Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
06 июля 2022 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Арсланалиев А.Х.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по строительству централизованной системы водоотведения и ливневых канализационных сетей на территории населенных пунктов – Загородный, Шамхал, Шамхал-Термен, Ленинкент <адрес>,
установил:
заместитель прокурора <адрес> ФИО5 обратился в суд с указанным иском, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по строительству централизованной системы водоотведения и ливневых канализационных сетей на территории населенных пунктов - Загородный, Шамхал, Шамхал-Термен, Ленинкент <адрес> и обязать администрацию <адрес> принять меры по строительству централизованной системы водоотведения и ливневых канализационных сетей на территории населенных пунктов – Загородный, Шамхал, Шамхал-Термен, Ленинкент <адрес>.
Истец заместитель прокурора <адрес> и третье лицо ОАО «Махачкалаводоканал», будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
В судебном заседании представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО6 просила суд отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
<адрес> проведен анализ состояния законности в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которого изучена практика рассмотрения обращений граждан в рассматриваемой сфере, осуществлен мониторинг интернет сети в результате, которого выявлены нарушения требований федерального законодательства.
Так, прокуратурой установлено, что на территории поселков <адрес>, Загородный, Шамхал, Шамхал-Термен отсутствуют централизованные канализационные сети. В связи с чем, в указанных населенных пунктах наблюдается застой воды, затопление дорожного полотна, жилых домов, а также появляются грязи канализационных стоков и канализационные запахи, что приводит к нанесению ущерба гражданам.
В соответствии с пунктами 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа, в том числе водоснабжения населения, водоотведения и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Аналогичные вопросы местного значения предусмотрены пунктами 4 и 10 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ с внутригородским делением «<адрес>», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ № в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ №).
Частью 2 ст. 3 ФЗ № определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению
В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ № к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Из ч. 1 ст. 12 ФЗ № следует, что для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Пунктами 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 ФЗ № закреплено, что целями государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 ст. 2 ФЗ № под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Постановлением Государственного комитета стандартов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета ФИО2 по стандартам от 24.021982 №, установлено, что к канализации относятся сооружения (система трубопроводов) по отведению бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 1 Приложения № к Постановлению Верховного ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты инженерной инфраструктуры являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ №) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая характер спорных правоотношений, прокурор вправе обратиться с настоящим иском в суд в интересах неопределенного круга лица для предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций. В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» водоснабжение населения, водоотведение и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа отнесено к обязательствам муниципалитета, а также принимая во внимание, что ответчиком не доказано надлежащее исполнение указанного положения, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по строительству централизованной системы водоотведения и ливневых канализационных сетей на территории населенных пунктов – Загородный, Шамхал, Шамхал-Термен, Ленинкент <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по строительству централизованной системы водоотведения и ливневых канализационных сетей на территории населенных пунктов - Загородный, Шамхал, Шамхал-Термен, Ленинкент <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> принять меры по строительству централизованной системы водоотведения и ливневых канализационных сетей на территории населенных пунктов – Загородный, Шамхал, Шамхал-Термен, Ленинкент <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.Х.Арсланалиев