Дело № 2-54/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2018 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Уткиной Н.В.,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Перевозчиковой И.В. к Управлению народного образования Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда,
у с т а н о в и л:
Масленникова О.Н., Вахрушева Л.А., Широбокова О.П., Шкляева О.А., Братчикова Т.Г., Тимирзянова Н.М., Колупаева О.А., Морякова Н.В., Спиридонова О.В., Загребина В.С., Вахрушева Н.А., Широбокова Н.В., Никифорова Н.В., Силина О.Е., Арасланова Л.В., Чиркова Г.Е., Агафонова В.С., Кашина О.И., Загребина Н.Н., Силина Г.Д., Вахрушева Е.Р., Широбокова С.В., Кузнецова Л.Л., Перевозчикова М.В., Билан Е.Г., Перевозчикова И.В., Иванова Н.Г., Кропотова Т.А., Шкляева М.А., Шорин П.И. обратились в суд с исковым заявлением к МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск.
Исковое заявление мотивировано тем, что в 2013 г. в МБДОУ детский сад № 4 с. Якшур-Бодья была проведена аттестация рабочих мест. Согласно сводной таблице классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать истцам были положены: повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени. Вместе с тем, денежную компенсация за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск им начали начислять лишь с сентября 2016 г. Неначислением и неполучением вышеуказанных выплат были нарушены их трудовые права, установленные в соответствии со ст. 147 ТК РФ и ст. 14, ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г.. На основании изложенного истцы просили взыскать с ответчика в их пользу денежную компенсацию за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск за период с августа 2014 г. по август 2016 г.
Определением суда от 01.12.2017 г. произведена замена ненадлежащего ответчика – МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» надлежащими – МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья и Управление народного образования Администрации МО «Якшур-Бодьинский район».
Определением суда от 12.12.2017 г. исковые требования Перевозчиковой И.В. к МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья и Управлению народного образования Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск выделены в отдельное производство.
Определением суда от 25.12.2017 г. производство по делу в части требований Перевозчиковой И.В. к МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда и неиспользованный дополнительный отпуск прекращено в связи с отказом от исковых требований к указанному ответчику.
В судебном заседании Перевозчикова И.В. исковые требования к УНО Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда за период с августа 2014 г. по август 2016 г. в размере 9 567 руб. 92 коп. поддержала, просила удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске. Исковые требования в части взыскания компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск не подержала.
Представитель ответчика - УНО Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» - Фарзуллаева Н.Ю., действующая на основании распоряжения Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» от 12.10.2015 г. против удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на письменные возражения по исковым требованиям Перевозчиковой И.В. В данных возражениях со ссылкой на ст. 392 ТК РФ указано на пропуск истцом срока обращения в суд. Отмечено, что за оспариваемый период истцу предоставлялись расчетные листы, в которых отражены составляющие заработной платы, что свидетельствует о своевременном начислении и выплате истцу заработной платы, а также о том, что она не была лишена возможности своевременно проверить правильность и полноту начислений и обратиться в суд за защитой своего нарушенного права в установленный ст. 392 срок. Исковое заявление подано 18.10.2017 г., т.е. со значительным пропуском установленного ст. 392 ТК срока.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с материалами дела Перевозчикова И.В. с 24.04.2012 г. принята на должность ....
Согласно п. 7 Постановления Правительства УР от 28.09.2009 N 283 "О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики" органам местного самоуправления в Удмуртской Республике рекомендовано установить системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений в соответствии с настоящим постановлением и иными нормативными правовыми актами Правительства Удмуртской Республики, регулирующими вопросы оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики.
В соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики, утв. Постановлением Правительства УР от 28.09.2009 N 283 системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:
1) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
3) государственных гарантий по оплате труда;
4) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
5) перечня видов выплат компенсационного характера и порядка их установления в бюджетных, автономных и казенных учреждениях Удмуртской Республики;
6) перечня видов выплат стимулирующего характера и порядка их установления в бюджетных, автономных и казенных учреждениях Удмуртской Республики;
7) положений об оплате труда работников бюджетных и казенных учреждений Удмуртской Республики по видам экономической деятельности, утверждаемых Правительством Удмуртской Республики. Указанные положения носят для государственных бюджетных и казенных учреждений Удмуртской Республики обязательный характер, для государственных автономных учреждений Удмуртской Республики - рекомендательный характер;
8) мнения представительного органа работников.
Согласно Перечню выплат компенсационного характера и порядка их установления в бюджетных автономных и казенных учреждениях УР, утв. Постановлением Правительства УР от 28.09.2009 N 283 в их число входят в числе прочих выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (доплаты, надбавки, повышающие коэффициенты). Пунктом 4 названного перечня предусмотрено, что выплаты работникам бюджетных, автономных, казенных учреждений Удмуртской Республики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно п. 7 Требований по разработке положений об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений Удмуртской Республики по видам экономической деятельности, утв. Постановлением Правительства УР от 28.09.2009 N 283 компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам специальной оценки условий труда. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. Решение о введении соответствующих выплат принимается учреждением в пределах фонда оплаты труда бюджетного, автономного, казенного учреждения Удмуртской Республики. Если до вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (до 1 января 2014 года) в установленном порядке была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, для установления работникам компенсационных мер, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, используются результаты данной аттестации.
В соответствии договором о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, заключенным 03.06.2013 г. между МБДОУ Детский сад № 4 с. Якшур-Бодья в лице директора Перевозчиковой И.В. и ООО «Анкониан» в лице представителя С.А.А. в указанном образовательном учреждении была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Результаты аттестации отражены в сводной таблице классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам. Согласно данной таблице должность ... по общему классу условий труда отнесена к классу 3.1, в связи с чем указано на необходимость установления повышенного размера оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени. Таким образом, результаты аттестации Перевозчиковой И.В. как заведующей были известны.
Постановлением Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» внесены изменения в Положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных, казенных образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных Управлению народного образования Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», в соответствии с которыми минимальный размер доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленных для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В соответствии с имеющимися в материалах дела тарификациями на 01.09.2013 г., 01.09.2014 г. 01.09.2015 г., а также расчетными карточками, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в состав оплаты труда ... за указанный в исковом заявлении период включена не была. С тарификацией Перевозчикова И.В. ознакомлена под роспись.
Компенсация за вредность в размере 4% включена в состав доплаты с 01.09.2016 г., что подтверждается соответствующей тарификацией, с которой Перевозчикова И.В. ознакомлена.
Как указано выше представителем ответчика было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд за разрешением трудового спора.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации была дополнена частью 2, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ) вступила в силу 03 октября 2016 года и, соответственно, применяется к спорным правоотношениям, возникшим после этой даты.
Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 17.03.2004 года N 2 (в редакции от 24.11.2015 года) разъяснил, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора (п. 56).
Как указано выше доплата за работу вредными и (или) опасными условиями труда истцу в спорный период не назначалась и не начислялась, о чем Перевозчиковой И.В. было известно в течение всего периода, о котором заявлено в иске. Таким образом, о нарушении права на получение указанной доплаты, истец могла и должна была узнать при ежемесячном получении заработной платы. Следовательно, к требованиям о взыскании спорной доплаты за период с августа 2014 года по август 2016 года подлежит применению срок исковой давности, составляющий три месяца.
В суд с иском о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда Перевозчикова И.В. обратилась 18.10.2017 года, то есть с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд с такими требованиями, установленного статьей 392 Трудового кодекса. Обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска данного срока, не установлены. Пропуск срока, установленного законом для обращения в суд за защитой нарушенного трудового права, является, как указано в статье 199 Гражданского кодекса РФ, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Перевозчиковой И.В. к Управлению народного образования Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» о взыскании денежной компенсации за вредные условия труда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Уткина