Решение по делу № 2-5021/2024 от 08.04.2024

УИД 11RS0001-01-2024-005928-60

Дело № 2-5021/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2024 года                        г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Зотовой М.О.,

с участием представителя ответчика Зиновьевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпадарук Зои Владимировны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Республике Коми в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании уменьшения норматива незаконным, взыскании упущенной выгоды, процентов,

у с т а н о в и л:

Шпадарук З.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании незаконным уменьшения норматива социальной выплаты по государственному жилищному сертификату серии ПС №..., выданному ей ** ** ** Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми; взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере 175 699 рублей 20 коп., предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса РФ процентов за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 18 438 рублей 68 коп.

К участию в деле в качестве соответчика по требованиям о возмещении убытков и взысканию процентов привлечена Республика Коми в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

В судебном заседании представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми иск не признала.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Шпадарук З.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Шпадарук (ранее – ...) З.В. родилась ** ** ** в ... Республики Коми, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

С ** ** ** истица состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «...» с составом семьи 1 человек.

Письмом от ** ** ** Минстрой Республики Коми отказало истице в выдаче государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право на получение указанной социальной выплаты. В обоснованием принятого решения был указано на факт выбытия истицы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и повторного прибытием в указанные районы после ** ** **. В частности, было указано на наличие у истицы регистрации по месту жительства на территории ... в период с ** ** ** по ** ** **, выдачей ею доверенностей от ** ** ** и от ** ** ** в ..., и на осуществление ею трудовая деятельности в ... в ООО «...».

Вступившим в законную силу ** ** ** решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по гражданскому делу №... было признано право Грибковой (ныне – Шпадарук) З.В. на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «...» в соответствии с установленной очередностью с учётом даты постановки на учет ** ** **.

... (ныне – Шпадарук) З.В. ** ** ** Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее также – Минстрой Республики Коми) был выдан государственный жилищный сертификат серии ПС №... на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в размере 3 338 286 рублей для приобретения жилого помещения на территории ....

Согласно государственному жилищному сертификату размер социальной выплаты рассчитан исходя из следующих показателей: состав семьи владельца сертификата (без учета владельца) – 0 человек; норматив общей площади жилого помещения – 33 кв. метра; норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения про Российской Федерации 88 737 рублей; повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Российской Федерации 1,2; норматив предоставления социальной выплаты 95%; сумма, на которую уменьшается размер социальной выплаты – 0 рублей.

Срок действия сертификата был установлен – до ** ** **. При этом сертификат должен был быть предъявлен в банк до ** ** **..

** ** ** ФИО4 заключила со ФИО5 договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым истица приобрела в собственность (запись в ЕГРН от ** ** **) жилое помещение по адресу: ...

Цена указанного договора составила 3 338 286 рублей (п. 2.1 договора).

Пунктом 2.2 указанного договора было предусмотрено, что оплата стоимости квартиры производится покупателем с использованием средств государственного жилищного сертификата серии ПС №... от ** ** ** в полной мере, путём перечисление денежных средств на счёт продавца по реквизитам, указанным в п. 5 договора.

Государственный жилищный сертификат серии ПС №... от ** ** ** был предъявлен истицей для оплаты. Сумма социальной выплаты в размере 3 338 286 рублей была перечислена продавцу по договору купли-продажи от ** ** **. Указанные обстоятельства признаются участвующими в деле лицами.

Оспаривая размер определенной ответчиком социальной выплаты, истица указывает на отсутствие суммы для снижения размера социальной выплаты и на наличие необоснованного уменьшения норматива предоставления социальной выплаты на 5% (со 100% до 95%).

Представителем Минстроя Республики Коми указано, что норматив социальной выплаты предоставленной Шпадарук З.В. определен с учётом времени проживания истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Для категории лиц, к которым относится истица, ко времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях относится всё время её проживания в таких местностях с рождения. Для установления максимального норматива предоставления социальной выплаты (100%) требовалось, чтобы истица непрерывно с рождения прожила в указанных местностях не менее 35 лет. К моменту выдачи сертификата истица достигла возраста 35 лет, но при этом имелись периоды, когда истица проживала за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что было установлено ранее принятым решением суда.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При этом ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Частью 1 ст. 68 указанного Кодекса объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счёт средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006.

В силу статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации №153 от 21.03.2006 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Между сторонами отсутствует в настоящее спор о праве истицы на получение жилищной субсидии. Между сторонами имеется спор о размере такой субсидии.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:

- состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992;

- норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;

- норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), то есть для категорий лиц, к которым относится истица, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

Норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следующим образом: норматив предоставления жилищных субсидий (в процентах) для граждан, имеющих стаж работы: свыше 35 лет – 100; имеющих стаж работы от 30 до 35 лет – 95.

При этом указанный Федеральный закон не предусматривает положений, согласно которым в указанный стаж или время проживания могут быть включены периоды проживания получателя жилищной субсидии за пределами указанных районов и местностей.

На день выдачи государственного жилищного сертификата возраст Шпадарук З.В. составлял ...

Шпадарук З.В., получавшей социальную выплату по категории ..., родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей, для расчета размера субсидии учитывалось время проживания в указанных районах.

Вступившим в законную силу решением суда от ** ** ** было установлено, что истица в периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **. с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** находилась на стационарном лечении в ГБУЗ «...»; имела регистрацию по месту жительства в ... с ** ** ** по ** ** **.

В соответствии с ч 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных указанным Кодексом.

Суд при принятии решения от ** ** ** пришёл к выводу о том, что проживание истицы на территории ... являлось временным и свидетельствовало о временном отсутствии истицы по месту жительства в ... Республики Коми, что не могло являться основанием для прекращения права истицы на получение жилищной субсидии.

При этом такое временное не проживание истицы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеет правовое значение для определения норматива предоставления истице жилищной субсидии, поскольку размер такого норматива находится в прямой зависимости от времени, в течение которого истица проживала в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период в момента своего рождения.

Судом было предложено истице представить все имеющиеся доказательства наличия у неё предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ оснований для определения в отношении неё норматива предоставления жилищной субсидии в размере 100% исходя из категории граждан, к которым она относится, и доказательства проживания её в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 35 лет.

Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что по состоянию на ** ** ** (дата выдачи сертификата) истица проживала в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 35 лет, с учётом установленных решением суда от ** ** ** обстоятельств, суду предоставлено не было.

С учетом периодов продолжительности проживания Шпадарук З.В. в ..., стаж её проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил более 30 лет, но не превысил 35 лет, что согласно требованиям ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ влечёт определение норматива предоставления социальной выплаты в размере 95%.

Уменьшение суммы размера социальной выплаты, об отсутствии которого указано истицей, связано с иными обстоятельствами, которые не влияют на норматив предоставления социальной выплаты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны Минстроя Республики Коми незаконного уменьшения норматива социальной выплаты по государственному жилищному сертификату серии ПС №..., выданному истице ** ** **.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 указанного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств совершения Минстроем Республики Коми и/или его должностным лицами незаконных действий (бездействия) при выдаче истице государственного жилищного сертификата, что само по себе исключает возможности взыскания в пользу истицы сумм каких-либо убытков.

Кроме того, стороной истица не доказан сам факт причинёния истице убытков в виде упущенной выгоды.

Согласно п. 54 Правил гражданин имеет право приобрести жилое помещение в пределах средств социальной выплаты, также может использовать использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала. Выплата денежной суммы социальной выплаты помимо однократного приобретения жилого помещения законодательством не предусмотрена.

Истица приобрела в собственность жилое помещение, оплатив в полном объёме цену договора купли-продажи за счёт предоставленной ей социальной выплаты.

Согласно действующему законодательству сумма социальной выплаты перечисляется не самому получателю выплаты, а продавцу жилого помещения, приобретаемого за счёт средств социальной выплаты. Возможность повторного получения социальной выплаты в части, которая не была использована на оплату приобретения жилого помещения, в силу прямого законодательного запрета отсутствует.

Каких-либо допустимых доказательств того, что истицей к моменту реализации ей государственного жилищного сертификата был заключён договор купли-продажи в отношении иного более дорогостоящего жилого помещения, цену которого она не смогла оплатить в связи получением жилищной субсидии в меньшем размере, чем ей (по её мнению) полагалось, материалы дела не содержат.

Недоказанность самого факта причинёния убытков является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований истицы о возмещении ей убытков.

Пунктом 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Обстоятельств какого-либо неправомерного удержания со стороны Минстроя Республики Коми денежных средств истицы, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате в ходе рассмотрения дела не установлено.

Кроме того, оснований для применения в споре положений ст. 395 Гражданского кодекса РФ не имеется в принципе, поскольку разрешаемый судом спор вытекает из административных правоотношений сторон, характеризующихся отсутствием равенством сторон, наличием властно-подчинённых отношений. В спорных правоотношениях Минстрой Республики Коми реализовывал свои публичные полномочия. В таком случае гражданское законодательство (включая нормы ст. 395 Гражданского кодекса РФ) может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (п. 3 ст. 2 указанного Кодекса). Аналогичная правовая позиция изложена в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Шпадарук З.В.

Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Шпадарук Зои Владимировны (...) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (...), Республике Коми в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании незаконным уменьшения норматива социальной выплаты по государственному жилищному сертификату серии ПС №..., выданному ей ** ** ** Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми; взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере 175 699 рублей 20 коп., предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса РФ процентов за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 18 438 рублей 68 коп. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                  Д.А. Паншин

Мотивированное решение составлено – 20.06.2024.

2-5021/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шпадарук Зоя Владимировна
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
08.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2024Предварительное судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее