному жилищному кредитному договору от 14.08.2015г. в полном размере и в установленные договором сроки.

Согласно справке Сбербанка России от <дата> по названному кредитному договору (дата окончания <дата>) с процентной ставкой 13,5% не имеет задолженности или просрочки уплаты процентов за пользование кредитом. Согласно ответа Минстроя РД от <дата> .1-2003/2022 на претензию от <дата> он состоит в реестре получателей бюджетных субсидий согласно поданному им заявлению от <дата> и предоставление бюджетной субсидии будет производиться по мере погашения задолженности перед ранее подавшими заявление получателями субсидии в порядке очередности, исходя из даты подачи ссудополучателями соответствующего заявления. То есть ответчик не оспаривает его право на вышеуказанные выплаты, а его ссылка на выплату ссуды в порядке очередности противоречит п. 16 Положения, согласно которому бюджетная субсидия предоставляется индивидуально каждому гражданину в течение 5 лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления, а не в порядке очередности.

Ответчик незаконно уклоняется от выплаты вышеуказанной ссуды, в результате чего образовалась задолженность по выплате бюджетной субсидии истцу в размере 340 931 руб. Кроме того, ответчик незаконно пользовался подлежавшими выплате ему вышеуказанными бюджетными субсидиями за период с 01.03.2016г. по 01.03.2021г. в размере 340 931 руб. и в связи с этим согласно ст. 395 ГК РФ ответчик должен выплатить ему на эту сумму проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 146 289 руб.

На основании изложенного просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонения от выплаты истцу бюджетной субсидии для компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту от <дата> за период с <дата> по <дата> на сумму 340931 руб., обязать ответчика устранить указанные нарушения закона и выплатить истцу бюджетную субсидию за период с <дата> по <дата> в сумме 340 931 руб., взыскать с ответчика в порядке ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 146 289 руб., взыскать с ответчика в пользу истца госпошлину по иску в размере 8 072 руб.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«исковые требования Абдуллаева Рустави Абдуллаевича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонения от выплаты бюджетной субсидии для компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту от <дата> за период с <дата> по <дата> на сумму 340 931 руб., обязании ответчика устранить указанные нарушения закона и выплатить истцу бюджетную субсидию за период с 01.03.2016г. по 01.03.2021г. в сумме 340 931 руб., взыскании процентов за пользование чужими денежнымисредствами в размере 146 289 руб. и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 072 руб., удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, выразившееся в уклонения от выплаты бюджетной субсидии для компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту № от 14.08.2015 г. за период с 01.03.2016 г. по 01.03.2021 г. на сумму 340 931 руб. Абдуллаеву Рустави Абдуллаевичу.

Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан устранить указанные нарушения закона и выплатить Абдуллаеву Рустави Абдуллаевичу бюджетную субсидию за период с 01.0

Взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу Абдуллаеву Рустави Абдуллаевичу проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 126 100 руб. 53 коп.

Взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу Абдуллаева Рустави Абдуллаевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 870 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Абдуллаева Рустави Абдуллаевича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, отказать».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ РД – Абдурашидов М.Т. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Он указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.

Суд в решении ссылается на письмо Минстроя Республики Дагестан от <дата>, согласно которой своевременное представление бюджетной субсидии не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан. Суд игнорирует позицию Минстроя, изложенную в возражении на исковое заявление, в котором указывается, что бюджетная субсидия будет выдана истцу, пори наступлении его очереди, как предусмотрено Положением определяющим порядок и условия предоставления бюджетной субсидии.

В решении отражены позиции Минфина Республика Дагестан и приведены суммы финансирования по годам с 2015 г. по 2021 год. Согласно Программе, потребность в финансовых средствах высокая, чем реально выделяемые суммы бюджетных субсидии за 2018, 2019, 2020 годы. В связи с этим субсидии предоставляются в порядке очередности предоставляются, Минстрой денежные средства не удерживал, по мере поступления их распределил в порядке очередности

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Абдуллаев Р.А., представитель Министерства финансов Республики Дагестан, надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 г. N 661 "Об утверждении государственной программы РД "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" утверждена подпрограмма "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан", которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - бюджетная субсидия) на территории республики, реализуются Минстроем РД.

В соответствии с приложением к подпрограмме "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан" разработано Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам", согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица), приобретения жилого помещения на первичном и вторичном рынках жилья, строительства индивидуального жилого дома, и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.

Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.

Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от <дата> (далее Положение), бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение пяти лет пользования кредитом, начиная с даты подачи заявления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец заключил договор ипотечного кредитования от <дата> с ОАО "Сбербанк России" Дагестанское отделение N 8590 под 13,50% годовых на сумму 1 600 000 рублей, сроком на 120 месяцев, на приобретение квартиры. Истцом с использованием средств указанного ипотечного кредита приобретена в собственность квартира по адресу: Россия, г.Махачкала, <адрес>,

Из справки, выданной Дагестанским отделением N 85950 Сбербанка России от <дата> 84449 от <дата> полная задолженность на дату расчёта составляет 349886 руб. 51 коп.

Согласно справке Минстроя Республика Дагестан от <дата> , в ответ на заявление Абдуллаева Р.А. бюджетная субсидия за пять лет пользования кредитом с момента подачи заявления (<дата> - <дата> составляет 340931 руб.

Абдуллаев Р.А. обратился к ответчику с претензией, в которой предлагал погасить образовавшуюся задолженность.

В письме от <дата> Минстрой РД в ответ на претензию истца сообщило о том, что согласно поданному заявлению на предоставление бюджетной субсидии от <дата> он значится в реестре получателей бюджетных субсидий, в котором насчитывается более тысячи человек.

В соответствии с п. 16 Положения, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в порядке очередности в течение пяти лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления. В связи с вышеизложенным, предоставление ему бюджетной субсидии будет производиться по мере погашения задолженности перед ранее подавшими заявление.

Суд обоснованно не согласился с указанными выводами суда.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

По делу не установлено обстоятельств прекращения обязательств.

В соответствии с п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Судом установлено, что Абдуллаев Р.А. в целях решения жилищной проблемы и обеспечения его жильем, уполномоченным государственным органом Республики Дагестан - Минстроем РД был в установленном законом порядке включен в число лиц, имеющих право на социальную выплату за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части процентной ставки по ипотечному кредиту, привлекаемому на приобретение жилья. Признав право Абдуллаева Р.А. на получение названной социальной выплаты, субъект Российской Федерации - в лице Минстроя РД, тем самым взял на себя определенное публично-правовое обязательство, в связи с чем произвольный отказ (то есть без принятия мер по недопущению негативных последствий для получателей мер социальной поддержки) от него не допустим.

Поскольку Абдуллаев Р.А. в силу Положением о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 661, приобрел право на получение мер социальной поддержки, предоставление их в порядке очередности приведенное Положение не предусматривало, то он был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты в период пятилетнего срока действия кредитного договора от <дата>.

Суд обоснованно не согласился с доводами ответчика и указал, что отсутствие у субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан) бюджетных средств на эти цели, т.к. не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на меры социальной поддержки и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять соответствующие меры с целью максимального смягчения негативных последствий такой ситуации для лиц, имевших право на меры социальной поддержки и получавших их.

Кроме того, Исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Абдуллаева Р.А. на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Республики Дагестан, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению социальных выплат в виде возмещения части процентной ставки по кредитам.

Обоснованно судом отклонен и довод ответчика о том, что по требованию прокуратуры РД от 20 октября 2017 Правительству РД было поручено внести в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от <дата> изменения, определяющие очередность предоставления субсидии гражданам, т.к. приведенные выше обстоятельства на которые ссылается ответчик, не свидетельствует о внесении изменений в Положение. Законодательством, действовавшим на момент заключения истцом кредитного договора, в частности приведенным выше Положением, не было предусмотрено, чтобы выплата бюджетной субсидии производилась в порядке очередности.

Кроме того, ссылаясь на очередность, ответчиком Реестр очередников с указанием задолженности перед ними и сроков выплаты, принятых мер по работе с этим реестром ответчиком также с возражениями не представлены, что свидетельствует о неисполнении публичного обязательства со ссылкой на отсутствие финансирования, которое не соответствует действительности.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании бюджетной субсидии.

Обоснованным является и взыскание судом процентов на основании ст. 395 ГК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановлением Правительства Республики Дагестан (в редакции от 25.12.2018 г.), внесены изменения в п. 16 приведенного выше Положения, о недостаточном выделении бюджетных средств на оплату бюджетных средств, не могут служить основанием для отмены решения суда, т.к. не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, повторяют доводы ответчика в обоснование возражений на иск, что было предметом исследования в суде первой инстанции, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 февраля 2023 года.

Советский районный суд г. Махачкалы

Дело № 2-3633/2022

УИД-05RS0038-01-2022-010536-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 февраля 2023 года по делу № 33-385/2023 (33-9647/2022)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Сатыбалова С.К.,

судей Гасановой Д.Г. и Минтемировой З.А.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан - Абдурашидова М.Т. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по иску Абдуллаева Рустави Абдуллаевича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонения от выплаты бюджетной субсидии для компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту от <дата> за период с <дата> по <дата> на сумму 340 931 руб., обязании ответчика устранить указанные нарушения закона и выплатить истцу бюджетную субсидию за период с <дата> по <дата> в сумме 340 931 руб., взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 146 289 руб. и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 072 руб.

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения представителя истца Абдуллаева Р.А. - Рамазанова Р.Р., просившего решение суда оставить без изменения, представителя Минстроя РД - Халилова И.А., просившего решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия

установила:

Абдуллаев Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, мотивируя требования тем, что в соответствии с «Положением о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам», утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> (ред. от <дата> и от 29.09.2017г.) Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Минстрой РД) обязано было выплачивать истцу ежеквартально до 30 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом бюджетные субсидии в размере % кредитной ставки путем перечисления на его лицевой счет в кредитной организации в течение 5 лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления от <дата> Пятилетний срок выплаты указанной компенсации истек 01.03.2021г., а бюджетные субсидии ему ни разу не были перечислены за весь указанный период, хотя им соблюдались условия осуществления платежей по ипотечному жилищному кредитному договору от 14.08.2015г. в полном размере и в установленные договором сроки.

Согласно справке Сбербанка России от <дата> по названному кредитному договору (дата окончания <дата>) с процентной ставкой 13,5% не имеет задолженности или просрочки уплаты процентов за пользование кредитом. Согласно ответа Минстроя РД от <дата> .1-2003/2022 на претензию от <дата> он состоит в реестре получателей бюджетных субсидий согласно поданному им заявлению от <дата> и предоставление бюджетной субсидии будет производиться по мере погашения задолженности перед ранее подавшими заявление получателями субсидии в порядке очередности, исходя из даты подачи ссудополучателями соответствующего заявления. То есть ответчик не оспаривает его право на вышеуказанные выплаты, а его ссылка на выплату ссуды в порядке очередности противоречит п. 16 Положения, согласно которому бюджетная субсидия предоставляется индивидуально каждому гражданину в течение 5 лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления, а не в порядке очередности.

Ответчик незаконно уклоняется от выплаты вышеуказанной ссуды, в результате чего образовалась задолженность по выплате бюджетной субсидии истцу в размере 340 931 руб. Кроме того, ответчик незаконно пользовался подлежавшими выплате ему вышеуказанными бюджетными субсидиями за период с 01.03.2016г. по 01.03.2021г. в размере 340 931 руб. и в связи с этим согласно ст. 395 ГК РФ ответчик должен выплатить ему на эту сумму проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 146 289 руб.

На основании изложенного просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонения от выплаты истцу бюджетной субсидии для компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту от <дата> за период с <дата> по <дата> на сумму 340931 руб., обязать ответчика устранить указанные нарушения закона и выплатить истцу бюджетную субсидию за период с <дата> по <дата> в сумме 340 931 руб., взыскать с ответчика в порядке ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 146 289 руб., взыскать с ответчика в пользу истца госпошлину по иску в размере 8 072 руб.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«исковые требования Абдуллаева Рустави Абдуллаевича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонения от выплаты бюджетной субсидии для компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту от <дата> за период с <дата> по <дата> на сумму 340 931 руб., обязании ответчика устранить указанные нарушения закона и выплатить истцу бюджетную субсидию за период с 01.03.2016г. по 01.03.2021г. в сумме 340 931 руб., взыскании процентов за пользование чужими денежнымисредствами в размере 146 289 руб. и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 072 руб., удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, выразившееся в уклонения от выплаты бюджетной субсидии для компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту № от 14.08.2015 г. за период с 01.03.2016 г. по 01.03.2021 г. на сумму 340 931 руб. Абдуллаеву Рустави Абдуллаевичу.

Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан устранить указанные нарушения закона и выплатить Абдуллаеву Рустави Абдуллаевичу бюджетную субсидию за период с 01.0

Взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу Абдуллаеву Рустави Абдуллаевичу проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 126 100 руб. 53 коп.

Взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу Абдуллаева Рустави Абдуллаевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 870 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Абдуллаева Рустави Абдуллаевича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, отказать».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ РД – Абдурашидов М.Т. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Он указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.

Суд в решении ссылается на письмо Минстроя Республики Дагестан от <дата>, согласно которой своевременное представление бюджетной субсидии не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан. Суд игнорирует позицию Минстроя, изложенную в возражении на исковое заявление, в котором указывается, что бюджетная субсидия будет выдана истцу, пори наступлении его очереди, как предусмотрено Положением определяющим порядок и условия предоставления бюджетной субсидии.

В решении отражены позиции Минфина Республика Дагестан и приведены суммы финансирования по годам с 2015 г. по 2021 год. Согласно Программе, потребность в финансовых средствах высокая, чем реально выделяемые суммы бюджетных субсидии за 2018, 2019, 2020 годы. В связи с этим субсидии предоставляются в порядке очередности предоставляются, Минстрой денежные средства не удерживал, по мере поступления их распределил в порядке очередности

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Абдуллаев Р.А., представитель Министерства финансов Республики Дагестан, надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 г. N 661 "Об утверждении государственной программы РД "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" утверждена подпрограмма "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан", которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - бюджетная субсидия) на территории республики, реализуются Минстроем РД.

В соответствии с приложением к подпрограмме "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан" разработано Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам", согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица), приобретения жилого помещения на первичном и вторичном рынках жилья, строительства индивидуального жилого дома, и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.

Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.

Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от <дата> (далее Положение), бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение пяти лет пользования кредитом, начиная с даты подачи заявления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец заключил договор ипотечного кредитования от <дата> с ОАО "Сбербанк России" Дагестанское отделение N 8590 под 13,50% годовых на сумму 1 600 000 рублей, сроком на 120 месяцев, на приобретение квартиры. Истцом с использованием средств указанного ипотечного кредита приобретена в собственность квартира по адресу: Россия, г.Махачкала, <адрес>,

Из справки, выданной Дагестанским отделением N 85950 Сбербанка России от <дата> 84449 от <дата> полная задолженность на дату расчёта составляет 349886 руб. 51 коп.

Согласно справке Минстроя Республика Дагестан от <дата> , в ответ на заявление Абдуллаева Р.А. бюджетная субсидия за пять лет пользования кредитом с момента подачи заявления (<дата> - <дата> составляет 340931 руб.

Абдуллаев Р.А. обратился к ответчику с претензией, в которой предлагал погасить образовавшуюся задолженность.

В письме от <дата> Минстрой РД в ответ на претензию истца сообщило о том, что согласно поданному заявлению на предоставление бюджетной субсидии от <дата> он значится в реестре получателей бюджетных субсидий, в котором насчитывается более тысячи человек.

В соответствии с п. 16 Положения, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в порядке очередности в течение пяти лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления. В связи с вышеизложенным, предоставление ему бюджетной субсидии будет производиться по мере погашения задолженности перед ранее подавшими заявление.

Суд обоснованно не согласился с указанными выводами суда.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

По делу не установлено обстоятельств прекращения обязательств.

В соответствии с п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Судом установлено, что Абдуллаев Р.А. в целях решения жилищной проблемы и обеспечения его жильем, уполномоченным государственным органом Республики Дагестан - Минстроем РД был в установленном законом порядке включен в число лиц, имеющих право на социальную выплату за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части процентной ставки по ипотечному кредиту, привлекаемому на приобретение жилья. Признав право Абдуллаева Р.А. на получение названной социальной выплаты, субъект Российской Федерации - в лице Минстроя РД, тем самым взял на себя определенное публично-правовое обязательство, в связи с чем произвольный отказ (то есть без принятия мер по недопущению негативных последствий для получателей мер социальной поддержки) от него не допустим.

Поскольку Абдуллаев Р.А. в силу Положением о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 661, приобрел право на получение мер социальной поддержки, предоставление их в порядке очередности приведенное Положение не предусматривало, то он был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты в период пятилетнего срока действия кредитного договора от <дата>.

Суд обоснованно не согласился с доводами ответчика и указал, что отсутствие у субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан) бюджетных средств на эти цели, т.к. не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на меры социальной поддержки и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять соответствующие меры с целью максимального смягчения негативных последствий такой ситуации для лиц, имевших право на меры социальной поддержки и получавших их.

Кроме того, Исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Абдуллаева Р.А. на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Республики Дагестан, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению социальных выплат в виде возмещения части процентной ставки по кредитам.

Обоснованно судом отклонен и довод ответчика о том, что по требованию прокуратуры РД от 20 октября 2017 Правительству РД было поручено внести в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от <дата> изменения, определяющие очередность предоставления субсидии гражданам, т.к. приведенные выше обстоятельства на которые ссылается ответчик, не свидетельствует о внесении изменений в Положение. Законодательством, действовавшим на момент заключения истцом кредитного договора, в частности приведенным выше Положением, не было предусмотрено, чтобы выплата бюджетной субсидии производилась в порядке очередности.

Кроме того, ссылаясь на очередность, ответчиком Реестр очередников с указанием задолженности перед ними и сроков выплаты, принятых мер по работе с этим реестром ответчиком также с возражениями не представлены, что свидетельствует о неисполнении публичного обязательства со ссылкой на отсутствие финансирования, которое не соответствует действительности.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании бюджетной субсидии.

Обоснованным является и взыскание судом процентов на основании ст. 395 ГК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановлением Правительства Республики Дагестан (в редакции от 25.12.2018 г.), внесены изменения в п. 16 приведенного выше Положения, о недостаточном выделении бюджетных средств на оплату бюджетных средств, не могут служить основанием для отмены решения суда, т.к. не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, повторяют доводы ответчика в обоснование возражений на иск, что было предметом исследования в суде первой инстанции, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 февраля 2023 года.

33-385/2023 (33-9647/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдуллаев Рустави Абдуллаевич
Ответчики
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД
Другие
Министерстсво финансов РД
Рамазанов Рафик Рамазанович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
25.11.2022Передача дела судье
13.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023Передано в экспедицию
20.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее