Дело № 2а-923/2021
УИД: 21RS0001-01-2021-001212-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Легостиной И.Н.,
при секретаре судебного заседания Зольниковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску заместителя Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, с участием в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – заместитель Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено, мотивировав свои требования следующим:
Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», направленного, в том числе на противодействие реализации приборов и приспособлений для осуществления браконьерского лова биологических ресурсов.
В ходе проверки установлен сайт https://e101.fisher-1.ru/?yclid=6№, на котором неограниченному кругу лиц в свободном доступе предоставляется информация о продаже приспособлений для осуществления браконьерского лова биологических ресурсов при помощи электроудочек. В описании указывается их целевое назначение, стоимость, технические характеристики, мощность, радиус действия.
Вход на указанный ресурс свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать информацию в электронном виде, приобрести предлагаемую продукцию может любой пользователь сети «Интернет». Информация на Интернет-ресурсах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
На момент проверки указатель страницы сайта, на котором размещена информация, в реестре отсутствует.
В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.whois- service.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанного сайта, его юридический адрес отсутствуют, в связи с чем определить лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, а также его данные, не представляется возможным, ввиду отсутствия сведений о его нахождении на территории Российской Федерации.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Конституции РФ, административный истец указывает, что свободный доступ к информации о продаже электроудочек, а также инструкций по их использованию, свободный доступ к сведениям о принципах ее работы, способами, методами, описанными на сайте, противоречит принципам морали и гуманизма, пропагандируют жестокость по отношению к животным и способствуют совершению экологических преступлений. Такая деятельность является общественно опасной и запрещена ст. 256 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 1, 4, 39, 40, 124-126 КАС РФ, административный истец просил:
признать информацию, размещенную на Интернет-странице: https://e101.fisher-1.ru/?yclid=6№ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено;
в течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, расположенный по адресу: 428020, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Гладкова, 7 б, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Чернов В.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде извещен своевременно и надлежащим образом.
Предусмотренные законом меры по извещению представителя заинтересованного лица о слушании дела судом приняты, извещение следует считать надлежащим, в связи с чем у суда имеются все основания, предусмотренные 150 КАС РФ для рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица по имеющимся доказательствам.
Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Вышеуказанная норма закона устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации, то есть использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Следовательно, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей к ней с помощью интернет-провайдеров, попадает в сферу регулирования указанного Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 15 данного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено п.п. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15.1 указанного Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Подпунктом 2 п. 5 ст. 15.1 этого Федерального закона в качестве основания включения сведений в Единый реестр предусмотрено решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую сведения о сайте, запрещенной информации и соответствующем решении.
Следовательно, в данном случае формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляются Управлением Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе на принципе приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона № 166-ФЗ в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. № 694 утвержден Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Так, к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Согласно ст. 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ, основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются правила рыболовства, которыми устанавливаются виды, нормативы и сроки разрешенного рыболовства, ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, требования к их сохранению. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Как следует из положений п. 15.2 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 г. № 453, при осуществлении рыболовства запрещается использовать орудия и способы добычи (вылова), воздействующие на водные биологические ресурсы электрическим током.
Аналогичные требования содержатся в Правилах рыболовства для иных рыбохозяйственных бассейнов на всей территории Российской Федерации.
Статьей 256 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Статьей 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира.
ДД.ММ.ГГГГ Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики была проведена проверка исполнения требований Федерального закона № 149-ФЗ, направленного, в том числе на противодействие реализации приборов и приспособлений для осуществления браконьерского лова биологических ресурсов, в ходе которой установлен факт свободного доступа неопределенного круга лиц на интернет-сайт: https://e101.fisher-1.ru/?yclid=6№, на котором в свободном доступе предоставляется информация о продаже приспособлений для осуществления браконьерского лова биологических ресурсов при помощи электроудочек.
В судебном заседании нашло подтверждение, что на момент рассмотрения дела доступ к сайту https://e101.fisher-1.ru/?yclid=6№ не ограничен, позволяет неограниченному кругу интернет-пользователей иметь свободный доступ к информации, содержащей сведения о продаже приспособлений для осуществления браконьерского лова биологических ресурсов при помощи электроудочек.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля.
Учитывая изложенное выше, суд считает доводы заместителя Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики подтвержденными, а административные исковые требования, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте: https://e101.fisher-1.ru/?yclid=6№ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице: https://e101.fisher-1.ru/?yclid=6№ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение является основанием для внесения Территориальным отделом в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу указанной информации в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Копию вступившего в законную силу решения суда в течение трех дней направить в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, расположенный по адресу: 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 7 «б».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: И.Н. Легостина
Мотивированное решение составлено – ДД.ММ.ГГГГ.