Дело № 2-1007/2024
УИД 23RS0043-01-2024-001329-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 26 августа 2024 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Белозерова Р.Г.
при секретаре - Жолудевой К.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района - Петровой Л.И.,
представителя ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Краснодарскому краю в лице Отделения ЛРР (по Приморско-Ахтарскому району) ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю – Савченко М.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с заявлением о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации.
Из искового заявления следует, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района проведена проверка исполнения законодательства об оружии.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В то же время, ст. 55 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности; здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этих целях государством ограничен оборот оружия в Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон № 150-ФЗ), согласно которому право граждан на приобретение оружия, его хранение и ношение ограниченно соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Закона № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами проводится изъятие оружия и патронов к нему в случаях нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 27 Закона № 150-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборото способности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК РФ).
К таким объектам, в частности, относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Законом № 150-ФЗ, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проведения сверки, совместно с отделением ЛЛР по Приморско-Ахтарскому району установлено, что в тыловом подразделении Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю с 18.08.2022 по настоящее время находится на ответственном хранении гражданское огнестрельное оружие марки «ИЖ-12», калибр №, которое изъято из незаконного оборота в рамках рассмотрения материалов о незаконном хранении, передаче изготовлений, сбыте охотничье гладкоствольное оружия.
Указанное оружие ранее помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, а, впоследствии, на склад вооружения Главного управления Роствардии по Краснодарскому краю, по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 8, где и хранится в настоящее время.
Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия. При этом бремя содержания оружия легло на Главное управление Росгвардии по Краснодарскому краю.
Хранение оружия требует определенных затрат, в частности поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и т.д.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
При этом в силу положений ст. 236 ГК РФ отказ собственника от права собственности и принадлежащее ему имущество может быть осуществлен путем прямого объявления об этом либо путем совершения других действий предельно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти уполномоченного в сфере оборота оружия, такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия. Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество в соответствии со ст. 235 ГК РФ является основанием для прекращения на него права собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ, а именно брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно п. 6 ст. 25 Федерального закона от 13.12.1996 № 150 «Об оружии» обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственную собственность, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему, а также оружие и (или) патроны к нему, не востребованные в течение одного года со дня устранения (прекращения) обстоятельств, препятствующих владению оружием, уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Основанием для признания бесхозным изъятого оружия для снятия с учета и последующей утилизации в силу ст. 293 ГПК РФ является установление того, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь.
Согласно данным, предоставленным ОЛЛР (по Приморско-Ахтарскому району) ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю от 21.06.2024, ФИО1, состоит на учете как владелец оружия: ИЖ-12», калибр №, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия серии РОХа № выданного 25.08.2017 ОЛРР по Приморско-Ахтарскому району ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю истек 25.08.2022.
При этом, на протяжении более года изъятое 18.08.2022 гражданское огнестрельное оружие марки ИЖ-12», калибр № не востребовано, несмотря на то, что в адрес ФИО1 направлено уведомление о необходимости принятия решения по вопросу отчуждения оружия.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.
Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу, государству.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В судебном заседании старший помощник прокурора Петрова Л.И. просит суд признать бесхозяйным гражданское огнестрельное оружие марки «ИЖ-12», калибр №
Разрешить Главному управлению Росгвардии по Краснодарскому краю утилизировать гражданское огнестрельное оружие марки «ИЖ-12», калибр №, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО1 не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Краснодарскому краю в лице Отделения ЛРР (по Приморско-Ахтарскому району) ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю – Савченко М.С., действующий на основании доверенности, не возражал в удовлетворении заявления прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте слушания дела был заранее уведомлен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора Петрову Л.И., представителя ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Краснодарскому краю, и исследовав материалы гражданского дела, находит заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района проведена проверка исполнения законодательства об оружии.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В то же время, ст. 55 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности; здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этих целях государством ограничен оборот оружия в Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон № 150-ФЗ), согласно которому право граждан на приобретение оружия, его хранение и ношение ограниченно соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Закона № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами проводится изъятие оружия и патронов к нему в случаях нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 27 Закона № 150-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборото способности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК РФ).
К таким объектам, в частности, относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Законом № 150-ФЗ, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проведения сверки, совместно с отделением ЛЛР по Приморско-Ахтарскому району установлено, что в тыловом подразделении Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю с 18.08.2022 по настоящее время находится на ответственном хранении гражданское огнестрельное оружие марки «ИЖ-12», калибр № которое изъято из незаконного оборота в рамках рассмотрения материалов о незаконном хранении, передаче изготовлений, сбыте охотничье гладкоствольное оружия.
Указанное оружие ранее помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, а, впоследствии, на склад вооружения Главного управления Роствардии по Краснодарскому краю, по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 8, где и хранится в настоящее время.
Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия. При этом бремя содержания оружия легло на Главное управление Росгвардии по Краснодарскому краю.
Хранение оружия требует определенных затрат, в частности поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и т.д.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
При этом в силу положений ст. 236 ГК РФ отказ собственника от права собственности и принадлежащее ему имущество может быть осуществлен путем прямого объявления об этом либо путем совершения других действий предельно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти уполномоченного в сфере оборота оружия, такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия. Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество в соответствии со ст. 235 ГК РФ является основанием для прекращения на него права собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ, а именно брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно п. 6 ст. 25 Федерального закона от 13.12.1996 № 150 «Об оружии» обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственную собственность, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему, а также оружие и (или) патроны к нему, не востребованные в течение одного года со дня устранения (прекращения) обстоятельств, препятствующих владению оружием, уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Основанием для признания бесхозным изъятого оружия для снятия с учета и последующей утилизации в силу ст. 293 ГПК РФ является установление того, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь.
Согласно данным, предоставленным ОЛЛР (по Приморско-Ахтарскому району) ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю от 21.06.2024, ФИО1, состоит на учете как владелец оружия: ИЖ-12», калибр № разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия серии РОХа № выданного ДД.ММ.ГГГГ ОЛРР по Приморско-Ахтарскому району ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю истек 25.08.2022.
При этом, на протяжении более года изъятое 18.08.2022 гражданское огнестрельное оружие марки ИЖ-12», калибр 12/70 № Г-1860 не востребовано, несмотря на то, что в адрес Пасенова Д.А. направлено уведомление о необходимости принятия решения по вопросу отчуждения оружия.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.
Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу, государству.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации, является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бесхозяйным гражданское огнестрельное оружие марки «ИЖ-12», калибр №
Разрешить Главному управлению Росгвардии по <адрес> утилизировать гражданское огнестрельное оружие марки ««ИЖ-12», калибр № на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда Белозеров Р.Г.