Дело №2а-5163/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2019 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Габидулиной Э.И.
при секретаре Дунаевой Н.А.,
с участием административного истца Васильева А.В., представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России Чурсиновой Н.М., представителя заинтересованного лица ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области Гайдаенко А.В., представителя заинтересованного лица УФСИН России по Новгородской области Тюлюлюсова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева А.В. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть 53 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным бездействия,
у с т а н о в и л:
Васильев А.В. обратился в суд с иском к МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России о признании незаконным бездействия, ссылаясь в обоснование заявленных требований, что он является инвалидом 2 группы по заболеванию сердца. Во время отбытия наказания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области 21 января 2019г. у него случился сердечный приступ: повышенное артериальное давление, одышка, боли в груди, в связи с чем он неоднократно обращался к сотрудникам МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России для вызова «скорой неотложной помощи», но ему было в этом отказано. Полагает, что бездействием сотрудников МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России нарушено его право на медицинское обслуживание.
В судебном заседании Васильев А.В. заявленные требования поддержал.
В порядке подготовки дела к судебному заседанию истцу было предложено уточнить исковые требования с указанием способа восстановления нарушенного права, в предварительном судебном заседании, а также в основном судебном заседании административный истец Васильев А.В. отказался уточнять исковые требования и настаивал на рассмотрении заявленных исковых требованиях о признании бездействия незаконным.
К участию в деле, определением суда от 4 октября 2019 года, в качестве ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть 53 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России), т.к. медицинская часть № 2 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России, осуществляющая медицинское обслуживание ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, является филиалом данного учреждения, самостоятельным юридическим лицом не является.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России Чурсинова Н.М. иск не признала, суду пояснила, что медицинская помощь Васильеву А.В. была оказана, необходимости в вызове «скорой помощи» не было.
Определением суда от 4 октября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по Новгородской области, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области. Представители указанных учреждений полагали, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений частей 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Васильев А.В. обратился в суд с административным иском 30.09.2019г. (согласно штампа исходящей корреспонденции ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области) по истечении установленного законом трехмесячного срока со дня предполагаемого нарушения права -21 января 2019 года.
Васильев А.В. сослался в судебном заседании на наличие уважительной причины пропуска срока обращения в суд, т.к. ранее он обращался с данным иском в суд, но определением суда оно было возвращено.
Между тем, судом установлено, что Васильев А.В. с административным иском к МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России о признании незаконным бездействия обращался в суд 29.05.2019 года. Определением Новгородского районного суда от 3.06.2019 года исковое заявление Васильва А.В. было оставлено без движения сроком до 21.06.2019 года для устранения недостатков. Определением суда от 24.06.2019 года административное исковое заявление Васильева А.В. возвращено в виду неустранения недостатков, указанных судом. Согласно расписке, указанное определение суда получено Васильевым А.В. 28.06.2019 года.
Таким образом, Васильев А.В. обратился в суд с административным иском к МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России о признании незаконным бездействия с пропуском трех-месячного срока и 29.05.2019 года и 30.09.2019 года.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По существу административный иск Васильева А.В. так же не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Васильев А.В. с 27.05.2015 года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области.
Васильев А.В. имеет <данные изъяты> группу инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-№.
12.02.2018 года Васильев А.В. осмотрен врачебной комиссией ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России, диагноз: <данные изъяты>
21.03.2018 года Васильев А.В. осмотрен врачом-кардиологом, диагноз: <данные изъяты>
04.07.2018г. Васильев А.В. осмотрен врачом-кардиологом, диагноз: <данные изъяты>
26.12.2018 года Васильев А.В. осмотрен врачом-терапевтом, диагноз: <данные изъяты>
Заключением Врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ у Васильева А. В.установлено <данные изъяты>
В период с 28.12.2018 года по 14.01.2019 года Васильев А.В. неоднократно осматривался медицинскими работниками, в том числе врачами-специалистами (терапевт, фтизиатр) филиала «<данные изъяты>.
В силу ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу п. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Частью 1 ст.101 УИК РФ предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (ч.2 ст. 101 УИК РФ).
Согласно ч.5 ст. 101 УИК РФ медицинская помощь осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений ФСИН России в соответствии с «Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации 28.12.2017 года № 285.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 г. №295 (в редакции от 28.12.2017г.) лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (п.123).
В исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (п.124).
При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (п.125).
Пунктом 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 года №285, также определено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских учреждений, подведомственных ФСИН России и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую структурными подразделениями медицинских организаций УИС, и только при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Как видно из материалов дела, медицинской карты, личного дела осужденного Васильева А.В., в период нахождения в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области медицинская помощь истцу организована и оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Из представленной в материалах дела выписки из медицинской карты усматривается, что Васильев А.В. за период содержания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области регулярно наблюдается медицинскими работниками, неоднократно осматривался врачами-специалистами, в том числе врачом-кардиологом, ему назначалось необходимое обследование, лечение.
года Васильев А.В. обратился к сотрудникам МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России для вызова «скорой неотложной помощи» в связи с плохим самочувствием (сердечный приступ). В этот же день Васильев А.В. был осмотрен медицинской сестрой Т* При осмотре выявлено: пациент возбужден, требовал вызвать бригаду скорой медицинской помощи, утверждал, что у него «инфаркт». До прихода медицинского работника самостоятельно применил спрей с нитроглицерином сублингвально (под язык).
При объективном осмотре <данные изъяты>
На момент осмотра в экстренной госпитализации в стационар Васильев А.В. не нуждался. Показаний для вызова бригады скорой медицинской помощи не имелось.
22.01.2019 года Васильев А.В. осмотрен фельдшером К*, жалоб не предъявляет. Состояние удовлетворительное. Кожные покровы и видимые слизистые без особенности. Тоны сердца ритмичные. В легких хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный. Стул, диурез со слов в норме. Лечение получает. Рекомендовано продолжить лечение (амбулаторное).
28.01.2019 года Васильев А.В. осмотрен врачом-терапевтом, диагноз: <данные изъяты>
Таким образом, как следует из материалов дела, медицинской документации, необходимая медицинская помощь Васильеву А.В., в том числе и 21.01.2019 года оказывалась надлежащим образом, своевременно и в полном объеме. Данных о перенесенном инфаркте 21.01.2019 года медицинская документация не содержит.
В период с 17.09.2019 года по 26.09.2019 года Васильев А.В. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> с вышеуказанным диагнозом.
За время пребывания в стационаре осмотрен врачами-специалистами, в том числе и врачом-кардиологом. Выполнены необходимые исследования, получено лечение.
Рекомендовано: наблюдение врача по месту содержания; продолжить прием назначенной лекарственной терапии; осмотр врача-кардиолога 1 раз в год, или при ухудшении состояния.
Таким образом, отсутствуют доказательства необходимости вызова «скорой неотложной помощи» 21.01.2019 года Васильеву А.В.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Васильева А.В. о признании незаконным бездействия административного ответчика, нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Васильева А.В. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть 53 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным бездействия, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме – 29 октября 2019г.
Председательствующий: Габидулина Э.И.