УИД № 31RS0016-01-2023-007238-57 Дело № 2-777/2024
(2-6779/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2024 года г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Приходько Н.В.
при секретаре Сапелкиной Н.А.,
с участием истца Лихачева М.А., представителя истца Лихачевой Е.Н., представителей ответчика: Алексеевой О.В., Батлука К.В., Выглазовой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лихачева Максима Анатольевича к Белгородской таможне о взыскании задолженности по заработной плате за совмещение должностей, денежной компенсации,
у с т а н о в и л :
Лихачев М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Белгородской таможне, в котором с учетом увеличения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просит взыскать с ответчика сумму в размере 123 515 руб. за совмещение должностей, взыскать с ответчика в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) сумму пени в размере 34 637,32 руб.
В обоснование заявленных исковых требований сослался на то, что являлся начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее – ОТОиТК) № 5 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни. Приказами начальника Белгородской таможни от № № ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № № «О временном переводе сотрудников» был временно переведен в ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста с 01.11.2022 по 30.12.2022 и с 01.01.2023 по 31.03.2023 без оставления должности начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста.
Считает, что с 01.11.2022 по 31.03.2023 он совмещал две должности: начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста и должностного лица ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста. При этом, ответчиком в нарушение ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ, дополнительное соглашение к контракту № 10101000/0232к/20 от 01.10.2020 на период совмещения должностей с 01.11.2022 по 30.12.2022 с ним заключено не было. В нарушение ст. 151 ТК РФ в дополнительном соглашении к контракту № № от ДД.ММ.ГГГГ о совмещении должностей с 01.01.2023 по 31.03.2023 не указан размер доплаты за совмещение должностей.
В судебном заседании истец Лихачев М.А. и его представитель Лихачева Е.Н. увеличенные исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить. Лихачев М.А. пояснил, что несмотря на временный перевод в ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста он продолжал исполнять должностные обязанности начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста, в его подчинении находились сотрудники ОТОиТК № 5, которыми он осуществлял руководство.
Представители ответчика против удовлетворения исковых требований возражали в полном объеме. Представитель ответчика Алексеева О.В. суду пояснила следующее. 24.02.2022 Президентом Российской Федерации объявлена специальная военная операция (далее – СВО). В связи с нахождением ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста в непосредственной близости от района проведения СВО начальник Белгородского таможенного поста Орлов И.Н. докладной запиской от 24.02.2022 № № доложил начальнику таможни Архипову А.Н. о временном приостановлении с 24.02.2022 работы ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста. Должностные лица данного таможенного поста были размещены в месте расположения (г. Белгород, ул. К. Заслонова, д. 90). В связи с перемещением должностных лиц ОТОиТК № 5 осуществление таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств должностными лицами ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста было прекращено с 24.04.2022. Таким образом, работа ОТОиТК № 5 была приостановлена, а объем работы выполняемый должностными лицами ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста возрос, при штатной численности отдела – 5 единиц. Для рационального использования кадровых ресурсов Лихачев М.А. с его согласия, наряду с другими сотрудниками, был временно переведен в ОТОиТК № 4 в указанные истцом периоды, для осуществления функций по учету утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых из стран-членов Евразийского экономического Союза, на основании приказов Белгородской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, которые были изданы в соответствии со ст. 72.2 ТК РФ.
Во исполнение приказов о переводе между начальником таможни и Лихачевым М.А. были заключены дополнительные соглашения к контракту о службе в таможенных органах Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми были изменены условия названного контракта в части временного перевода с сохранением ранее установленных денежных выплат, без оставления должности начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста. На периоды временного перевода на другую работу Лихачева М.А., были подготовлены временные должностные инструкции начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста, с которыми Лихачев М.А. был ознакомлен и в которые были включены функции по оформлению таможенно-приходных ордеров (далее – ТПО) на уплату утилизационного сбора, формирование электронных копий с применением штатных программных средств, осуществление при этом проверки расчета утилизационного сбора и его учета в отношении транспортных средств, ввозимых из стран-членов Евразийского экономического Союза (пп. 280 п.14 временной должностной инструкции).
За период временного перевода в ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста Лихачев М.А. никаких возражений относительно условий работы не предъявлял, приказы о временном переводе не оспаривал.
Считают, что в соответствии со ст. 72.2 ТК РФ стороны трудового договора ограничены только по сроку, т.е. временный перевод допускается до одного года по любым основаниям при наличии любых обстоятельства.
П. 5 контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ Лихачеву М.А. определены условия оплаты труда, среди которых указаны выплаты напрямую, зависящие от результата труда. Считают, что так как деятельность ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста была приостановлена, объем работы сотрудников ОТОиТК № 5 значительно снизился, но независимо от снижения объема работы, условия оплаты труда истца не ухудшались, напротив, премии и поощрительные выплаты выплачивались Лихачеву М.А., как начальнику отдела, в повышенном размере, подтверждением чему являются расчетные листки за ноябрь, декабрь 2022 года, январь-март 2023 года и служебная записка бухгалтерского учета и финансового мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ № об окончательном расчете с истцом при увольнении 30.09.2023, расчетные листки за сентябрь-октябрь 2023 года.
Считают доводы истца о совмещении должностей безосновательными, так как совмещение должностей характеризуется повышенной интенсивностью труда – работник в течение рабочего дня должен выполнить в полном объеме не только основные обязанности, но и дополнительные обязанности по занимаемой должности, но и дополнительные обязанности путем расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ. При обращении в суд Лихачевым М.А. не представлены доказательства наличия предложения начальника Белгородской таможни о совмещении на ряду с занимаемой должностью начальника ОТОиТК № 5 другой должности начальника отдела (ОТОиТК № 4) или любой другой должности. Отсутствует подписанное соглашением между начальником таможни и Лихачевым М.А., в котором были бы определены наименования совмещаемой должности, срок совмещения, содержание получаемой дополнительной работы, условия о размере оплаты. Приказ о возложении на Лихачева М.А. обязанности по совмещению должностей Белгородской таможней не издавался.
Более того, довод о выполнении истцом на ряду с обязанностями по занимаемой должности – начальника ОТОиТК №5 обязанностей начальника ОТОиТК № 4 несостоятельны, так как на период временного перевода истца обязанности начальника ОТОиТК №4 исполняла Уемельянина И.В., а на период ее отсутствия ее замещали Воспанова Т.А. и Соколов А.Г.
Суждения Лихачева М.А. о доплате за совмещение должностей, основанные на указании в дополнительных соглашениях к контракту № № от ДД.ММ.ГГГГ формулировки о временном переводе Лихачева М.А. без оставления должности начальника ОТОиТК № 5, не свидетельствуют о наличии совмещения им какой-либо должности, поскольку фактические обстоятельства свидетельствуют об отсутствии деятельности ОТОиТК № 5, т.е. выполнение отделом основной функции для которой он создан: совершение таможенных операций и осуществление таможенного контроля товаров и транспортных средств, начиная с 24.02.2022. При сопоставлении загруженности ОТОиТК № 5 и ОТОиТК № 1 Белгородского таможенного поста, выполняющего однотипные функции при совершении таможенных операций при проведении таможенного контроля в отношении товаров перемещаемых в торговом обороте (юридическими лицами) в рамках технологии «удаленного выпуска товаров» за период с 01.11.2022 по 31.03.2023 можно сделать вывод об отсутствии деятельности ОТОиТК № 5 по совершению таможенных операций и таможенного контроля.
Относительно требования о взыскании с Белгородской таможни компенсации за задержку выплаты заработной платы на основании ст. 236 ТК РФ, считают, что поскольку заработная плата истцу не начислялась (и не подлежала начислению в связи с отсутствием факта совмещения и права на доплату), положения ст. 236 ТК РФ к спорным правоотношениям не подлежат.
Опровергают и правильность арифметического расчета доплаты подлежащей за совмещение должностей, так как из доплаты работодатель должен удерживать налог в 13 % и согласно исполнительному листу с Лихачева М.А. удерживаются алименты в размере ? заработка. Кроме того указывают, что Лихачев М.А. в связи с временной нетрудоспособностью был освобожден от исполнения обязанностей в декабре 2022 года на 9 дней, в феврале 2023 года на 10 дней.
Просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, правовую основу которой составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 7 ст. 11 ТК РФ, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в соответствии со ст. 46 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа, в который, в числе прочего включаются квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом
Частями 2, 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Вопросы оплата труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) гражданским служащим таможенных органов регулируются нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ переводом на другую работу является постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 названного Кодекса.
По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ст. 72.2 ТК РФ).
Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Следует отметить, что совмещение должностей может быть осуществлено только по другой профессии или должности. Совмещать одноименные должности (профессии) сотрудник не может.
В случае временного перевода, сотрудник фактически перестает выполнять обязанности по прежней должности и приступает к осуществлению функций по новой должности.
Совмещение означает дополнительную работу по другой профессии или должности.
Определенное сходство имеется между институтом перевода на другую работу и совмещением должностей. При совмещении, так же как и при переводе, происходит изменение существенных условий труда (объема работ).
Однако между этими правовыми институтами есть и различия: 1) при переводе работник полностью освобождается от предыдущей работы, при совмещении этого не происходит; 2) совмещение не влечет автоматического изменения квалификации, профессии и специальности; 3) при совмещении выполнение разнородных функций производится на двух и более рабочих местах, что ведет к расширению арены труда; 4) совмещение, в отличие от перевода на другую работу, может быть отменено без согласия работника.
ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Белгородской таможни № № «О приеме Лихавева М.А.», Лихачев М.А. принят на должность инспектора ОТОиТК № 1 отдела таможенного оформления и таможенного контроля в неторговом обороте Шебекинского таможенного поста им. Б.А. Данкова стажером с испытанием продолжительностью 3 месяца.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, Лихачев с 24.05.2002 по 30.09.2023 проходил службу на Шебекинском таможенном посту имени В.А. Данкова, Белгородском таможенном посту Белгородской таможни на различных должностях.
Согласно контракту о службе в таможенных органах Российской Федерации № №, заключенному на срок 3 года на период с 01.10.2020 по 30.09.2023 Лихачев М.А. проходил службу в Белгородской таможне в должности начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста. В соответствии с п. 7 контракта сотрудник согласен с переводом по службе по инициативе начальника на другую должность (равную) в том же таможенном органе, в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность.
Дополнительным соглашением к контракту № № в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2021 № 772 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» в контракт внесены изменения, согласно которым Лихачеву М.А. п. 1 установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью в размере 23 753 руб. и месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием в размере 12 167 руб., п. 2 установлено ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности объема и важности выполняемых задач (должностного оклада) 10 %. П. 1 соглашения вступил в силу с 01.10.2021, п. 2 – с 01.01.2022.
Дополнительным соглашением к контракту № № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 719 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» в контракт внесены изменения, согласно которым Лихачеву М.А. п. 1 установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью в размере 24 703 руб. и месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием в размере 13 255 руб., п. 2 установлено ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности объема и важности выполняемых задач (должностного оклада) 10%. П. 1 соглашения вступил в силу с 01.10.2022, п. 2 – с 01.01.2023.
Из докладной записки начальника Белгородского таможенного поста от 24.02.2022 в адрес начальника Белгородской таможни следует, что в связи с нахождением ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста в непосредственной близости от района проведения венной специальной операции работа данного подразделения временно приостановлена. Должностные лица ОТОиТК № 5 таможенного поста находятся в месте расположения Белгородского таможенного поста.
В соответствии с докладной запиской начальника Белгородского таможенного поста от 18.05.2022 исх. № 49-01-17/1251 следует, что из здания склада временного хранения АО «ТЛТ-Белогорье» расположенного по адресу Белгородская область, Белгородский район, западнее с. Нехотеевка, слева от автодороги «Крым», в границах Журавлевского с.п., произведена эвакуация материальных ценностей используемых в работе ОТОиТК № 5 таможенного поста. Материальные ценности были перемещены в здание Белгородского таможенного поста, расположенного по адресу г. Белгород, ул. Константина Заслонова, д. 90. Вследствие невозможности ввода в эксплуатацию эвакуированного серверного оборудования, совершение таможенных операций должностными лицами ОТОиТК № 5 таможенного поста с отдельным ведомственным кодом 10101035 временно не представляется возможным.
В ходе выезда 23.05.2022 на склад временного хранения АО «ТЛТ-Белогорье» были зафиксированы следы обстрела территории склада используемого для временного хранения товаров и проведения таможенных досмотров.
27.10.2022 начальник Белгородского таможенного поста направил в адрес начальника Белгородской таможни докладную записку исх. № 49-01-17/2958 с просьбой временно перевести в ОТОиТК № 4 сотрудников таможенного поста, в том числе и начальника ОТОиТК № 5 Лихачева М.А.
Согласие Лихачева М.А. на временный перевод подтверждается листом согласования от 26.10.2022.
ДД.ММ.ГГГГ начальник таможни приказом «О временном переводе» № № в соответствии со ст. 72.2 ТК РФ, в связи со служебной необходимостью, для своевременного и качественного выполнения таможенных операций и осуществления таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования и транспортных средств, а также для обеспечения поставленных задач ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста, с письменного согласия сотрудников распорядился перевести временно с 01.11.2022 по 30.12.2022 в ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста Лихачева М.А.
В соответствии с дополнительным соглашением к контракту о службе в таможенных органах Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении контракта о службе в таможенных органах сотрудника Лихачева М.А. являющимся неотъемлемой частью служебного контракта и вступающим в силу с 01.11.2022, сотрудник Лихачев М.А. начальник ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни в соответствии со ст. 72.2 ТК РФ и на основании приказа Белгородской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № № «О временном переводе сотрудников» временно переведен с 01.11.2022 по 30.12.2022 в ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни с сохранением ранее установленных денежных выплат без оставления должности начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни.
ДД.ММ.ГГГГ начальник Белгородского таможенного поста направил в адрес начальника Белгородской таможни докладную записку исх. № № с просьбой временно перевести в ОТОиТК № 4 сотрудников таможенного поста, в том числе и начальника ОТОиТК № 5 Лихачева М.А.
Согласие Лихачева М.А. на временный перевод подтверждается листом согласования от 23.12.2022.
ДД.ММ.ГГГГ начальник таможни приказом «О временном переводе» № № соответствии со ст. 72.2 ТК РФ, в связи со служебной необходимостью, для своевременного и качественного выполнения таможенных операций и осуществления таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования и транспортных средств, а также для обеспечения поставленных задач ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста, с письменного согласия сотрудников распорядился перевести временно с 01.01.2023 по 31.03.2023 в ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста Лихачева М.А.
В соответствии с дополнительным соглашением к контракту о службе в таможенных органах Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении контракта о службе в таможенных органах сотрудника Лихачева М.А. являющимся неотъемлемой частью служебного контракта и вступающим в силу с 01.01.2023, сотрудник Лихачев М.А. начальник ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни в соответствии со ст. 72.2 ТК РФ и на основании приказа Белгородской таможни от № № ДД.ММ.ГГГГ «О временном переводе сотрудников» временно переведен с 01.01.2023 по 31.03.2023 в ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни с сохранением ранее установленных денежных выплат без оставления должности начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни.
На время временных переводов начальника ОТОиТК № 5 в ОТОиТК № 4, в соответствии с приказами, были разработаны временные должностные инструкции начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста.
При анализе должностной инструкций начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни, утвержденной начальником Белгородской таможни 16.09.2022, временной должностной инструкции начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни, утвержденной начальником Белгородской таможни 18.10.2022 и временной должностной инструкции начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни, утвержденной начальником Белгородской таможни 26.12.2022, судом установлено, что при составлении временных должностных инструкций начальника ОТОиТК № 5 к должностным обязанностям начальника ОТОиТК № 5 добавлены обязанности сотрудников ОТОиТК № 4 по оформлению таможенно-приходных ордеров на уплату утилизационного сбора, формирования электронных копий с применением штатных программных средств, осуществление при этом проверки расчета утилизационного сбора и его учета в отношении транспортных средств, ввозимых из стран-членов Евразийского экономического Союза. При этом все обязанности начальника ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста, которые имелись у него до издания приказа о переводе на другую работу и заключения дополнительных соглашений к контракту остались прежними.
В судебном заседании установлено, что за период работы с 01.11.2022 по 30.12.2022 и с 01.01.2021 по 31.03.2023 в ОТОиТК № 4 Лихачев М.А. произвел:
- оформление таможенных приходных ордеров на уплату утилизационного сбора в количестве 34 штук, что подтверждается общими сведениями по оформлению ТПО (отчеты 25-01 за периоды с 01.11.2022 по 31.03.2023);
- оформление 34 докладных записок в АС УКИД-2 «Рабочее место руководителя», в том числе в рамках совершения операций по взысканию утилизационного сбора, что подтверждается списками документов подготовленных/исполненных Лихачевым М.А. за период с 01.11.2022 по 31.03.2023.
Представители ответчика не отрицают, что Лихачев М.А. с 01.11.2022 по 30.12.2022 и с 01.01.2023 по 31.03.2023 в ОТОиТК № 5 Лихачев М.А.:
- возбудил 7 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, что подтверждается выборкой дел об АП, возбужденных должностными лицами ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста за период с 01.11.2022 по 31.03.2023 сформированной с помощью КПС «Правоохрана – Административные правонарушения» и списком дел об административных правонарушениях заведенных Лихачевым М.А. за период 01.11.2022 по 31.03.2023;
- знакомился с поступившими в ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста электронными документами в системе электронного документооборота, производил их распределение, подписывал своей электронно-цифровой подписью, что подтверждается приобщенными в материалы дела копиями приказов, распоряжений Белгородской таможни и другими документами, с отметками Лихачева М.А. в электронном документообороте о перенаправлении их для ознакомления сотрудникам ОТОиТК № 5.
Сведениями из информационной системы ИСС «Малахит» по ОТОиТК № 5 Белгородского таможенного поста за спорный период подтверждается отсутствие таможенных операций и таможенного контроля в ОТОиТК № 5, данный факт не оспаривается истцом.
Оценивая данную работу в служебной записке Белгородского таможенного поста от 16.02.2024 № 49-01-19эд/0350 «Об интенсивности работы» Белгородский таможенный пост отмечает, что объем работы выполненный Лихачевым М.А. в указанный период, гораздо меньше, чем объем работы выполненный другими сотрудниками ОТОиТК № 4. В функциональные обязанности должностных лиц ОТОиТК № 4 также как и других структурных подразделений таможенного поста (в том числе и ОТОиТК № 5), входит осуществление иных видов контроля, включающие функции по контролю своевременности подачи статистических форм учета, аннулированию статистических форм учета и возбуждению дел об административных правонарушениях. Полномочия на осуществление данной деятельности установлены приказом Белгородской таможни от 09.12.2021 № 1060 «Об организации сбора и обработки статистических форм» и распоряжения Белгородского таможенного поста от 15.11.2021 № 69-р «О распределении статистических форм учета перемещения товаров по структурным подразделениям Белгородского таможенного поста».
На основании изложенного, представители ответчика считают, что за период временного перевода Лихачева М.А. в ОТОиТК № 4 Белгородского таможенного поста не свидетельствуют о напряженности, интенсивности его труда, выполнение обязанностей в ОТОиТК № 4 носило разовый характер (по поручению начальника Белгородского таможенного поста) в условиях приостановления деятельности ОТОиТК № 5.
На вопросы председательствующего, представители ответчика пояснили, что во время временного перевода начальника ОТОиТК № 5 в ОТОиТК № 4 пятый отдел не расформировывался, численность сотрудников оставалась по штатному расписанию такой же; приказ о расформировании пятого отдела не издавался.
Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля заместитель начальника поста (сменный) Белгородской таможни Купин А.Е., в судебном заседании пояснил, что ОТОиТК № 5 находился в непосредственной близости от государственной границы, в функции отдела входило осуществление таможенных операций в отношении товаров перемещаемых в торговом обороте юридическими лицами, т.е. в режиме удаленного выпуска занимались сверкой деклараций, завершением таможенного транзита, контролем за помещением и перемещением таможенного товара на склад временного хранения. В связи с проведением СВО должностные лица были перемещены по адресу: г. Белгород, ул. Константина Заслонова. С августа 2022 года отдел № 5 не функционировал, потому что товары туда не поступали, должностные лица непосредственно находились на таможенном посту. В связи с тем, что увеличилась работа в 4 отделе, а в 5 отделе лица находились без работы, было принято перевести Лихачева на данное направление работы. Лихачев не работал в отделе на постоянной основе, он выполнял разовые функции по поручению начальника поста, т.е. выполнял эту работу не находясь в 4 отделе. Никаких операций по работе 5 отдела Лихачев не совершал. 7 административных дел, которые были возбуждены Лихачевым М.А. не относятся к работе именно 5 отдела, эту работу может выполнять любой сотрудник, как 4 так и 5 отдела. Территориальной закрепленности распределения статистических форм нет, территориальный принцип распределения необходим только для удобства работы. Между тем пояснил, что так как Лихачев М.А. выполнял обязанности не входящие в обязанности начальника 5 отдела ему выплачивалась повышенная квартальная премия. В Белгородской таможне практики работы по совмещению не имеется. На время временного перевода Лихачева М.А. в ОТОиТК № 4 исполнение обязанностей начальника ОТОиТК № 5 ни за кем не закреплялось. Программные обеспечения ОТОиТК № 5 продолжали работу, инспектора отдела были обязаны за ними следить, отслеживать поступление. Распределение статистических форм возможно осуществлять как разовое поручение начальника таможни и без перевода в 4 отдел, он их мог исполнять и работая в 5 отделе. А оформлять ТПО (которые оформлены Лихачевым М.А. в количеств 34 штук за спорный период) работая в 5 отделе он не мог, так как для этого необходим особый доступ к программному обеспечению.
Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела ОТОиТК № 4 Белгородской таможни ФИО21 в судебном заседании пояснила, что поручения Лихачеву М.А. давались не ей, а начальником таможенного поста путем письменной резолюции. Данная работа носила не систематический характер, а в период большого наплыва заявлений по учету утилизационного сбора. Ее обязанности, как начальника ОТОиТК № 4 Лихачев М.А. не исполнял, ей не подчинялся.
Суд, изучив представленные доказательства приходит к выводу, что в данном случае присутствуют установленные ст. 60.2 ТК РФ условия, свидетельствующие о совмещении должностей: исполнение сотрудником в течение рабочего дня, кроме своих основных обязанностей (начальника ОТОиТК № 5) работы еще и по другой должности (ОТОиТК № 4), Лихачев М.А. не прекращал выполнять свои основные обязанности; осуществлял подработки в течение своего рабочего дня, так как работа по оформлению ТПО выходила за рамки работы начальника ОТОиТК № 5; дополнительная и основная работа относятся к разным должностям, предусмотренным в штатном расписании.
Таким образом, вследствие временного перевода истца произошло изменение ранее возложенных на него должностных обязанностей, в связи с чем, суд критически относится к доводам ответчика, поскольку при временном переводе ответчик фактически поручил истцу выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной служебным контрактом, дополнительной работы по другой должности.
Между тем соглашение об установлении доплаты за совмещение должностей сторонами не заключалось.
Приказом Белгородской таможни № № ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил внутреннего распорядка для сотрудников» 29.04.2021 утверждены Правила внутреннего распорядка для сотрудников, согласно п.п. 3.3. п. 3 которых выплата денежного довольствия сотрудникам таможни производится дважды в месяц: за первую половину месяца – 15-го числа текущего месяца и в предпоследний день каждого текущего месяца. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим/праздничным днем выплата денежного довольствия производится на кануне этого дня.
Из расчетных листков Лихачева М.А. за спорные периоды работы ноябрь 2022 по март 2023 года следует, что Лихачев М.А. получал заработную плату без выплаты доплаты за совмещение должностей.
Доводы представителя ответчика Алексеевой О.В. о том, что за Лихачевым М.А, была сохранена прежняя заработная плата и все выплаты, получаемые им до перевода на другую работу, истцом не оспаривались.
Между тем, довод ответчика о том, что Лихачев М.А. во время перевода на другую работу получал повышенную премию, оспаривается истцом, материалами дела не подтверждается, а потому отклоняется судом, как недоказанный факт.
Приказом Белгородской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об увольнении Лихачева М.А.» капитан таможенной службы Лихачев М.А. 30.09.2023 уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающей право на пенсию).
В соответствии с п. 2 данного приказа отделу бухгалтерского учета и финансового мониторинга поручено произвести с Лихачевым М.А. окончательны расчет: 1) выплатить единовременное пособие в размере 7 окладов месячного денежного содержания; 2) выплатить денежную компенсацию за 4 календарных дня неиспользованного очередного ежегодного отпуска за 2023 г.; 3) выплатить денежную компенсацию за 11,25 календарных дней неиспользованного дополнительного ежегодного отпуска за выслугу лет за 2023 г.; 4) выплатить премию по итогам работы за сентябрь 2023 года с учетом фактически отработанного времени.
Доплата работнику при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, производится в соответствии со статьей 151 ТК РФ.
В силу положений ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплат за совмещение профессий (должностей) устанавливаются работодателем по соглашению с работником с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Конкретный размер доплаты отражается в дополнении к трудовому договору. При этом указывается, какую работу и в каком объеме будет выполнять работник.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец вправе требовать дополнительную оплату за выполнение им дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня, определенного трудовым договором, а именно, за выполнение обязанностей сотрудника ОТОиТК № 4 в период с 01.11.2022 по 30.12.2022 и с 01.01.2023 по 31.03.2023.
Определяя размер заработной платы подлежащей взысканию за выполнение дополнительной работы, суд принимает во внимание расчет истца, и доводы ответчика относительно вычета из оклада налога на доходы физических лиц в размере 13 %, так как Белгородская таможня является налоговым агентом.
Доводы ответчика о необходимости вычета ? заработка, так как из заработной платы ответчика вычитались денежные средства на уплату алиментов подлежат отклонению судом, так как денежные средства на уплату алиментов взыскиваются с лица, обязанного уплачивать алименты из всех видов дохода, следовательно из денежных средств полученных по решению суда Лихачев М.А. должен уплатить алименты, но данные денежные средства не могут вычитаться из заработной платы Лихачева в пользу работодателя.
Истцом не оспаривались доводы ответчика о том, что в связи с временной нетрудоспособностью Лихачев М.А. был на больничном в декабре 2022 года – 9 дней и в феврале 2023 – 10 дней.
На основании изложенного суд, приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца в качестве доплаты за совмещение должностей подлежит взысканию 86 726,26 руб.:
- за ноябрь 2022 года, январь 2023 года, март 2023 года по 21 491,61 руб. за каждый месяц (24 703 руб. – 13 %), итого 64 474,83 руб. (21 491,61 руб. х 3 мес.);
- за декабрь 2022 года в размере 12 699,60 руб. (24 703 руб. / на 22 рабочих дня в декабре = 1 122,86 руб. стоимость одного рабочего дня в декабре, Лихачев А.М. проработал в декабре 13 дней (22 дня – 9 дней больничного), 1 122,86 руб. х 13 рабочих дней = 14 597,18 руб., 14 597,18 руб. – 13 % = 12 699, 60 руб.);
- за февраль 2023 года в размере 9 551,83 руб. (24 703 руб. / 18 рабочих дней = 1 372,40 руб. стоимость одного рабочего дня в феврале 2023 года; Лихачев М.А. проработал в феврале 2023 года 8 дней (18 дней – 10 дней больничного), 1 372,40 руб. х 8 рабочих дней = 10 979,11 руб.; 10 979,11 руб. – 13 % = 9 551,83 руб.).
Итого с Белгородской таможни в счет взыскания заработной платы за совмещение должностей подлежит взысканию 86 726,26 руб. (64 474,83+12 699,60+9 551,83).
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Следует отдельно отметить, что ст. 236 ТК РФ подлежит применению только к начисленной, но не выплаченной заработной плате, что в данном случае не имело место быть.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что так как выплаты ответчику за совмещение должностей не начислялись, то данная норма применению не подлежит, в удовлетворении требований в данной части подлежит отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку истец при обращении в суд с исковым заявлением о защите трудовых прав освобождается от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 801,79 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковое заявление Лихачева Максима Анатольевича (паспорт гражданина Российской Федерации серии №) к Белгородской таможне (ИНН 3125016361) о взыскании задолженности по заработной плате за совмещение должностей, денежной компенсации удовлетворить частично.
Взыскать с Белгородской таможни (ИНН 3125016361) в пользу Лихачева Максима Анатольевича (паспорт гражданина Российской Федерации серии №) задолженности по заработной плате за совмещение должностей 86 726,26 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Взыскать с Белгородской таможни (ИНН 3125016361) в доход муниципального образования «Город Белгород» пошлину в сумме 2 801,79 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>